Веренцова Татьяна
Современные проблемы науки и образования
▼ Скачать + Заказать документы
№ п/п Современные проблемы науки и образования Краткий комментарий проблемы.
Нормативные документы, регламентирующие решение проблемы
1. Проблема ценностей В последнее время все более очевидной становится снижение значимости нравственных и духовных ценностей человека, человеческих общностей, социумов. Образование является одним из основных факторов формирования общественного сознания, именно поэтому оно должно стать социальным институтом, который вернет веру в нравственные ценности.
Публикация «Современные проблемы науки и образования» размещена в разделах
Несоответствие содержания и технологий образования требованиям современного общества и экономики также является проблемой развития системы образования в России.
2. Проблема целей От того, на чем акцентировал внимание педагог, какие ценности для него приоритетны и особенно значимы, зависит, в каком направлении будет строиться, и осуществляться процесс обучения и воспитания. В истории развития образовательных систем можно выделить два подхода к проблеме целеполагания, формирующее (проектное) и свободное. Свободное целеполагание для многих является более прогрессивным по отношению к первому подходу с точки зрения гуманности и признания общечеловеческих ценностей, в то же время возникает вопрос по поводу практической реализации данной идеи в массовой школе в связи с некоторыми особенностями современного состояния общества.
1. Стандарты нового поколения содержат замечательные идеи о необходимости формирования и развития метапредметных умений учащихся, в то же время не содержат описания технологических процедур осуществления и реализации новых целей образования.
2. Особенности личности педагога, выросшего и получившего образование, профессиональные навыки в обществе с другими системами измерений и точками отсчета, идущими в разрез с новыми требованиями времени, с иным мировоззрением.
3. Средний возраст педагога в современной российской школе составляет 40 лет и старше. Этот возрастной период не является наилучшим для пересмотра жизненных ориентиров. Речь идет о психологических барьерах, включающих личные представления о норме своей деятельности, мнения значимых в профессиональном и непрофессиональном плане людей, особенности мышления человека, ориентация не на продуктивность, а на критику своих и чужих действий и идей.
3. Проблема поддержания престижа профессии учителя и преподавателя В этих целях следует обеспечить все без исключения учебные заведения современными учебниками и методическими пособиями по обновленным технологиям обучения, необходимой компьютерной техникой; повсеместно провести повышение квалификации и в случае необходимости переподготовку педагогического состава на базе обновленных государственных образовательных стандартов, образовательных программ и учебных планов; усилить мотивацию к участию в преобразованиях; создать разнообразные гибкие привлекательные условия для притока в систему образования нового поколения педагогических кадров, которому не сопутствовала бы инерционность, слабая реакция на внешние сигналы о необходимости смены действующих технологий образования; разработать и внедрить эффективные механизмы ротации управленческих кадров, профессионального и карьерного роста в системе образования.
Нужно, чтобы новое поколение учителей и преподавателей с желанием шли на работу в сферу образования, видя в ней перспективу совершенствования профессионального мастерства, применения в своей практике достижений российской и мировой науки и техники, получения в зависимости от результатов своего труда и педагогического коллектива морального и материального удовлетворения.
Необходимо в этих целях внимательно следить также за выделением и использованием соответствующей материально-технической базы учреждений системы образования, в полной мере обеспечивающей эффективное применение новых технологий обучения. Все это будет способствовать созданию оптимальных, демократических условий смены поколений учителей и преподавателей.
4. Бюрократизация системы образования За кипой бумаг и отчетов порой не удается рассмотреть человека, а уж, сколько это отнимает времени!
В начале реформ в стране состояние образования подверглось резкой критике. Общеизвестными фактами было то, что управление образованием носило недемократический, бюрократический характер, преобладал командный стиль руководства, неспособность оперативно решать возникающие проблемы, гипертрофия администрирования и инспекторского контроля. Отсутствовала сама потребность в обратной связи (постановка цели – контроль результата).
Характерными чертами системы образования и системы управления образованием были : неготовность к работе с потребителями образовательных услуг как с клиентами; довольно высокая самооценка при низком уровне притязаний; слабая самокритика; позиция управленца как пользователя, а не как конструктора системы управления; неравномерное распределение полномочий и ответственности; отчуждение системы управления от потребностей людей; отсутствие опыта и механизма партнерских отношений с представителями разных сфер социальной жизни; жесткие, как правило, линейно-функциональные структуры системы управления образованием; отсутствие обратной связи с выпускниками и вследствие этого снижение скорости реакции на динамично изменяющиеся потребности рынка труда; несогласованность работы “в команде” управленцев; смещение системы управления со своим объектом управления, как следствие — отсутствие анализа собственной управленческой деятельности и анализа проблем функционирования управляемых объектов.
Поскольку реформа в области образования ведет к процессу разрушения прежней единообразной системы учебных заведений, происходит дифференциация содержания образования. Другими словами, существенно изменился объект управления, должно измениться и управление им. Оно принимает другое качество, принимает образ менеджмента.
По своей природе деятельность менеджера образования многофункциональна. Он выступает в роли организатора, администратора, исследователя, психолога, хозяйственника, общественного деятеля. Задачей менеджера является обеспечение руководства и координации деятельности участников педагогического процесса. Управление образовательным учреждением приобретает смысл тогда, когда наполняется реальным педагогическим содержанием. Следовательно, деятельность менеджера в образовании по своему содержанию является управленческо-педагогической. Педагогический менеджмент имеет свою специфику и присущие только ему закономерности. Эта специфика выражается, прежде всего, в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда менеджера. Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда - информация, а орудием труда - слово, язык, речь. Результатом труда является степень обученности, воспитанности и развития объекта (второго субъекта менеджмента) - учащихся.
Педагог для эффективного управления должен владеть различными техниками и тренингами по работе с коллективом и передаче образования через коллектив. Эти техники призваны сформировать такие человеческие качества на основе современных знаний и умений, которые бы позволили личности решать возникающие проблемы, адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям, представлять и защищать интересы и права свои и других людей. Кроме того, что учитель обладает всеми вышеперечисленными умениями, он еще и профессионал, отлично знающий свой предмет. Если знаешь, о чем говорить, а также как говорить на уроке, то действительно можно не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания.
5. Коррупция в системе образования Коррупция в системе российской системы образования представляет многоликое и многоуровневое явление. Против коррупции принимают массу законов, но насколько эффективно они работают – большой вопрос. В частности, внедрение ЕГЭ – тоже попытка сократить коррупцию, но привело ли оно к желаемым результатам, до сих пор не понятно. Высокий уровень коррупции в учебных заведениях не дает возможности осуществлять вертикальную мобильность через получение качественного образования для детей из малообеспеченных семей. Реальные перспективы преодолеть проблемы российского образования предполагают необходимость поддерживать движение отечественного образования в направлении интеграции в мировую культуру там, где находятся положительные результаты, связанные с демократизацией школы, созданием системы непрерывного образования, гуманизацией и компьютеризацией образования, свободным выбором программ обучения и образования. Еще один важный вопрос управленческого подхода к организации учебного процесса – это полная прозрачность учебных заведений. Создание в них управляющего совета, открытой площадки для общения, возможность дистанционно контролировать достижения каждого ученика – для них самих, их родителей и органов управления образованием. Важную роль в ситуации современных учебных заведений играет грамотный менеджмент. Совершенствование управления в современных учебных заведениях на основании принципов стратегического менеджмента, которые ориентируется на конечный результат, предполагая внедрение современных информационных систем и баз данных, которыми обеспечивается электронный документооборот и рационально расходовать бюджетные средства, поддерживать перспективные управленческие решения, которые позволяют реализовать миссию учебного заведения, обеспечивая охрану жизни и здоровья людей, свободное развитие личности.
Законом «Об образовании» федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, наделен полномочиями инспектировать в порядке надзора на территории Российской Федерации образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, органы управления образованием и уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие контроль и надзор в сфере образования. Логичным было бы допустить, что Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки должна быть независимой от Министерства образования и науки РФ.
6. Преобладание теории над практикой Существующая сегодня система высшего профессионального образования преимущественно направлена на выпуск ученого-теоретика, а не подготовку практикующего специалиста. Теоретические знания, полученные в вузе, оторваны от реальных практических условий. Выпускники не умеют пользоваться полученными знаниями в своей непосредственной работе. Большинство людей, после окончания вуза не чувствуют готовности приступать к работе по полученной специальности. Это и плохой уровень практической подготовки, и слабая связь преподаваемого теоретического материала и практики, устаревшая система образования, которая уже не соответствует изменениям, произошедшим на рынке труда.
7. Отсутствие профильного обучения Большинство образовательных программ предполагает равное изучение гуманитарных, точных и естественных наук. При этом, интересы и склонности конкретного ребёнка не учитываются. Каждый учитель-предметник считает свою дисциплину главной и старается загрузить учеников по максимуму.
Возможность выбрать какой-либо профиль обычно есть только у старшеклассников, и то не во всех школах. Дети тратят время на предметы, которые им не нужны и не нравятся – это существенный недостаток современного школьного образования.