Антонина Лягашина
Современные педагогические технологии в ДО «Коммуникативные игры дошкольников с учетом гендерных особенностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Суринский филиал ГБОУ СОШ пос. Береговой реализующий основные и дополнительные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего образования
муниципальный район Шигонский
Коммуникативные игры дошкольников
с учетом гендерных особенностей
Составил:
Лягашина А. М.
2017 г.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Разрешите представить вашему вниманию
Темочки:
- Гендерное воспитание
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
1. Доклад на Тему «Коммуникативные игры дошкольников с учетом гендерных особенностей»
Часто говорят «Все новое это хорошо забытое старое». Еще в 19 веке и начале 20-го до 30-х годов, многие ученые работали над проблемой гендерного воспитания. Были положительные и отрицательные моменты в этой работе. Были споры. На некоторое время произошло затишье. И вот в 90-е годы ученые и педагоги вернулись к этой работе. Она стала актуальна. Иногда, взрослые во многом утратили способность видеть, слышать, чувствовать так, как это было в детстве. Мальчики и девочки – это не только куклы и машинки, капризы и драки. Миры мальчиков и девочек чем-то похожи, но и отличаются. Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представителям противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчиной и женщиной, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными обязанностями.
В связи с этим по-новому видятся цели воспитания и обучения мальчиков и девочек. В этом аспекте мы говорим о гендерном воспитании детей.
2. Опираясь на один из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, принцип уважения личности ребенка.
Задачей педагога является создание условий для его личностного развития, социализации и индивидуализации.
В этой связи проблема гендерного воспитания детей дошкольного возраста при организации педагогической работы в ДОУ, я считаю достаточно актуальной.
Реализацию задач по этому направлению мы осуществляем в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего, в форме коммуникативной игры.
3. Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры можно играть и дома, и во дворе, в детском саду, на празднике, развлечениях, или использовать как минутки отдыха после занятий. В своей работе мы также применяем коммуникативные игры с учетом гендерных особенностей.
4. Гендер – (от лат. genus «род», социальный пол, пол как продукт культуры.
Это комплексное понятие, которое включает в себя биологические, психологические и социальные аспекты.
5. Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.
При этом возникают некоторые психологические трудности
6. Психологические трудности
-для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идёт по женскому типу;
Мужские качества традиционно ценятся выше женских и давление на мальчиков, в направлении дефеминизации значительно сильнее, чем на девочек в сторону демаскулинизации (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки,
а маскулинная девочка воспринимается спокойно и даже положительно);
7. в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий.
8. Этапы формирования полового самосознания детей
От рождения до 3 лет.
Учится управлять своим телом. Происходит первичная половая идентификация. Учится определять кто мальчик, кто девочка. Проявляет внимание к различным частям своего тела. Нередко считает, что пол можно изменить-побыть мальчиком, потом девочкой или наоборот. В играх мальчики более активны, девочки пассивны.
9. Действия взрослых:
В отношениях к мальчикам и девочкам проявлять ласку, нежность, любовь, внимание к физическим и эмоциональным потребностям детей. В общении с детьми эмоционально реагировать на их действия. Относится к ребенку адекватно его половой идентификации (отношения между членами семьи должны быть адекватны их половой идентификации). Одевать детей в одежду, делать прическу в соответствии с их полом. Подчеркивать принадлежность к определенному кругу. Воспитывать гигиенические навыки. Мальчиков лучше обучать с помощью зрительного анализатора, девочек - с помощью слухового анализатора.
10. Ребенок от 3 до 4 лет.
В этом возрасте ребенок различает пол окружающих его людей, но продолжает ассоциировать его с такими случайными признаками как одежда и прическа. Делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх в соответствии с полом участников игры. Мальчики начинают проявлять инициативу, активность, соревновательность. Начинают складываться интересы, ценностные ориентации, предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек. Появляются первые представления о социальных ролях папы и мамы сюжетно ролевая игра «Семья».
11. Действия взрослых:
Поощрять поведение детей, соответствующее их полу. Направить свои усилия на формирование у детей наиболее полных представлений о себе - о своем теле, имени, возрасте, половой принадлежности. Развивать положительное отношение ребенка к себе. В доступной форме дать детям знания об общем и различном у мужчин и женщин; Рост, сила, прическа, одежда, манера поведения, тон речи, род занятий, различия в телосложении, прежде всего, те, которые доступны взору ребенка (нет необходимости углубляться в анатомические особенности).
