МААМ-картинки

Современные представления о моторной алалии

Татьяна Васильчук
Современные представления о моторной алалии
▼ Скачать + Заказать документы

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического

поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем

периоде развития ребенка [6].

Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором

нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лек-

сико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств при алалии выде-

ляют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы [1].

В основе топологической (клинической) классификации алалии (по кри-

Публикация «Современные представления о моторной алалии» размещена в разделах

терию учета локализации поражения головного мозга) находятся моторная

алалия, сенсорная, сенсомоторная и оптическая.

Подробнее остановимся на определении «моторная алалия».

Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи цен-

трального органического характера, обусловленное несформированностью

языковых операций процесса порождения речевого высказывания при относи-

тельной сохранности смысловых и сенсомоторных операций [5].

Моторная алалия обусловлена нарушениями центрального (коркового)

отдела речедвигательного анализатора. Ребенок своевременно начинает пони-

мать чужую речь, но собственная речь не развивается.

Под механизмом того или иного дефекта речи следует понимать нару-

шения структуры и функционирования языковой функциональной системы.

Механизм можно рассматривать в разных аспектах.

Существующие несколько подходов объяснения механизма возникнове-

ния и развития моторной алалии В. А. Ковшиков [6] разделяет их на три

группы:

сенсомоторные;

88

психологические;

языковые.

Сенсомоторный подход. В. А. Ковшиков [6] связывает речевое недораз-

витие с патологией сенсомоторных функций (слуховой, моторной агнозией,

апраксией).

Психологический подход связывают механизм развития алалии с недо-

статочной сформированностью у ребенка психических функций: памяти, вни-

мания, мыслительных процессов. Недостаточность высших психических

функций и снижение психической активности могут привести к грубым нару-

шениям формирования речи.

Языковой подход связывают недоразвитие речи с несформированно-

стью процесса восприятия и порождения речевых высказываний. При этом

принимают во внимание своеобразие отношений между языковыми и неязы-

ковыми механизмами. Именно в этом подходе находят объяснения типичные

для алалии языковые нарушения [6].

Дети с алалией, несмотря на свойственные им расстройства вербальной

речи, воспроизводят основные виды интонации и многие их оттенки; безоши-

бочно воспроизводят все или большую часть звукоподражаний; чаще употреб-

ляют автономно и совместно с вербальной речью мимико-жестикуляторную

речь [2].

В соответствии с целями нашего исследования мы больше будем опи-

раться на языковой подход.

Итак, моторная алалия представляет собой частное вербальное рас-

стройство знакового выражения в речевой деятельности, так как у детей с ала-

лией нарушена только словесная речь.

Клиника и динамика моторной алалии на разных возрастных этапах

имеют свои особенности. Но в дошкольном возрасте речевые и неречевые

симптомы моторной алалии проявляются наиболее ярко [3].

Локализация поражения головного мозга при моторной алалии изучена

недостаточно. У многих детей с моторной алалией ЭЭГ клинические исследо-

вания выявляют неврологические симптомы двигательных и речедвигатель-

ных нарушений. В современной клинической литературе доминируют две

точки зрения на локализацию поражения при моторной алалии :

для моторной алалии характерно не локальное, а диффузное по-

ражение головного мозга стертого характера. Эти минимальные поражения

затрагивают оба полушария и носят билатеральный характер;

возможен локальный характер поражения головного мозга. ЭЭГ

детей с моторной алалией выявили особенности биопотенциалов мозга, сви-

детельствующие о снижении активности центральной нервной системы и па-

тологический характер волн в некоторых областях мозга.

Для моторной алалии характерно нарушение всех подсистем языка: син-

таксической, морфологической, лексической и фонематической. Аграмма-

тизм, расстройства поиска слов, трудности «выбора» фонем и установления

порядка их следования, нарушения слоговой структуры слов – это типичные

89

проявления моторной алалии. Кроме этого у многих детей с алалией проявля-

ются неврологические и психопатологические нарушения. Уровень речевого

развития у детей может колебаться от почти полного отсутствия речи до не-

значительных отклонений в функционировании языковых подсистем [4].

Н. Н. Трауготт [7] отмечает, что развитие речи моторного алалика прохо-

дит три этапа:

На первом – ребенок владеет немногими словами, часть которых имеет

характер детского лепета (бай-бай, ням-ням, широко использует мимику и же-

сты. Некоторые мимические реакции принимают постоянное значение, стано-

вясь как бы мимическими словами.

На втором этапе – слов в распоряжении ребенка больше, но слова эти

сильно искажены. Нередко появляется фраза из 2-3 слов, имеющая своеобраз-

ное построение: часть слов заменяется мимикой, падежные окончания отсут-

ствуют, имеет место полный аграмматизм («Коля пить молоко», «Мальчик

Миша паф я»). Такое своеобразие стиля объясняется тем, что ребенок, страда-

ющий моторной алалией, перерастает свои речевые возможности: мысли 7-

летнего, 11-13 летнего ребенка облачаются в словарь двухлетнего. На этом

этапе часто сохраняются лепетные слова. Изредка встречаются слова, изобре-

тенные самим ребенком и употребляемые им на протяжении нескольких лет

(«папу» – хлеб). Возможно расширение значения слов. Так, например, одно и

то же слово «пить» обозначает чашку, действие, напиток.

На третьем этапе развития речи моторный алалик уже обладает довольно

богатым запасом слов. Лепетные слова исчезают, искажений становится

меньше. Агроммматизм сглаживается, в речи появляются предлоги, при-

ставки, союзы. Однако полного овладения речью еще нет. Стоит предложить

ребенку рассказать о прочитанном или пережитом, как вновь обнаруживается

почти полная невозможность формулировать мысли в связной форме. В этих

условиях оживает мимика и появляется аграмматизм.

Таким образом, проанализировав взгляды исследователей, изложенные

в научных работах относительно понятия «моторная алалия» и её механизмы,

делаем следующие выводы:

Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи цен-

трального органического характера, обусловленное несформированностью

языковых операций процесса порождения речевого высказывания при относи-

тельной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. При моторной

алалии отмечаются выраженные в различной степени неврологические нару-

шения.

Под механизмами моторной алалии следует понимать нарушение струк-

туры и функционирования языковой функциональной системы. Существуют

концепции объяснения моторной алалии : сенсомоторные, психологические,

языковые.

Публикации по теме:

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Современные развивающие игры для современных дошкольников Доклад к педагогическому совету «Современные развивающие игры для современных дошкольников.» Развивающие игры cовременного поколения - интеграция.

Современные игрушки детей дошкольного возрастаСовременные игрушки детей дошкольного возраста "Современные игрушки детей дошкольного возраста" Каждая игрушка чему-то учит и развивает малыша. Машинки куклы, мягкие игрушки – все эти.

Современные игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ С внедрением ФГОС в образовательный процесс в ДОУ на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены.

Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи Одним из важных принципов технологии реализации различных программ дошкольного образования является совместное с родителями воспитание и.

Современные подходы к управлению качеством игровой деятельностиСовременные подходы к управлению качеством игровой деятельности Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности Аннотация Главным в работе любой ДОО являются сохранение и укрепление физического.

Статья «Современные игрушки и наша позиция»Статья «Современные игрушки и наша позиция» Чем могут помочь в воспитании куклы Монстр Хай? Несколько раз за последнее время натыкалась на попытки педагогов и родителей осмыслить или.

Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития»Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные представления о моторной алалии
Опубликовано: 18 ноября 2022 в 17:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные представления о моторной алалии» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Васильчук (УИ 2731040) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД