Ольга Углева
Современные подходы взаимодействия детского сада и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация в рамках семинара - практикума "Современные подходы взаимодействия детского сада и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников".
1й слайд. Современный подход к взаимодействию ДОУ и семьи - это отношение к родителям как партнерам, вовлечение их в жизнь детского сада. Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать любовь к близким людям, к малой Родине, к России. Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.
Публикация «Современные подходы взаимодействия детского сада и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
2й слайд. Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
3й слайд. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого родителя - обязательное требование и условие данной работы.
4й слайд. Работа с родителями не должна ограничиваться только в рамках педагогического просвещения (беседы, консультации). Главной целью является - вовлечь их в процесс нравственно - патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в играх, проектах, конкурсах, викторинах).
Традиционно считается проводить конкурсы на лучшую зимнюю и летнюю площадки, где родители совместными усилиями создают для своих детей снежные постройки, строят горки, помогают в озеленении территории. Глядя на них, дети и сами стараются вложить свою лепту в общее дело.
Большое значение имеют семейные экскурсии по достопримечательностям своего города. Родители могут принимать активное участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков и поделок ко «Дню Победы», на лучшее оформление группы к Новому году, фотоконкурс «Мы с папой!» и т. д.
Также может быть реализован метод семейных проектов: «Моя малая Родина», «Моя семья - мое богатство», «Уголок памяти», «Письмо с фронта».
5й слайд. К современным подходам нравственно-патриотического воспитания детей можно отнести: тематические акции, фестивали, семейные онлайн – клубы, технологию музейной педагогики.
6й слайд. Тематические акции – это новая форма интерактивного взаимодействия, которые направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, по различным образовательным областям, повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка. Данные акции могут быть как общесадовскими, так и групповыми. Основными целями проводимых акций являются: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, разработка технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям.
Акции могут быть направлены, на формирование ценностных отношений к родному городу, к его истории, основным достопримечательностям, способствовать повышению уровня знаний у дошкольников о родном крае, активизировать сотрудничество детского сада и семьи в решении актуальных вопросов патриотического воспитания.
Большая подготовительная работа воспитателей к проведению таких акций способствует повышению их профессионального мастерства, расширению имеющихся представлений о работе с детьми и родителями. Вовлечение в сотрудничество разных специалистов ДОУ благоприятно сказывается на взаимодействии всех участников педагогического процесса.
Пример, Акция «Милосердие» можно приурочить ко дню инвалидов с целью сочувственно - доброго отношения к людям инвалидам. Эта часть работы носит ярко выраженный нравственный характер. В детский сад можно пригласить специалиста с социальной реабилитации инвалидов. Он вместе с педагогом может организовать занятия, например «Почему инвалидом тяжело жить». На доступном дошкольному возрасту уровне рассказать о людях с ограниченными возможностями, чтобы вызвать у детей сочувствие – переживание. Детям возможно предложить участие в концерте посвященному «Дню инвалидов»; изготовить поделки-игрушки для детей с ограниченными возможностями и т. д.
7й слайд. Фестиваль - это массовое празднество, включающее в себя показ, смотр каких-либо видов искусства. Фестиваль – это всегда событие для участника любого возраста, а детский фестиваль событие вдвойне важное, ведь неталантливых детей не бывает. Каждый ребёнок талантлив! И это не просто слова! Одной из задач фестиваля является: повышение творческой активности родителей и детей, предоставление им возможности самовыражения. Программа фестиваля может проходить в разных номинациях: пение, танец, художественное слово, изобразительное творчество, инструментальное творчество, оригинальный жанр.
Например, можно организовать военно – патриотический фестиваль, «Мой дом – Россия», «Город мой любимый, город мой родной».
8й слайд. Семейный онлайн – клуб как интерактивная форма работы с родителями, направлен на совершенствование взаимодействия семьи и детского сада.
Основные цели интерактивного взаимодействия – обмен опытом, формирование общего мнения, выработка общих решений, создание условий для диалога, сплочение внутри группы, изменение психологической атмосферы, возможность вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребёнка.
Семейный клуб введется весь учебный год. Педагог составляет тематический план по нравственно – патриотическому воспитанию. Каждый месяц предлагает родителям и детям новую тему.
9й слайд. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде совместно с родителями.
В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции «мини-музеи» вполне реально. В ДОУ решаются задачи по приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого, проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.
В нашем городе не так много музеев. Проблему решит создание мини музеев в ДОУ, т. к. они являются одним из оптимальных средств передачи информации. С помощью музейной педагогики можно помочь детям сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе.
10й слайд. ДЕТСТВО - КАЖДОДНЕВНОЕ ОТКРЫТИЕ МИРА И ПОЭТОМУ НАДО СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ОНО СТАЛО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ПОЗНАНИЕМ ЧЕЛОВЕКА И ОТЕЧЕСТВА, ИХ КРАСОТЫ И ВЕЛИЧИЯ.
(В. А. Сухомлинский).
О. В. Углева
В. А. Ермолаева