Алина П
Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР
▼ Скачать + Заказать документы
Психофизическое развитие детей с ТМНР имеет ряд специфических особенностей: у них очень медленный темп обучения, преобладание непроизвольного внимания над произвольным, высокая утомляемость, неустойчивость настроения, большая зависимость работоспособности от погодных и природных изменений. Кроме специфических особенностей, дети имеют индивидуальные особенности эмоционального, поведенческого характера, серьезные речевые дефекты, разные формы и глубину недоразвития высших психических функций. Также обучение любому действию осложняется для ребенка с особыми образовательными потребностями еще и следующими общими обстоятельствами: его привлекают к организованной учебной деятельности, повышается уровень требований к дисциплине, ограничивается свободная естественная потребность в движении и др. При этом дети одного и того же возраста в силу степени тяжести заболевания, могут сильно отличаться по уровню развития. Однако следует отметить высокую учебную мотивацию, эти дети очень хотят учиться.
Публикация «Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
Для организации образовательного процесса важно предусмотреть:
• индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий особенности развития каждого ребенка;
• объем нагрузки, следует чередовать физическую нагрузку и двигательную активность;
• учитывать особенности восприятия, стимулируя все действующие сенсорные системы;
• связь обучения с уже имеющимся жизненным опытом.
Основными принципами работы выступают вера в ребенка, признание его индивидуальности, уникальности, признание сотрудничества, содействия ученика и учителя, стимулирование творческих способностей ученика.
В работе с детьми с ТМНР большое значение имеет учет индивидуальных особенностей учащихся (особенности высшей нервной деятельности, темперамента и соответственно характера, скорость протекания мыслительных процессов, работоспособность, умение учиться, мотивация, уровень развития эмоционально-волевой сферы).
Основной особенностью учебной деятельности учащихся является несформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Этот недостаток и накладывает значительный отпечаток на развитие личности ребенка. Появляется неверие в собственные силы и возможности, вырабатывается заниженная самооценка. К этому добавляются и другие особенности детей : быстрая утомляемость, тревожность, психоэмоциональная неустойчивость.
Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями через иное, доступное для них содержание обучения, через особый его темп и организацию, использование специфических приемов и способов коррекционно-педагогической работы.
В образовании детей ведущим становится не получение академических знаний, а развитие социальной компетенции учащихся. С этих позиций совершенно неважно, по каким учебникам они обучаются. Поэтому в своей работе использую учебники разных классов, индивидуальные карточки, различную художественную литературу, средства ИКТ, мультимедийные презентации, яркую наглядность, где возможно, реальные предметы и др.
При планировании уроков учитываю значимость формируемых компетенций, стремлюсь к тому, чтобы каждый ученик понял, с чем он познакомится сегодня на уроке и где сможет применить полученные знания. Педагогический опыт показывает, что, успешно справившись со своей работой, появляется ситуация успеха, вера в свои силы и желание получить похвалу педагогов и родителей.
Важно понимать, что ТМНР представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих.
Особые образовательные потребности учащегося вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем содержательным областям. Обучение проводится по следующим областям: окружающий природный мир, речь и альтернативная коммуникация, изобразительная деятельность, музыка и движение.
Используемая литература :
1. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект — М., 1999.
2. Ермаков П. В., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М. : Просвещение, 1990.
3. Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2007.
4. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. — М. : Издательский центр «Академия», 2003. -208 с.
5. Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Дефектология. — 2000. — № 1. — С. 18–29.
6. Баряева Л. Б., Яковлева Н. Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. – 475 с.
7. Бгажнокова И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. – М. : Владос, 2010. – 239с.
8. Бгажнокова И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы – М. : ВЛАДОС, 2007. – 181 с.