Папки-передвижки

Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР

Алина П
Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР

Психофизическое развитие детей с ТМНР имеет ряд специфических особенностей: у них очень медленный темп обучения, преобладание непроизвольного внимания над произвольным, высокая утомляемость, неустойчивость настроения, большая зависимость работоспособности от погодных и природных изменений. Кроме специфических особенностей, дети имеют индивидуальные особенности эмоционального, поведенческого характера, серьезные речевые дефекты, разные формы и глубину недоразвития высших психических функций. Также обучение любому действию осложняется для ребенка с особыми образовательными потребностями еще и следующими общими обстоятельствами: его привлекают к организованной учебной деятельности, повышается уровень требований к дисциплине, ограничивается свободная естественная потребность в движении и др. При этом дети одного и того же возраста в силу степени тяжести заболевания, могут сильно отличаться по уровню развития. Однако следует отметить высокую учебную мотивацию, эти дети очень хотят учиться.

Для организации образовательного процесса важно предусмотреть:

• индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий особенности развития каждого ребенка;

• объем нагрузки, следует чередовать физическую нагрузку и двигательную активность;

• учитывать особенности восприятия, стимулируя все действующие сенсорные системы;

• связь обучения с уже имеющимся жизненным опытом.

Основными принципами работы выступают вера в ребенка, признание его индивидуальности, уникальности, признание сотрудничества, содействия ученика и учителя, стимулирование творческих способностей ученика.

В работе с детьми с ТМНР большое значение имеет учет индивидуальных особенностей учащихся (особенности высшей нервной деятельности, темперамента и соответственно характера, скорость протекания мыслительных процессов, работоспособность, умение учиться, мотивация, уровень развития эмоционально-волевой сферы).

Основной особенностью учебной деятельности учащихся является несформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Этот недостаток и накладывает значительный отпечаток на развитие личности ребенка. Появляется неверие в собственные силы и возможности, вырабатывается заниженная самооценка. К этому добавляются и другие особенности детей: быстрая утомляемость, тревожность, психоэмоциональная неустойчивость.

Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями через иное, доступное для них содержание обучения, через особый его темп и организацию, использование специфических приемов и способов коррекционно-педагогической работы.

В образовании детей ведущим становится не получение академических знаний, а развитие социальной компетенции учащихся. С этих позиций совершенно неважно, по каким учебникам они обучаются. Поэтому в своей работе использую учебники разных классов, индивидуальные карточки, различную художественную литературу, средства ИКТ, мультимедийные презентации, яркую наглядность, где возможно, реальные предметы и др.

При планировании уроков учитываю значимость формируемых компетенций, стремлюсь к тому, чтобы каждый ученик понял, с чем он познакомится сегодня на уроке и где сможет применить полученные знания. Педагогический опыт показывает, что, успешно справившись со своей работой, появляется ситуация успеха, вера в свои силы и желание получить похвалу педагогов и родителей.

Важно понимать, что ТМНР представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих.

Особые образовательные потребности учащегося вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем содержательным областям. Обучение проводится по следующим областям: окружающий природный мир, речь и альтернативная коммуникация, изобразительная деятельность, музыка и движение.

Используемая литература:

1. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект — М., 1999.

2. Ермаков П. В., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М. : Просвещение, 1990.

3. Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2007.

4. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. — М. : Издательский центр «Академия», 2003. -208 с.

5. Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Дефектология. — 2000. — № 1. — С. 18–29.

6. Баряева Л. Б., Яковлева Н. Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. – 475 с.

7. Бгажнокова И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. – М. : Владос, 2010. – 239с.

8. Бгажнокова И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы – М. : ВЛАДОС, 2007. – 181 с.

Публикации по теме:

Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗСовременные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ Выступление из опыта работы подготовила: Гатауллина С. Т., педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 12 "Алтынчач" г. Дюртюли, Республика Башкортостан.

Современные технологии обучения детей с ОВЗ «Современные технологии обучения детей с ОВЗ» Актуальность проблемы применения современных технологий в образовательном процессе вызвана.

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР
Опубликовано: 12 сентября 2024 в 12:06
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР» (включая файлы) размещена пользователем Алина П в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 сентября. День пословицы и поговорки. Передвижка «Пословицы и поговорки»

13 сентября отмечается необычный праздник — День пословиц и поговорок. Кладезь народной мудрости — так называют пословицы и поговорки. Они учат уму-разуму, воспитывают и, конечно, пригодятся при работе с...

12 сентября. День семейного общения. Передвижка «Общение с ребенком»

День семейного общения отмечается 12 сентября. Этот праздник посвящен налаживанию тесного контакта внутри семейного круга, ведь без общения нельзя построить крепкую, благополучную и счастливую семью.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД