Валерия Исаева
Современные подходы к формированию изобразительных умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аппликация является наиболее простым и доступным способом создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения, что дает возможность широкого использования аппликации не только в оформительских целях (изготовление сувениров к праздничным датам, оформление выставок, стенгазет, помещений детских садов, изготовление наглядных пособий к различным играм, игрушек, но и в создании орнаментов, картин и т. д.
Публикация «Современные подходы к формированию изобразительных умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Согласно общепринятому в дошкольной педагогике определению, аппликация – это «способ создания орнаментов, изображений путем нашивания, наклеивания на ткань, бумагу и т. п. разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т. п.) другого цвета или выделки, а также орнамент, изображение, созданные по такому способу, придающему им особую рельефность».
Основными признаками аппликации являются плоскостная трактовка образа, силуэтность, однородность цветового пятна (локальность).
Аппликация – это один из древнейших способов украшения одежды и предметов быта, применяемым и в современном мире у многих народов. Техника аппликации возникла в древнейшие времена и связана с появлением стежка (шва) на одеждах из шкур животных.
Разные народы используют для выполнения аппликации самые разнообразные материалы: например, тувинцы украшают конские седла с помощью сочетания в аппликации кожи с золотисто-желтой корой степного кустарника, что, в свою очередь, создает неповторимую по своеобразию и красоте игру объема и светотени.
В течение многих столетий аппликация находит широкое применение и распространение не только в Азии, но и в Европе: Франции, Испании, Италии, Германии. Пика популярности аппликация достигла во времена рыцарства в Европе. Войны и турниры обусловили появление родовых знаков – гербов, которые должны были быть отчетливо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией.
С началом производства бумаги на смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Новым видом аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги. Возродилось искусство силуэта во Франции, где и появилось само название «силуэт». С помощью аппликаций черными силуэтами стали украшения в домах русских дворян. Этому редкому искусству посвятила свой талант советская художница Е. Е. Лебедева – вырезанием из бумаги она увлекалась с детства и в ее аппликациях мотивы средней полосы России, где она родилась и прожила всю свою жизнь. На ее аппликациях можно увидеть букетики ландышей, ажурные фиалки, ветки черемухи, птиц на ветках, белок, различные орнаменты.
В Украине и Белоруссии издавна славились узорчатые бумажные вырезки – ватинанки. Это простые украшения, вырезанные из цветной бумаги и имеющие четкие формы. Самый простой способ вырезания – складывание бумаги пополам, из которой вырезали деревья, птиц, вазы, а из бумаги, сложенной в несколько раз – хороводы.
Индивидуальные и коллективные формы аппликации бывают различного содержания, в зависимости от этого принято подразделять аппликации по видам. Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (ветка, гриб, дерево, птица, человек и т. д.); сюжетно-тематической, показывающей совокупность действий, событий («Птицы прилетели», «Полет в космос», «Салют победы» и т. д.); декоративной, отображающей узоры, орнаменты, которыми можно украсить различные предметы и помещения.
В предметной аппликации дошкольники овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на белый или цветной фон различные изображения предметов, которые передают несколько обобщенный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках и образцах народного искусства.
Младшие дошкольники раскладывают и наклеивают предметы из заготовленных воспитателем частей: например, мяч из двух половинок разного цвета, грибок из шляпки и ножки, гирлянды из флажков разных форм и т. д. По мере освоения приемов вырезания средние и старшие дошкольники могут изобразить предметы, которые отличаются разнообразием форм, строением, сочетанием окраски и др. (транспорт, дома различных типов, растения, птицы, животные, человек в реальной жизни или сказочной трактовке).
В сюжетно-тематической аппликации предполагается наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы в соответствии с темой или сюжетом («Птица клюет зерна», «Рыбки плавают в аквариуме» и т. д.). При таком виде аппликации перед ребенком становятся следующие задачи:
- вырезать предметы и показать их различия по величине при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и низкий куст, рыбки большие и маленькие);
- выделить главных действующих лиц и основные предметы, связать их с местом действия, обстановкой;
- передать действия персонажей, их характерные особенности через жесты, позы (заяц встретился с медведем – фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу);
- расположить предметы на одной линии в ряд по горизонтали или вертикали, указывая высоту предметов (дома вдоль улицы, веселый хоровод);
- создать двухплановые композиции – ниже, выше, ближе, дальше (корабли в море, цветущий луг с полосой леса в дали);
- подобрать и использовать цвета и их сочетания для передачи времени года, состояния погоды (золотая осень, снежная зима).
В каждой возрастной группе детского сада эти задачи реализуются по-разному. Их сложность зависит от уровня знаний, умений и навыков детей, от которых зависит творческая вариантность содержания сюжетно-тематических аппликаций.
Многообразие событий в окружающей среде дает богатый материал для отражения различных сюжетов в аппликациях.
Сюжеты аппликаций могут трактоваться по-разному в зависимости от возраста детей. Например, старшие дошкольники уже могут вырезать и наклеивать «Осенний букет», «Птицы, улетающие в теплые края», «Богатый урожай овощей» и т. д. Набор бумаги для определенной темы аппликации должен помочь выяснить колоритное своеобразие времени года, реалистичность явлений. Но не нужно забывать, что большое количество цветной бумаги ведет к излишней пестроте, а это является показателем плохого вкуса. Можно создать тоновые аппликации, в которых используется сочетание двух-трех цветов (например, «Поздняя осень» - на серой основе темные силуэты деревьев и кое-где мелькают желтые листья). Такие контрастные сочетания цветов создают ощущение света, воздуха и вызывают у ребенка положительные эмоции.
В декоративной аппликации дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (узоры) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сочетания.
На занятиях в дошкольном учреждении применяется декоративная аппликация с ленточной и центрально-лучевой композицией. В ленточной композиции отдельные элементы могут многократно повторяться по горизонтали или вертикали в виде каймы, бордюра. Узор бывает простым, состоящим из одного элемента, и сложным, в котором отдельный мотив повторяется через два-три элемента. В центрально-лучевой композиции узор развивается от центра композиции равномерно по краям, углам, сторонам, в зависимости от того, на предмете какой формы он находится : на квадрате (ковры, наволочки, на круге, на прямоугольнике.
Для воспроизведения различных видов узоров старшие дошкольники должны научиться равномерно заполнять различными элементами пространство фона, выделять основные и вспомогательные части аппликации. Чтобы развить у детей способность создавать уравновешенные симметричные композиции, нужно применять наглядные приемы обучения или применять словесные инструкции по вырезанию и наклеиванию отдельных элементов.
Способность к творчеству присутствует у ребенка с самого рождения в форме задатков, но, чтобы сформировать его у человека, необходимо развивать его длительной систематической работой – через упражнения, игры, занятия. У детей старшего дошкольного возраста развитие творческих способностей и изобразительных умений происходит очень интенсивно, при этом ребенок уже осознает все свои действия и направлены они на результат, хотя и сам процесс создания его очень интересует.
Формирование изобразительных умений является одним из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста, в том числе, с помощью занятий аппликацией. Изобразительная деятельность, наряду с игровой, является «ведущей в дошкольном возрасте».
В большинстве современных педагогических исследований изучались развивающие и воспитательные возможности аппликации с использованием подручных инструментов и материалов. Ученые и педагоги Б. Г. Гагарин, Е. А. Коссаковская и О. А. Сафонова в своих исследованиях пришли к выводу, что аппликация интересна и привлекательна для дошкольников, прежде всего, своей направленностью на результат, а желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность, творческое мышление и воображение, а также отлично формирует изобразительные умения.
Педагог Евгения Александровна Флерина одной из первых выступала за использование прикладного творчества в дошкольном учреждении. Она полагала, что, обучая детей творческим навыкам и изобразительным умениям, необходимо использование приемов народных мастеров, усваивая которые, дети овладевают разнообразными способами самовыражения.
Тамара Семеновна Комарова – российский педагог, создатель целостной системы художественно-эстетического воспитания дошкольников – предложила разделить навыки и умения на 3 группы :
- навыки и умения владения инструментов;
- навыки, связанные с выработкой качеств движения, от которых зависит качество линий и закраски в рисунке;
-навыки и умения, обеспечивающие передачу пространственных свойств предметов (формы, строения, величины, пропорция).
Среди трудов известных педагогов нашей страны труды Н. П. Сакулиной по формированию изобразительных умений в дошкольном возрасте занимают особое место.
Н. П. Сакулина создала периодизацию развития изобразительной деятельности в детском возрасте. В 1950-е ею была разработана программа по воспитанию и обучению изобразительной деятельности детей в детском саду, которая предусматривала познание предметов и явлений на основе восприятия и наблюдения. Н. П. Сакулина считала, что изобразительные умения детей дошкольного возраста являются отражением окружающего их мира в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов.
В формировании изобразительных навыков у детей, которые имеют сенсорные основы, Н. П. Сакулина считала, что наблюдение и обследование предметов – это необходимые наглядные методы обучения.
Учет возрастных возможностей детей дошкольного возраста и задач изобразительных умений при отборе представлений, формируется в ходе наблюдения. Это требование реализуется и в содержании, и в методике Н. П. Сакулиной по формированию изобразительных умений у детей.
Также Ниной Павловной Сакулиной была разработана и экспериментально проверена организация процесса обследования (восприятия) предмета – его свойств (форма, строение, цвет и т. д., которые нужно передать в изображении, накопления детьми сенсорного опыта. Обследовать можно предметы быта, игрушки, природные материалы. При изображении человека можно обследовать куклу, можно рассматривать фигуры детей. Детям старшего дошкольного возраста необходимо еще обращать внимание на отношение частей в предмете по ширине, длине, высоте, для этого используется прием сравнения.
Методика обследования Н. П. Сакулиной позволила отказаться от прямого показа изображения и применения дидактического образца, сковывающих детскую инициативу, и позволила подчеркнуть роль обучения в формировании изобразительных умений у детей, начиная с младшей группы детского сада.
Можно сделать вывод, что Н. П. Сакулиной принадлежит заслуга в определении основных сенсорных способностей детей, которые необходимы для успешного формирования изобразительных умений : целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие изображаемого предмета; обобщенное (синтетическое) представление, отражающее признаки и свойства предмета, которые могут быть переданы в изображении; создание изображения предмета на основе имеющегося представления; выполнение движений под контролем зрения; восприятие создаваемого и законченного изображения и его сенсорная оценка согласно имеющемуся представлению. Н. П. Сакулина дала содержательную характеристику каждой из них и показала, как они взаимодействуют в процессе формирования изобразительных умений у детей дошкольного возраста. Педагогические и научные труды Н. П. Сакулиной в настоящее время все активнее используются в практике современного дошкольного образования в России.
По наблюдениям доктора педагогических наук Натальи Алексеевны Ветлугиной, «в разных возрастных группах изобразительное творчество имеет свои особенности». В занятиях аппликацией в старшей группе дошкольного учреждения, по мере овладения изобразительными навыками, усложняется и творческое решение (появляются фантастические образы, сказочные герои, дворцы, космическое пространство, волшебная природа и пр.) в отличии от младших дошкольников, у которых проявлением изобразительных умений являются просто какие-то дополнения к аппликации (например, необычный цветочек).
Ольгой Анатольевной Соломенниковой была разработана авторская программа по развитию художественно-творческих способностей и умений детей старшего дошкольного возраста «Радость творчества», которая успешно внедряется в дошкольные учреждения России. О. А. Соломенникова выделяет несколько критериев, которые позволяют определить наличие творческих способностей к успешному формированию изобразительных умений у ребенка дошкольного возраста :
- пластичность – творческие дети предлагают много решений в тех случаях, когда нетворческий ребенок может найти одно-два;
- подвижность – умение перейти от одной точки зрения к другой, не ограничиваясь единственной;
- оригинальность – творческий ребенок придумывает неожиданные и непривычные решения;
- легкость – творческий ребенок быстро выполняет задания;
- гибкость – творческий ребенок легко переключается с одного класса объектов на другой в ходе ответов на поставленные задачи.
На формирование изобразительных умений у детей влияют различные факторы, среди них можно выделить аппликацию как один из самых простых и доступных способов создания художественных работ, при котором сохраняется реалистичная основа самого изображения. Это позволяет широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (изготовление наглядных пособий к различным играм, сувениров, оформление выставок и т. д., но и в создании орнаментов и картин.
Доктор педагогических наук Ирина Александровна Лыкова рекомендует на занятиях аппликацией с дошкольниками использовать разнообразные материалы: ткань, бумагу разного качества и фактуры, природные материалы, бросовый материал и т. д., а также знакомить с техниками симметричного и ажурного вырезания, разнообразными способами крепления деталей на фон для получения объемной аппликации. Также И. А. Лыкова обращает внимание на создание разнообразных форм, последовательность работы над сюжетной аппликацией, создание коллажей.
В целом можно подчеркнуть, что аппликация является доступной техникой для детского творчества в силу простоты и легкости ее исполнения. Дети дошкольного возраста могут применять как уже готовые формы определенного цвета, так и составлять собственные композиции, вырезая элементы узоров, сюжетных изображений и т. д.
Таким образом, аппликация как один из видов изобразительной деятельности способствует развитию у ребенка дошкольного возраста мелкой моторики, тактильного и зрительного восприятия, пространственного воображения, внимания, усидчивости, изобразительных навыков и умений и доставляют детям огромную радость и удовольствие.