12. Удетей от 4 до 6 лет.
происходит формирование отношений между мальчиком и девочкой. Они способны распределять роли в играх по половому принципу. Игры девочек происходят в ограниченном пространстве, мальчики осваивают всю близлежащую территорию. К 5- 6 годам дети знают свою половую принадлежность и осознают ее необратимость и неизменность. Играют в то, что увидели, при этом подражают отношениям родителей. Появляются увлечения. Начинается разделение детей в общении: мальчики дружат с мальчиками, девочки с девочками. Дети активно (подсознательно) ищут пример для подражания.
13. Действия взрослых:
Беседуя с детьми об отличиях мальчиков и девочек, подводить к мысли о том, что главной отличительной характеристикой является поведение. Поощрять в девочках женственные черты, в мальчиках - мужественные. Беседовать о том, чем взрослые отличаются от детей, какими будут дети, когда вырастут. Отвечать на детские вопросы, связанные с различием полов, рождением ребенка (доступно в соответствии с возрастом ребенка). Реакция взрослых должна быть обязательной, но правильной, спокойной и недопустимы возмущения и наказания, строгий запрет.
14. 15. 16 .17 –фото
Мы работаем с детьми разновозрастной группы, и это накладывает определенную специфику организации воспитательно-образовательного процесса в целом. Организуя коммуникативные игры и участвуя в них, воспитатель делает акцент на возраст ребенка. В дальнейшей самостоятельной игровой деятельности дети уже сами подбирают себе роль в зависимости от своего возраста (Я старше, я буду мамой, а ты младше, ты будешь моей дочкой).
Педагоги знают, что девочки предпочитают спокойные игры на семейно-бытовые темы, а мальчики – активные игры с движениями. Поэтому в группе есть не только атрибуты игр «Парикмахерская», «Магазин», «Кухня», «Больница», «Семья», но и созданы условия для игр «Пожарные», «Моряки», «Полицейские» со всеми необходимыми аксессуарами и различной техникой, а также конструкторами, строительными наборами и инструментами. Развивающая предметно-игровая среда организована с учетом гендерных особенностей детей, что способствует более гармоничному развитию личности ребенка, его социализации и индивидуализации.
Наблюдая за коммуникативной игрой дошкольников хорошо видно своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков.
18. Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков
ДЕВОЧКИ МАЛЬЧИКИ
активно прослеживается игра в куклы, дочки-матери возникает и закрепляется интерес к оружию, машинам, спорту
используют игрушки по их прямому назначению могут находить одному и тому же предмету разнообразное применение
интересует человек и то, что его окружает (одежда, предметы быта, украшения) средства обеспечения жизни (как устроено, что с этим можно сделать).
19. Прежде всего, в коммуникативной игре дети учатся общению друг с другом, умению устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками. Постепенно общение между детьми становится более интенсивным и продуктивным.
20. Для того чтобы игровые методы работали следует помнить, что в их основу должна быть положена не всякая игра, а сюжетно-ролевая. Классификация Н. Я Михайленко и Н. А. Коротковой
с 2-х до 4х лет - в игре преобладают игровые действия (покормить, покатать, уложить спать и т. д.) с реальными предметами-заместителями; с 4-х до 5 лет - в игре появляется роль, ролевое поведение; с 5 до 7 лет - игровая деятельность строится на сюжетосложении.
21.22.23 -фото
24. Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как коммуникативными играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками. Далеко не все игры для девочек и для мальчиков подчеркивают гендерное различие детей. Многие игры для детей-девочек могут нравиться и мальчикам, и наоборот.
25. Вот несколько игровых жанров, которые обычно нравятся и мальчикам, и девочкам
Игры приключения
Игры с любимыми персонажами
Настольно-печатные
Строительные игры
26. 27. 28. 29. 30. 31. 32.-фото
Дети обоего пола комбинируют сказочные, фантастические и реалистические события, связанные с передачей отношения к окружающим людям и придумыванием чего-либо нового. Однако девочки в большей степени передают в игре взаимоотношения между людьми на основе реальных и сказочных событий, мальчики – на основе фантастических.
33. Сформировать представления, какими должны быть взрослые, через коммуникативные игры дошкольников с учетом гендерных особенностей очень важно, но ограничиться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать эти представления. Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, игровые моменты, близкие жизненному опыту детей. Не малую роль играет и личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка.
34. Спасибо за внимание, удачи Вам в работе!