Татьяна Алексеева
Современные подходы в формировании основ патриотизма у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы доминирующее внимание к правам человека привело к тому, что личное стало преобладать над общественным, поэтому задачи патриотического и гражданского воспитания россиян перешли на первый план, стали задачами государственной важности.
По этой теме опубликованы нормативные документы федерального и регионального уровней:
• Национальная доктрина образования
• Концепция патриотического воспитания граждан РФ
• Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Публикация «Современные подходы в формировании основ патриотизма у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
• Указ Президента РФ «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания»
• Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Современные дошкольники мало знают о своем роде, родном городе, стране, народных традициях, промыслах, культурных ценностях, правах и обязанностях каждого человека. Для решения этой проблемы необходимо осуществлять целенаправленную и системную работу, учитывать изменения, происходящие в обществе, и использовать современные технологии, методы, формы работы с детьми.
Воспитание патриотизма, опирающееся только на традиционные формы и методы работы, не будет успешным. Современные технологии имеют очевидные преимущества в процессе данной работы.
Регулярное применение во время непосредственно-образовательной деятельности, кружков, праздников, фестивалей и мероприятий информационно-коммуникационных технологий :
- содействует более качественному восприятию содержания материала;
- помогает сделать его более занимательным, доступным, запоминающимся, информативным;
- учитывает ведущий вид мышления в дошкольном возрасте (наглядно - образное).
Ещё одна современная педагогическая технология, оказывающая положительное влияние на гражданское и патриотическое воспитание дошкольников – технология проектной деятельности, суть которой
• в мотивировании интереса детей к проблеме;
• овладении ими необходимыми знаниями и навыками для ее решения;
• организации проектной деятельности по решению проблемы;
• практическое применение полученных знаний (продукт).
Вот некоторые темы проектов, связанные с патриотическим и гражданским воспитанием:
• «Наша Родина – Россия»;
• «Народные промыслы» ;
• «Мудрые сказы П. П. Бажова»;
• «Моя семья».
В рамках этих проектов дети на доступном уровне могут познакомиться с играми разных народов России, основами духовно-нравственной культуры, с народными росписями, с устным народным творчеством (песней, сказкой, былиной, традициями народов России, их бытом, обычаями.
Следующей современной формой, которую используем мы в работе, является проведение Акций с целью привития детям патриотизма и уважительного отношения к старшим. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.
В нашем саду проходили такие акция, как «Белые журавли», «Собери посылку солдату», «Бессмертный полк», «Окна победы».
Еще одна форма, которая применяется в детском саду, – встречи с ветеранами ВОВ и ветеранами труда. Такие встречи организуются с целью формирования у детей понимания значимости каждого гражданина в жизни целой Родины.
В нашем детском саду организуется работа с детьми в рамках «Музея Боевой Славы». В музее представлены такие экспозиции, как «Маленькие герои войны», «Привал», «Бессмертный полк», «Города-герои», а также «Книга памяти», плакаты, награды, военная атрибутика, альбомы «Оружие войны» и «Современная Самара – страницы военной летописи». Также в музее представлены макеты боевых действий, сделанные родителями совместно с детьми.
В детском саду работает ещё один музей «Русская изба». Здесь дети знакомятся с предметами промысловой деятельности своих предков. Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают выводы о том, что традиции мастерства сохраняются. Периодически в группах создаются мини-музеи народных промыслов, выставки художественной литературы наших соотечественников, работы художников нашей страны, творческих работ воспитанников и их родителей.
Таким образом применение современных технологий, методов и форм патриотического воспитания, способствует формированию у детей базовых знаний о своем роде, жителях своего населенного пункта, России; о традициях, культуре, быте, промыслах народа; о правах и обязанностях гражданина.