Приложение МААМ

Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию ребёнка-дошкольника

Любовь Колесникова
Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию ребёнка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

ФГОС направлен на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.

Анализируются теоретические основания духовно-нравственного воспитания ребёнка. Доказано, что в дошкольном детстве формируются идеалы, которые являются концентрированным выражением возвышенных духовных ценностей. Раскрыты средства духовно-нравственного воспитания дошкольника : игра, сказка, диалог.

Публикация «Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию ребёнка-дошкольника» размещена в разделах

Мы можем наблюдать пристальное внимание к духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения со стороны Правительства России. Сложно переоценить значение воспитания духовно-нравственной культуры личности, способной сохранить душевный комфорт, достоинство, устойчивость к негативным влияниям современной жизни. Говоря о развитии духовно-нравственной культуры личности, необходимо прояснить, что сущностью духовности человека является его внутренняя мотивация, жизненные цели, смыслы и отношения к миру и самому себе, а понятие «нравственность» трактуется как набор правил поведения, в которых может проявиться, а может и не проявиться духовность. Духовность всегда неразрывно связана с ценностными ориентациями личности и представляет собой осознанное стремление человека к ценностям Добра, Красоты, Истины.

Основы духовно-нравственной культуры личности формируются в дошкольном детстве, когда ребёнок взаимодействует с окружающим миром на основе естественной потребности в прочувствовании, познании, оценивании, осмыслении.

Хочу отметить, что любознательность детей, их вопросы обо всех сторонах жизни способствуют становлению уникальной картины мира. Как показывает практика, стремление к целостному пониманию объектов и явлений выражается в огромном количестве вопросов, раскрывающих мир с разных точек зрения. Целостное представление возникает благодаря ответам взрослых, экспериментам, исследованиям, информации из сказок, рассказов, телевизионных передач, компьютерных игр. Дошкольников учим отличать доброе от злого, хорошее от плохого, прививаем социально приемлемое поведение и отучаем от порицаемых обществом поступков. Причиной, почему он должен поступать в соответствии с этими правилами, нормами является их принятие и одобрение значимыми людьми – воспитателем, родственниками, другими значимыми взрослыми. Личностный смысл действий ребёнка определяется их оценкой и находится, таким образом, за пределами поступка, который совершается, чтобы получить награду и избежать наказания, ребёнок оказывается в ситуации выбора или присвоенного способа поведения, или же какого-либо другого, отличного от правил. Широко известны экспериментальные доказательства того, что отсутствие контроля приводит к нарушению ребёнком правил, не ставших ценностями его жизнедеятельности и поведения. Возникает ситуация, когда в дошкольном учреждении ребёнка учат одним правилам жизнедеятельности, а в жизни он сталкивается с другими (лидерство, достижение цели любой ценой, успешность). Например, в дошкольном учреждении детей учим избегать общения с незнакомыми людьми, объясняя это необходимостью обеспечения безопасности жизни ребёнка. Причем такое воспитание осуществляется в виде тренингов, формирующих навык. Практически детям внушаем убежденность в опасности окружающего мира, незнакомых людей, страх перед общением и коммуникациями. Но в реальной жизни духовно-нравственная культура человека проявляется в обратном – способности быть доброжелательным, достойным, свободным в общении со знакомыми и с незнакомыми людьми. Так, в сознании ребёнка может возникнуть конфликт, причины которого кроются в самой системе воспитания. Поэтому, несмотря на то, что современные дети обладают довольно большим объёмом элементарных знаний о нравственных правилах и нормах поведения, они следуют им только при соответствующем контроле, не проявляя умственной активности, самостоятельной позиции при возникновении нестандартных ситуаций.

В сегодняшнем нестабильном мире происходит переоценка ценностей. Особое место в духовно-нравственном воспитании дошкольника занимают гуманистические ценности, к которым относятся (добро, справедливость, достоинство, честь). В дошкольном детстве формируются идеалы, которые должны быть концентрированным выражением возвышенных духовных ценностей. Такие идеалы представлены в образах положительных героев сказок, мультфильмов, компьютерных игр. Идеал, как представление о совершенстве, служит для ребёнка вектором, позволяющим определять выбор целей, способов поведения, ценностей и смыслов жизни. Образ героя, на который ориентируется дошкольник, одухотворяет его жизнь, придает ей смысл.

Специфика возраста состоит в том, что на протяжении всего нескольких лет идеалы ребёнка могут меняться. Он «примеряет» образы, сохраняя в себе определенные черты героя, и переходит к следующему. Мир ценностей ребёнка отражает область смысложизненных ориентиров, определяющих характер его поведения. К старшему дошкольному возрасту типичными мотивами поведения становятся стремление быть как взрослый, установить положительные отношения со взрослыми, сверстниками, мотивы самолюбия и самоутверждения, познавательные мотивы. Постепенно формируется система мотивов, то есть выделяются главные и подчиненные мотивы, и на первый план начинают выдвигаться мотивы более высокого порядка – социально опосредованные. У ребёнка начинает формироваться ценностно-смысловая картина мира. Большое значение в этом процессе имеют эмоции, чувства и формирующаяся оценка себя. Осмысление мира ценностей позволяет не просто понять мироустройство, но и самостоятельно сформировать правила собственной жизни. Результатом этого скрытого от непосредственного наблюдения процесса являются установки ребёнка, его желания, потребности. Причем его собственные правила могут значительно отличаться от общепринятых. Поэтому необходимо определить приоритет в работе с детьми этого возраста, связанный с развитием основ их духовно-нравственной культуры.

Ценностно-смысловая картина мира, как основа духовно-нравственной культуры человека, наполнена осмысленными, прочувствованными, чётко определенными ценностями и личностными смыслами поведения и жизнедеятельности. Разнообразные источники информации структурируют картину мира ребёнка, в которой формируется ценностно-смысловое ядро. Именно ценности, смыслы жизни создают неповторимость, уникальность каждого человека, характеризующие его духовно-нравственную культуру.

Ведущей категорией-ценностью, которая является системообразующей в ценностно-смысловой картине мира ребёнка-дошкольника, по моему мнению, являются категории достоинства, ответственности, устойчивости. Категория достоинства характеризует человека со стороны ценности для семьи, группы сверстников, общества. Человек всегда занимает определенную позицию, отсюда и достоинство. Позиция личности представляет собой цельное, исполненное смысла, выражение открытости и принятие ответственности.

Достоинство тесно связано с такими качествами личности, как совесть, честь, ответственность перед собой и другими людьми.

Важно отметить, что воспитание у ребёнка ответственности как духовно-нравственного качества человека основывается на одном из важнейших новообразований дошкольного детства – возникновение произвольного поведения.

Поведение ребёнка из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами и правилами поведения. Здесь впервые возникает вопрос о том, как надо себя вести, то есть создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Наши дошкольники начинают овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с самостоятельно избранным образцом, идеалом. Это сравнение с образцом есть осознание своего поведения и отношение к нему с точки зрения этого образца. Осознание своего поведения и начало личного самосознания – одно из главных достижений дошкольного возраста.

Старшие дошкольники начинают понимать, что они умеют, а что нет, знают своё ограниченное место в системе отношений с другими людьми, осознают не только свои действия, но и свои внутренние переживания – желания, предпочтения, настроения. Они проходят путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к открытию своей внутренней жизни, которая и составляет суть личного самосознания. У них начинает формироваться ответственность как способность отвечать за совершенные поступки, контролировать свою деятельность в соответствии с нормами и правилами, принятыми человеком или группой. Ответственность предполагает, что ребёнок способен понимать соответствие или несоответствие результатов своих действий поставленным целям.

Свобода ребёнка самым непосредственным образом связана с ответственностью, которая может приниматься им как право, обязанность поступать в сложившихся обстоятельствах именно так, а не иначе. Ответственность, как внутреннее чувство, не возникает спонтанно. Она формируется в процессе развивающего воспитания, ориентированного на самостоятельное определение ребёнком ценностей и смыслов своей жизни, правил и норм поведения. Ответственность, как и свобода, целостна: она либо есть, либо её нет. И, поскольку, традиционное воспитание практически не предоставляет детям свободу самовыражения, то и ответственность педагоги берут на себя, тем самым снимая ее с детей, которые не учатся регулировать свои поступки. Бегство от свободы возникает в детстве, когда родители, воспитатели, общество берут на себя всю меру ответственности за ребёнка, а он только послушно следует установленным нормам и правилам. И он привыкает избавляться от ответственности и свободы, перепоручив собственную судьбу и личную свободу другому. Свобода требует понимания ситуации, планирования своей деятельности, её контроля. Ответственность, как духовно-нравственное качество личности, возникает в дошкольном детстве в процессе развивающего воспитания. Духовно-нравственное воспитание ребёнка предполагает становление его ценностно-смысловой картины мира, которая будет развиваться в его будущей взрослой жизни. В этом процессе рациональный подход, не затрагивающий эмоции ребёнка, никогда не приведёт к желаемому результату. Считаю, что образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в человеке закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

Публикации по теме:

Дидактические игры по духовно-нравственному воспитанию Игры могут быть использованы на уроках по основам православной культуры. Игра «Острова» Дидактическая задача. Учить детей использовать в.

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию Выступление на педсовете на тему «Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей» Воспитатель: Боголепова Е. Н.

Отчет по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Видео Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение их к культуре Терского казачества.»Если ребенок родился и рос На родной.

План по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад № 52 «Малинка» 143900 Московская.

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Чему мы радуемся?» Мы радуемся всему! Радуемся солнышку и мирному голубому небу. Радуемся порхающей бабочке и русской белой берёзке. Радуемся красивым и величавым.

Система работы воспитателей по духовно-нравственному воспитанию Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной.

Современные подходы к обучению и воспитанию дошкольников. Лэпбук Современные подходы к воспитанию и обучению дошкольников. Bведение Дошкольное воспитание как первая ступень образования? на которой закладываются.

Современные подходы в организации работы по патриотическому воспитанию и реализации проекта «Темп» Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Д. С. Лихачев говорил: «Любовь.

Фотоотчет о работе по духовно-нравственному воспитаниюФотоотчет о работе по духовно-нравственному воспитанию ОТЧЕТ работы по духовно-нравственному воспитанию в МБДОУ д/с к/в № 11. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения проблема.

Выступление «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников» «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО» Василий Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» отмечал,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию ребёнка-дошкольника
Опубликовано: 22 июля 2018 в 22:46
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию ребёнка-дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Колесникова (УИ 995559) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД