Гугучкина Евгения Павловна
Реализация индивидуального маршрута сопровождения детей с ОВЗ в условиях взаимодействия семьи и детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Подходы к взаимодействию с родителями в нашей стране и их статус менялись в зависимости от целей и задач в системе образования, сейчас они являются активными участниками образовательного процесса при партнерских отношениях. Это регламентируют такие документы, как:
• Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ
• ФГОС ДО
Публикация «Реализация индивидуального маршрута сопровождения детей с ОВЗ в условиях взаимодействия семьи и детского сада» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
• Приказ Минобрнауки России от 21 августа 2019 г. № 32" О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013"
Проблема обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрировать в среду здоровых сверстников. Это возможно при реализации индивидуального маршрута сопровождения ребенка с ОВЗ.
Индивидуальный маршрут сопровождения предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями в развитии умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Но, для начала, надо определиться с понятием индивидуальный маршрут сопровождения (далее ИМС). Это целенаправленно проектируемая система конкретных совместных действий: администрации, медицинского персонала, воспитателей, специалистов (музыкальный работник, инструктор по физической культуре, учитель - дефектолог, педагог – психолог, учитель - логопед) и родителей в процессе развития ребенка с ОВЗ. Надо сказать, что единой формы данной системы нет, и она зависит того, какие специалисты присутствуют в учреждении и реализуется она в виде документа, регламентирующего и определяющего содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком, имеющим проблемы в развитии и семьей, воспитывающей такого ребенка. Главная цель ИМС: максимальная реализация образовательных и социальных потребностей детей с ОВЗ, включает в себя такие разделы как: состояние здоровья, физическое и психическое развитие, планирование индивидуальной коррекционной развивающей работы всех специалистов.
Для эффективной реализации данного индивидуального маршрута необходимо придерживаться обязательных принципов:
• принцип опоры на обучаемость ребенка;
• принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;
• принцип отказа от усредненного нормирования;
• принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов и родителей;
• принцип поэтапности
Первый этап реализации индивидуального маршрута - это этап «комплексной диагностики». Он включает в себя изучение документов руководителем уже при поступлении ребенка в ДОУ, специалистами, в том числе медицинскими работниками, личное общение с родителями (законными представителями, выяснение практической информации о ребенке, особенностях семьи, социальный статус и т. д. Важность этого этапа заключается в налаживании контакта и позитивных партнерских отношений с семьей и планировании индивидуальной работы с ребенком.
Второй этап – это этап разработки индивидуального маршрута сопровождения ребенка. Он включает в себя работу ПМПК учреждения, где специалисты дают подробное описание содержания коррекционной работы с конкретным ребенком на длительную перспективу (учебный год, с возможностью корректировки в течение года. Заключительной частью данного этапа является оформление перспективного планирования коррекционной работы на определенный период с ребенком и ознакомление с этим планом родителей.
Третий этап – деятельностный. Индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, воспитателем, другими специалистами. Консультирование и привлечение родителей к реализации маршрута используя групповые и индивидуальные формы работы.
Четвертый этап - рефлексивный. Он включает в себя итоговую диагностику, анализ результатов по средствам работы заключительной ПМПК. Работа с родителями на данном этапе заключается в том, предоставляются родителям достижения ребенка, характеризуется динамика, предполагаются причины, даются рекомендации на летний период или, направление на школьную комиссию, которая и определяет дальнейший маршрут ребенка.
Основным результатом процесса реализации ИМС в ДОУ является всестороннее развитие личности ребенка с ОВЗ, готового к самореализации через доступные ему виды деятельности, обеспечение формирования равных стартовых возможностей выпускников детского сада. Удовлетворение образовательных потребностей в воспитании и обучении детей с ОВЗ и родителей.