Лариса Шубрик
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема выступления: «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в ДОУ»
Автор: Шубрик Лариса Васильевна
МБДОУ «Детский сад № 99 «Топ-Топ»
Воспитатель высшей квалификационной категории
Публикация «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2021
В нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые. Молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв тёплых, эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением.
И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Утрата культурных ценностей народа и равнодушное отношение к опыту прошлых поколений объясняется отсутствием знаний и нераз-витостью чувств детей, что приводит к эмоциональной глухоте, безду-ховности. Патриотическое воспитание - процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его куль-турой. Его важность подчеркивается в государственных документах в области образования: Федеральном законе «Об образовании в Рос-сийской Федерации», «Национальной доктрине образования в РФ», указе Президента «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» и др., в которых говорится об объединении обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, о необходимости включения регионального компонента в образовательную систему, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, целевые ориентиры и личностные качества.
Отрадно, что в настоящее время начинается процесс духовного возрождения России, закрепляется приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Вся система работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников в нашей группе опирается на следующие педагогические задачи:
1. Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к семье, малой Родине, родной стране, формировать гражданское самосознание.
2. Расширять представления о культуре, народных традициях своего народа.
3. Охранять и укреплять нравственное и физическое здоровье детей.
Задачи по нравственно - патриотическому воспитанию решаются в рамках следующих направлений:
• Воспитательно-образовательное. На занятиях дети совместно с педагогом изучают сказки, стихотворения и рассказы, обязательно обсуждаются поступки героев, черты характера. Произведения для совместного чтения с дошкольниками всегда содержат элемент нравственного воспитания. Например, сказка «Репка» учит ценности совместного дела, «Три медведя» - важности семьи, «Цветик-семицветик» - жертвенности, «Чук и Гек» - любви к труду и родине и т. д. Сказка заставляет детей сопереживать героям и даёт возможность оценить добрый поступок персонажа. Беседы выстраиваются также из обсуждения реальных ситуаций, поступков воспитанников. Дети с интересом участвуют в этических беседах о дружбе, уважении, заботе.
Поскольку у дошкольников недостаточно развито восприятие абстрактных образов, мотивирующим материалов для начала беседы служат наглядные примеры: сюжетные иллюстрации, картинки с эмоциональными состояниями персонажей, фотографии.
• Воспитательно-оздоровительное. «В здоровом теле - здоровый дух» - это надо запомнить и осознать с раннего детства. Духовно-нравственное воспитание состоит в том числе и в привитии детям здорового образа жизни. Важность двигательной активности передаётся через закаливание, динамичные игры и праздничные действа в детском саду.
• Нравственно-трудовое. Нравственность воспитывается в приобщении детей к трудовым поручениям в течение дня (дети оказывают посильную помощь в уборке группы, помогают накрыть на стол). Развитию уважения к ручному труду способствуют занятия по изготовлению подарков: открытки для ветеранов, бусы для мамы на праздник 8 Марта и др. Поделки к праздникам получаются у ребят особенно хорошо, потому что их старание идёт от желания сделать приятное родным.
Для успешной реализации нравственно - патриотического воспитания необходимо создание развивающей предметно-пространственной среды, с учетом возрастных особенностей детей. Правильно организованная развивающая среда в группах позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Содержание предметно-развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, постоянно обогащается, обеспечивать «зону ближайшего развития» детей.
В нашем ДОУ оформлено 3 центра нравственно - патриотического направления: «Я люблю Норильск», мини - музей «Сокровищница русских народных умельцев» и «Карусель дружбы», в котором дети знакомятся с культурой и обычаями национальностей ближайшего окружения, у детей формируется чувство симпатии к разной национальной культуре, обычаям, традициям, играм.
Центры открыты для посещения всеми воспитанниками, являются общими для детского сада.
В группе оформлен центр в двух направлениях:
• по нравственно-патриотическому воспитанию : сделан акцент на изучение государственной символики (Символы России - герб, флаг, гимн, основ семьи, особенностей родного города и страны; в уголке располагаются разнообразные материалы для изучения: фотографии, открытки, книги. Оформлены альбомы и лепбуки различной тематики: «Москва – Столица нашей родины», «Норильск», «Космос», «9 Мая» и другие.
• по национальному быту: ребята знакомятся с устройством русской избы и жизнью крестьян. Для более глубокого изучения данной темы в детском саду создан мини - музей «Сокровищница русских народных умельцев», где дети знакомятся с традициями и обычаями русского народа, русской культуры (представлена художественная литература; народные игрушки - матрешки, дымка и т. д. ; народные музыкальные инструменты, кукла в народном костюме, произведения декоративно-прикладного искусства). Также в мини – музее проводятся фольклорные праздники: Масленица, Покров, Колядки и др.
Одной из форм нравственно-патриотического воспитания является Технология проектирования, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Мною разработаны разнообразные по тематике и содержанию проекты, направленные на нравственно – патриотическое воспитание дошкольников :
• Проект «Помним, гордимся!», приуроченный к 75 летней годовщине Великой Отечественной войны. Цель данного проекта - воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
В рамках данного проекта с детьми были проведены беседы «Почему война называется Великой отечественной?», «Города - герои», «Музыка войны». Рассматривали плакаты военных лет, фотографии, иллюстрации. Слушали музыкальные произведения, разучивали песни военных лет «Катюша», «День Победы». Читали художественную литературу: рассказы о ВОВ, стихотворения. Создали лэпбук по теме проекта. Подготовили презентацию в поддержку Акции «Бессмертный полк», где дети представили своих прадедов и прабабушек, участвующих в войне. В связи с карантинными ограничениями, данная презентация была представлена родителям онлайн. Работа по проекту продолжается.
• Информационно-познавательный проект «Свой край люби и знай» направлен на формирование у детей представлений о родном крае, на развитие познавательных и творческих способностей.
В процессе реализации проекта родители с детьми посетили «Музей истории и освоения Норильского промышленного района», «Первый домик Норильска». Были оформлены альбомы «Улицы нашего города», «Скульптуры нашего города», организована выставка детских рисунков «Город будущего», «Достопримечательности нашего города»; проведена интеллектуальная викторина «Юные знатоки города»; конкурс чтецов - «Поэты северного города»; оформлена выставка книжек - самоделок «Мой край необычайный»; проведена акция по благоустройству территории д/с «Любимый город – чистый город».
Создала и оформила в детском саду познавательный центр «Я люблю Норильск», с целью обогащения и закрепления знания детей о родном городе, развития познавательно-мотивационной сферы и поисковой деятельности дошкольников, позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к природе Таймыра, любви к своему городу, краю, чувства гордости за него.
В патриотическом центре дети не только рассматривают, но и используют музейные предметы при организации интеллектуально - игровых мероприятий. Для совместной работы с детьми в Центре представлены материалы и методические пособия: картотеки занятий, бесед, наблюдений, экскурсий, игр, рекомендации, консультации. Центр оснащен макетами культурных учреждений и пособиями – трансформерами.
• Познавательный проект «Мы изучаем космос», направлен на расширение представлений детей о космосе и его исследователях.
В ходе проекта воспитанники совместно с родителями создавали своими руками атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Космическое путешествие», находили и оформляли в виде лэпбука материал о космонавтах, планетах солнечной системы, космических кораблях, участвовали в опытах и экспериментах с воздухом и водой. Результатом проекта стало совместное развлечение для детей и родителей «Если очень захотим, то и в космос полетим!»
• Информационно-исследовательский проект «Читающая мама - читающая страна» направлен на создание условий по возрождению и развитию семейного чтения, установление партнёрских взаимоотношений между детским садом и семьей, формирование культуры совместного семейного чтения и ежедневной потребности в нем через нетрадиционные формы работы с родителями, формирование у детей интереса к книге, бережному обращению к ней. Знакомство детей с правилами пользования книгой.
