Татьяна Васильчук
Современные представления о моторной алалии
▼ Скачать + Заказать документы
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического
поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем
периоде развития ребенка [6].
Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором
нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лек-
сико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств при алалии выде-
ляют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы [1].
В основе топологической (клинической) классификации алалии (по кри-
Публикация «Современные представления о моторной алалии» размещена в разделах
терию учета локализации поражения головного мозга) находятся моторная
алалия, сенсорная, сенсомоторная и оптическая.
Подробнее остановимся на определении «моторная алалия».
Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи цен-
трального органического характера, обусловленное несформированностью
языковых операций процесса порождения речевого высказывания при относи-
тельной сохранности смысловых и сенсомоторных операций [5].
Моторная алалия обусловлена нарушениями центрального (коркового)
отдела речедвигательного анализатора. Ребенок своевременно начинает пони-
мать чужую речь, но собственная речь не развивается.
Под механизмом того или иного дефекта речи следует понимать нару-
шения структуры и функционирования языковой функциональной системы.
Механизм можно рассматривать в разных аспектах.
Существующие несколько подходов объяснения механизма возникнове-
ния и развития моторной алалии В. А. Ковшиков [6] разделяет их на три
группы:
сенсомоторные;
88
психологические;
языковые.
Сенсомоторный подход. В. А. Ковшиков [6] связывает речевое недораз-
витие с патологией сенсомоторных функций (слуховой, моторной агнозией,
апраксией).
Психологический подход связывают механизм развития алалии с недо-
статочной сформированностью у ребенка психических функций: памяти, вни-
мания, мыслительных процессов. Недостаточность высших психических
функций и снижение психической активности могут привести к грубым нару-
шениям формирования речи.
Языковой подход связывают недоразвитие речи с несформированно-
стью процесса восприятия и порождения речевых высказываний. При этом
принимают во внимание своеобразие отношений между языковыми и неязы-
ковыми механизмами. Именно в этом подходе находят объяснения типичные
для алалии языковые нарушения [6].
Дети с алалией, несмотря на свойственные им расстройства вербальной
речи, воспроизводят основные виды интонации и многие их оттенки; безоши-
бочно воспроизводят все или большую часть звукоподражаний; чаще употреб-
ляют автономно и совместно с вербальной речью мимико-жестикуляторную
речь [2].
В соответствии с целями нашего исследования мы больше будем опи-
раться на языковой подход.
Итак, моторная алалия представляет собой частное вербальное рас-
стройство знакового выражения в речевой деятельности, так как у детей с ала-
лией нарушена только словесная речь.
Клиника и динамика моторной алалии на разных возрастных этапах
имеют свои особенности. Но в дошкольном возрасте речевые и неречевые
симптомы моторной алалии проявляются наиболее ярко [3].
Локализация поражения головного мозга при моторной алалии изучена
недостаточно. У многих детей с моторной алалией ЭЭГ клинические исследо-
вания выявляют неврологические симптомы двигательных и речедвигатель-
ных нарушений. В современной клинической литературе доминируют две
точки зрения на локализацию поражения при моторной алалии :
для моторной алалии характерно не локальное, а диффузное по-
ражение головного мозга стертого характера. Эти минимальные поражения
затрагивают оба полушария и носят билатеральный характер;
возможен локальный характер поражения головного мозга. ЭЭГ
детей с моторной алалией выявили особенности биопотенциалов мозга, сви-
детельствующие о снижении активности центральной нервной системы и па-
тологический характер волн в некоторых областях мозга.
Для моторной алалии характерно нарушение всех подсистем языка: син-
таксической, морфологической, лексической и фонематической. Аграмма-
тизм, расстройства поиска слов, трудности «выбора» фонем и установления
порядка их следования, нарушения слоговой структуры слов – это типичные
89
проявления моторной алалии. Кроме этого у многих детей с алалией проявля-
ются неврологические и психопатологические нарушения. Уровень речевого
развития у детей может колебаться от почти полного отсутствия речи до не-
значительных отклонений в функционировании языковых подсистем [4].
Н. Н. Трауготт [7] отмечает, что развитие речи моторного алалика прохо-
дит три этапа:
На первом – ребенок владеет немногими словами, часть которых имеет
характер детского лепета (бай-бай, ням-ням, широко использует мимику и же-
сты. Некоторые мимические реакции принимают постоянное значение, стано-
вясь как бы мимическими словами.
На втором этапе – слов в распоряжении ребенка больше, но слова эти
сильно искажены. Нередко появляется фраза из 2-3 слов, имеющая своеобраз-
ное построение: часть слов заменяется мимикой, падежные окончания отсут-
ствуют, имеет место полный аграмматизм («Коля пить молоко», «Мальчик
Миша паф я»). Такое своеобразие стиля объясняется тем, что ребенок, страда-
ющий моторной алалией, перерастает свои речевые возможности: мысли 7-
летнего, 11-13 летнего ребенка облачаются в словарь двухлетнего. На этом
этапе часто сохраняются лепетные слова. Изредка встречаются слова, изобре-
тенные самим ребенком и употребляемые им на протяжении нескольких лет
(«папу» – хлеб). Возможно расширение значения слов. Так, например, одно и
то же слово «пить» обозначает чашку, действие, напиток.
На третьем этапе развития речи моторный алалик уже обладает довольно
богатым запасом слов. Лепетные слова исчезают, искажений становится
меньше. Агроммматизм сглаживается, в речи появляются предлоги, при-
ставки, союзы. Однако полного овладения речью еще нет. Стоит предложить
ребенку рассказать о прочитанном или пережитом, как вновь обнаруживается
почти полная невозможность формулировать мысли в связной форме. В этих
условиях оживает мимика и появляется аграмматизм.
Таким образом, проанализировав взгляды исследователей, изложенные
в научных работах относительно понятия «моторная алалия» и её механизмы,
делаем следующие выводы:
Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи цен-
трального органического характера, обусловленное несформированностью
языковых операций процесса порождения речевого высказывания при относи-
тельной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. При моторной
алалии отмечаются выраженные в различной степени неврологические нару-
шения.
Под механизмами моторной алалии следует понимать нарушение струк-
туры и функционирования языковой функциональной системы. Существуют
концепции объяснения моторной алалии : сенсомоторные, психологические,
языковые.