Наталья Седоплатова
Современные педагогические технологии экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современные педагогические технологии экологического воспитания дошкольников
Слайд 2
Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством и явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». (В. А. Сухомлинский)
Слайд 3
Технология – совокупность действий для достижения какого - либо результата.
Экология – (от греч. Oikos (ойкос) дом, жилище и logos учение) наука об отношениях растительных и животных организмов и окружающей среде. Наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.
Публикация «Современные педагогические технологии экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
Автор технологий формирования начал экологической культуры Светлана Николаевна Николаева (Доктор педагогических наук) программа «Юный эколог»
Парциальные экологические программы :
«Семи цветик», «Природа и художник», «Наш дом - природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог»
Слайд 4
Для организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников можно использовать следующие технологии :
1. Проектный метод
2. Кейс-технология
3. Компьютерные технологии и мультимедийные презентации
4. Экологический театр
5. Технология моделирования
6. Природоохранные акции
7. Экологическая тропа
8. Технология организации труда в природе
9. Технология поисково-исследовательской деятельности детей
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом. Экологическая культура – это воспитание чуткости и отзывчивости к окружающему миру.
Слайд 5
Проектный метод - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей.
Проекты: «Экологические недели здоровья» (в ходе недели здоровья дети знакомиться с правилами поведения в природе, различными играми и упражнениями на свежем воздухе, и самое главное осознают, что наше здоровье, зависит от здоровья природы)
«Вода вокруг нас»
«Живая книга леса»
«Откуда берутся бабочки»
«Кто из нас из овощей и полезней и вкусней»
«Загадочный вид водоема»
«Я садовником родился»
«Времена года»
«Наши младшие друзья»
Слайд 6
Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Идеи технологии :
- предназначена для развития коммуникативных вопросов в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать, развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях.
Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?» (разница в том что кейс фото это фото реальной жизни)
Метод дискуссий
«Хорошо-плохо», «Почему листочек пожелтел?» или «Почему у тополя почки большие, а берёзы маленькие и тд.
Слайд 7
Компьютерные технологии и мультимедийные презентации - дидактические картинки, репродукции художественных картин, - фотографии, - видеофильмы, - звукозаписи.
Слайд 8
Иллюстративно – наглядный материалы на электронных носителях
1. Звуковые материалы - это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д. ;
2. Экранные материалы - это слайды, т. е. серия отдельных кадров, посвящённой отдельной теме ;
3. Мультимедийные презентации - это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации ;
3. Мультимедийные экологические игры, игры-путешествия, игры-загадки, дидактические игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры
Слайд 9
Экологический театр Способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности.
-Эко- Конкурсы (рисунка, поделки) - Викторины Брейн -ринги Экскурсии. Праздники экологического характера «Праздник птиц», «Мы - друзья природы», «День земли», «День рождения леса», «Осенний калейдоскоп».
Слайд 10
Природоохранные акции
В ходе акций дошкольники получают :
- природоведческие знания,
- формируют навыки экологической культуры,
активную жизненную позицию.
Виды акций:
Осень: «Семечко и зёрнышко про запас!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц).
Зима: «Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц). «Ёлочка – зелёная иголочка» (сбережение живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году, «Витамины на подоконнике» (выращивание лука для себя, наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря природы)
Весна: «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!» (22 марта – Международный день воды»). «Любимый – чистый город!», «Каждому певцу по дворцу!»
«Украсим планету цветами» (начало акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов).
Лето: «Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками). «Берегите лес и его жителей от пожара!» (призыв, как вести себя в лесу).
Слайд 11
Технология познавательно-исследовательской деятельности детей.
«Элементарная поисковая деятельность — это совместная деятельность воспитателя и детей, предполагающая высокую активность и самостоятельность дошкольников, открытие новых знаний и способов познания»
Проблемные ситуации необходимо предъявлять детям в определенной последовательности.
Вначале простые, содержащие однозвенные связи («Почему на земле лужи?», «Почему рыба плавает?», «Почему гусеницу не видно на листьях капусты?», а затем более сложные, содержащие цепочку связей («Почему весной почва оттаивает к полудню, а к вечеру замерзает?», «Почему сначала прилетают грачи, а потом — ласточки?», «Почему растения летом быстро растут?»).
В практике работы детского сада познавательно-исследовательская деятельность дошкольников проявляется в виде детского экспериментирования с объектами природы.
Слайд 12
Экологическая тропа – специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.
Как использовать объекты экологической тропы :
1. Стенд-план. На нем схематично изображен маршрут экологической тропы с объектами.
2. «Лекарственные травы». Этот объект знакомит детей с травянистыми растениями, их лечебными свойствами.
3. Скворечник (кормушка). Наблюдение в течении года за этим объектом формирует целостную картину мира.
4. «Муравейник».
5. «Сад и огород».
6. «Цветник» Как использовать объекты экологической тропы :
Слайд 13
Экологические тропинки в дошкольном учреждении позволяют более продуктивно использовать обычные прогулки на свежем воздухе с целью экологического образования и воспитания, с одновременным решением задач оздоровления детей.
Слайд 14
Технология Моделирования
Модель — это заместитель реального объекта, в котором наглядно представлены признаки объекта и отношения между ними.
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору или конструированию моделей.
Виды моделей:
1. Предметные или объемные
2. Предметно-схематические
3. Графические
Например, ГЛОБУС- это предметная модель Земли
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА – это тоже модель Земли, но уже графическая
Слайд 15
Технология организации труда в природе как экологически ориентированной деятельности дошкольников.
Труд по уходу за животными и растениями является для ребенка проявлением заботы, актом помощи живому, гуманности.
Технология организации труда в природе осуществляется в логике организации трудовой деятельности детей — от знакомства с трудом взрослого по уходу за животными и растениями к обучению посильным способам ухода и самостоятельному осуществлению трудовой деятельности в природе.
Сажать деревья и не только (это отличный пример для детей научиться любить природу).
Слайд 16
Современные технологии экологического образования — это целостная система экологического воспитания детей.
Спасибо за внимание