Для родителей были подготовлены папки-передвижки «Воспитание любви к книге»; организована выставка книг в группах «Книга, которую мне читают дома»; фотовыставка «Читаем с мамой и папой»; мастерская «Книжкина больница»; благотворительная акция «Подари книгу детскому саду». В группе была оформлена библиотека с книжками-самоделками, изготовленными воспитанниками совместно с родителями. После проведенной совместной работы с родителями и воспитанниками, я отметила, что у родителей появился интерес в чтении книг со своими детьми. Повысилась компетентность родителей в области выбора детской литературы.
• Познавательно – творческий проект «Кем быть? Родитель - детям» направлен на формирование познавательного интереса к профессиональной деятельности человека, расширении представлений о труде людей разных профессий.
В рамках реализации проекта были проведены беседы с детьми «Какие бывают профессии», «Кем работают родители», «Кем вы хотите стать, когда вырастите», «Какие профессии есть в детском саду»; создали альбом «Профессии моей семьи».
Знакомство с профессиями начали именно с семьи: с мамы и папы, бабушки и дедушки, с тех, кто ближе детям. Пригласили в группу родителя, папу воспитанницы, Ст. инспектора ГИБДД, с целью ознакомления детей с профессией. В ходе познавательной беседы закрепили знания детей по правилам дорожного движения. Встреча оказалась очень полезной и познавательной для детей. Работа над проектом продолжается.
Не менее важным условием нравственно - патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с семьей. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта. Добровольность участия каждого родителя - обязательное требование и условие данной работы. Помочь родителям в этом сложном деле - долг и обязанность педагогов. Важно, чтобы влияние семьи и детского сада на ребенка шло в едином направлении. Работа воспитателя с семьей направлена на педагогическое просвещение родителей в вопросах нравственно - патриотического воспитания детей.
Пропаганда педагогических знаний может эффективно проходить через систему наглядной агитации.
Наглядно- информационные формы условно могут быть разделены на две подгруппы:
• Информационно-ознакомительная - через информационные стенды ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей;
• Информационно-просветительская - направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
В нашей группе оформлены «Уголки для родителей», где помещаются консультативный материал, папки передвижки, подборки методических рекомендаций для родителей.
Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации, мы поставили цель - вовлечь их в процесс нравственно - патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в играх, проектах, конкурсах, викторинах).
Поэтому предметом особого разговора с родителями стало обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе, к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху.
Родители принимают самое активное участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков и поделок, на лучшее оформление группы к Новому году, лучшая елочная игрушка, фотоконкурс «Как я помогал летом» и т. д.
В группе успешно реализован семейных проект: «Моя семья - мое богатство».
Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, нравственно воспитывает, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.
Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний. Конечно, форм работы по патриотическому воспитанию много. Трудно назвать все, но каждая играет определённую роль. Главное, чтобы они не носили разовый характер, а выстраивались в четкую систему, чтобы и содержание, и форма соответствовали задачам проводимого мероприятия, вызывали интерес у самих ребят, понимание его значимости, важности, чтобы дети принимали непосредственное участие в подготовке этих мероприятий. Только тогда у них появится чувство любви к семье, близким, к родному краю, а затем и чувство любви и гордости к своей Отчизне. А это и есть главная задача нравственно-патриотического воспитания детей.
Конечно, форм работы по патриотическому воспитанию много. Трудно назвать все, но каждая играет определённую роль. Главное, чтобы они не носили разовый характер, а выстраивались в четкую систему, чтобы и содержание, и форма соответствовали задачам проводимого мероприятия, вызывали интерес у самих ребят, понимание его значимости, важности, чтобы дети принимали непосредственное участие в подготовке этих мероприятий. Только тогда у них появится чувство любви к семье, близким, к родному краю, а затем и чувство любви и гордости к своей Отчизне. А это и есть главная задача патриотического и гражданского воспитания детей.