Наталья Лебедева
Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Публикация «Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Познавательная активность – стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов, как субъективных, так и объективных.
Огромными возможностями обладает организация и внедрение в педагогическую практику инновационной деятельности для повышения качества образования. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. «Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы, должны быть обеспечены соблюдения прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных Федеральным государственным стандартом»
Педагогический опыт показывает, что на современном этапе развития общества недостаточно просто чему-либо научить ребёнка. Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Реализация самостоятельной практической и творческой деятельности детей в области познавательного развития нацелена, прежде всего, на всестороннее развитие личности ребёнка. Одним из основных принципов дошкольного образования стало «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования»
Поиск новых форм работы привёл к тому, что в практике дошкольного учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности. Новизна опыта заключается в разработке и реализации проектов различной направленности, создающих условия для развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста. В наше время проблема познавательного развития личности, формирования его исследовательских способностей – одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.
Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на решение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребёнок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел, поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию ещё не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. А задача дошкольного учреждения – «…создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром»
В процесс реализации проекта активно вовлекаются родители детей. На данном этапе задача дошкольного учреждения поддерживать «…взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи»
Что же приобретают наши дети от познавательной и исследовательской деятельности, что меняется от этого в их личности? Прежде всего, это – радость узнавания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого, ребёнок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально-отзывчивым.
Изучение методической литературы позволило нам сделать вывод, что познавательную деятельность, заключающую в себе большие возможности для становления социально-личностного отношения к окружающему миру, можно использовать для самостоятельного добывания знаний и применения их во взрослой жизни.