Ольга Полежаева
Педсовет «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи по вопросу физического развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт – структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования устанавливают нормы и положения при реализации работы с родителями.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников является главным в работе с детьми. Невозможно вести работу с дошкольниками без взаимодействия с семьей.
Публикация «Педсовет „Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи по вопросу физического развития детей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Каждый год детский сад открывает для новеньких детей двери и передо мной стоит сложная задача, как привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком. Хочется, чтобы родители и я стали друзьями и партнерами, убедить родителей в том, что ответственность за ребенка у нас общая.
Какие задачи предполагается решить с точки зрения современных и инновационных подходов во взаимодействии с родителями :
- с каждой семьей воспитанника необходимо установить партнерские отношения;
- направить работу с родителями (законными представителями) и мною на атмосферу взаимопонимания и общих интересов;
- обогащать воспитательные умения родителей, направленные на сохранение, укрепление здоровья, на поддержание здорового образа жизни детей;
- поддерживать родителей в их стремлении вести здоровый образ жизни и сохранении здоровья.
Здоровье каждого ребенка формируется под воздействием целого комплекса факторов (наследственная предрасположенность, социальные условия и др.). Наиболее значимым фактором является семейное воспитание.
Современные подходы взаимодействия детского сада и семьи по вопросам физического воспитания предполагают, что моя работа, инструктора по физкультуре, начинается поэтапно.
1. С изучения мнений родителей в отношении качества образовательных услуг, предоставляемых нашим детским садом по физическому развитию :
- анкетирование (открытые формы и закрытые,
- социологические опросы (сведения о семье, профессии, увлечения,
- мониторинги (степень участия родителей в воспитании детей, степень сотрудничества с детским садом, организация совместных форм деятельности в семье и т. д. ,
- интервьюирование (устный опрос – свободное, без темы и стандартизированное, близкое к анкете, если необходимо, то сохранить анонимность,
- использование метода словесной коммуникации – беседа, она, как правило, свободная, при которой необходимо внимательно слушать собеседника и быть тактичным;
- приглашение родителей к выполнению совместных практических заданий с ребенком – создать ситуацию, при которой необходимо понаблюдать за родителями, помогают или навязывают, подбадривают, или все делают за ребенком и т. д., после чего вместе сделать вывод;
2. После анализа проведенной работы выявляется проблема и направление в работе (например, родители плохо знают народные игры). Необходимо выстроить поэтапное решение данного вопроса в русле партнерских отношений, при которых никто не учит, взаимодействие происходит на равных, никто не контролирует, решаются единые задачи и цели:
Цель – вовлечь родителей в данную тему, всю работу желательно проводить через ребенка:
- заинтересовать конечным результатом;
- расширить знания детей и родителей об играх в информационном листе, стендах с фотографиями;
- пригласить родителей на непосредственно – образовательную деятельность по изучаемой теме и не только;
- пригласить родителей на праздники, которые проходят в детском саду, привлечь к совместному участию с детьми;
- привлечь родителей к пополнению предметно - развивающей среды;
- пополнить знания родителей на мероприятии в совместной деятельности с детьми «Мастер – класс»;
- провести совместную викторину с детьми и родителями, с совместным практическим показом;
- привлечь родителей в подготовке к соревнованиям (например, «Юный гимнаст», где родители дома с ребенком выполняют специальные упражнения, посещают тренировки, которые я провожу с детьми, непосредственно в детском саду перед соревнованиями);
- оценить работу активных родителей с детьми благодарностями, грамотами, медалями от лица узкого специалиста (в данном случае – инструктора по физкультуре)
Как вовлечь родителей в процесс совместной работы пол физическому развитию? Форм взаимодействия много.
1. Традиционные.
- родительские собрания, на которых поднимаются темы здоровья и здорового образа жизни (можно с родителями вместе разработать план работы на учебный год, обращая внимание на то, что родители и мы, педагоги – друзья и коллеги и цель у нас одна);
- беседы (спонтанные и специально подготовленные, к которым необходимо готовить ключевые вопросы, сидя напротив друг друга, с улыбкой, заканчивать беседу необходимо вежливыми и приятными словами);
- стенгазеты (оформляются вместе с родителями на определенную тему, например, «Спорт на даче», «Наше веселое спортивное лето» и другие);
- родительские уголки (информирование родителей по вопросам здоровья, развития физических качеств детей, информация о здоровьесберегающих технологиях и т. д.);
- консультации с родителями общие и индивидуальные (пропаганда здорового образа жизни, выявление наклонностей детей, желание заниматься тем или иным видом спорта, индивидуальные рекомендации и пожелания);
- дни открытых дверей: показы для родителей непосредственно – образовательной деятельности, предметно-развивающей среды – наличие оборудования в спортзале и бассейне;
- показ работы системы дополнительного образования - секции «Крепыш» по плаванию в бассейне, секции «Рыбки» с показом элементов аквааэробики, занятия «сухого бассейна», совместные праздники с родителями и т. д. ;
- ознакомление родителей с результатами диагностики.
2. Интерактивные формы взаимодействия (например, взаимодействие через игру «Вопрос – ответ» - создать ситуацию и предложить ее решить, общение по интернету в онлайн – группе.
3. Досуговая форма:
- совместные спортивные праздники («Вместе с мамой, вместе с папой»);
- совместные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»;
- совместные развлечения (например, привлечение родителей к участию при проведении народных праздников, встречи Нового года, Масленицы и т. д.)
4. Познавательные формы – образовательные и просветительские:
- посещение родителями непосредственно – образовательной деятельности;
- родительский клуб (например, решение проблемы сохранения здоровья, используя разные виды закаливаний и другие);
- родительский ринг (готовятся вопросы и ответы, родителей готовить заранее, например, «Спорт для девочек и мальчиков» и другие темы);
- родительский час (мероприятие планируется с учетом проблемы, например, «Быть здоровым я хочу и ребенка научу», знакомство родителей с разными видами дыхательных гимнастик, массажа и т. д.);
- педагогический капустник (объединение педагогов и родителей, на которых можно предложить показательные выступления детей со спортивными достижениями, включить в капустник конкурсы, задания на спортивные темы);
- педагогический практикум для родителей – научить родителей играть в игры, например, народов Поволжья, выполнять упражнения на развитие каких – либо физических качеств, например, силы, для того, чтобы играть и выполнять эти упражнения с ребенком дома;
- предлагать на планшете, на экране телевизора спортивные упражнения, игры для закрепления с ребенком дома.
Что положительного получают родители от совместной деятельности с детьми?
- радуются успехам, переживают;
- имеют возможность наблюдать за своим ребенком среди других детей;
- появляется возможность поработать в профессиональной среде;
- появляется желание выполнять обучение детей дома;
- между педагогом и родителями возникает доверие к воспитанию и сотрудничество;
- родители обучаются видам деятельности, которые предлагаются педагогами;
- взрослые ближе знакомятся с друзьями своих детей, родители между собой;
- дети, видя своих родителей, стараются, играют с родителями вместе;
- инициатива должна исходить от педагога.
Что получают при этом педагоги?
- уверенность и удовлетворенность в сближении семьи;
- родители получают косвенное обучение, не навязанное, не назидательное;
- отношения с родителями улучшаются и носят более доверительный характер;
Таким образом, при современных требованиях взаимодействия с родителями, необходимо помнить, что родители являются главными педагогами своих детей, они закладывают первые основы воспитания и всестороннего физического развития. Работа с родителями – это процесс общения разных людей, поэтому при любом контакте с ними необходимо создать атмосферу взаимопонимания, поддержки и общности интересов.
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Анкетирование в начале года и в конце помогает выстроить работу по физическому развитию детей, дифференцированно подходить к каждой семье, определить темы и направления взаимодействия с родителями.
Мой опыт показал, что, как только устанавливаются доверительно – деловые отношения с родителями, отмечается их активное участие в спортивных мероприятиях детского сада, повышается уровень заинтересованности родителей проблемой физического воспитания детей, на предложения к участию в соревнованиях, мероприятиях в детском саду я отмечаю положительный отклик, таких родителей становится больше.
Думаю, что выбранные мною подходы, формы и методы работы с родителями способствуют повышению педагогической культуры по вопросам физического развития и заинтересованности родителей по вопросам оздоровления детей.
В перспективе планирую работать с родителями в тесном контакте по обеспечению психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Литература:
1. ФГОС ДО от 17 октября 2013 года.
2. Доронова Т. Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями». Пособие для работников ДОУ. М: 2002. 120с.
3. Данилина Т. А., Ладога Г. С., Зуйкова М. Б. «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом» - пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М: «Аркти», 2005, 80с.
4. Банникова Л. П. «Программа оздоровления детей в ДОУ» Методическое пособие. М: ТЦ «Сфера», 2008, 46с.