Людмила Сологуб
Современные образовательные технологии
▼ Скачать + Заказать документы
1 Технология проектной деятельности
Е. Евдокимова, Н. Рыжова. Развитие творческих способностей ребенка путем организации исследовательской деятельности, в ходе которой формируются познавательные, коммуникативные навыки, интеллектуальная инициатива. Применение проектной технологии позволяет интегрированным методом развивать познавательные и творческие способности дошкольника.
1 этап. Формируется проблема с целью научить детей видеть проблемную ситуацию, задуматься над ней, вызвать желание детей решить ее.
2 этап. Ставится цель с опорой на интересы, потребности и умения детей, для решения которой дети становятся активными участниками.
Темочки:
3 этап. Организуется активное обсуждение путей достижения цели. Допускаются к обсуждению любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных.
4 этап. Определяются основные этапы работы, планируются занятия, игры, опытно-исследовательская деятельность и другие мероприятия.
5 этап. Участие дошкольников в разнообразных видах деятельности на правах партнеров, помощников. Допускается своевременная коррекция отдельных шагов.
6 этап. Участие воспитанников в игровой презентации достигнутых результатов. Проведение с помощью взрослого посильного анализа работы над проектом. Технология проектной деятельности широко используется в детском саду.
- В 8 случаях из 10 воспитанники научились понимать и принимать проблему, формулировать важные вопросы.
- У детей сформирована потребность в помощи решения проблемы от 50% до 95%.
- Повысилась творческая активность в принятии решений по достижению цели от 30% до 80%.
- Возросла активность детей в проведении любых мероприятий, связанных с реализацией проекта от 30% до 90%.
- Возросла активность участия родителей в жизни группы и детского сада от15% до 60%.
- У дошкольников сформирована способность учитывать и принимать решение в пользу сверстников, подчинять свои желания интересам общего дела 10% / 50%
2
Технология познавательно-исследовательской деятельности
Н. М. Короткова,
А. И. Иванова
Формирование у дошкольников способности устанавливать причинно-следственные и временные связи между предметами и явлениями, самостоятельно и творчески находить способы решения проблемы на основе логических алгоритмов, вырабатывать суждения и умозаключения, удовлетворяя детскую природную любознательность.
Применение технологии позволяет дошкольнику расширить и упорядочить представления об окружающем мире.
1 этап. Педагог привлекает внимание детей интригующим материалом, тем самым побуждает их:
- внимательно всматриваться в изучаемый объект,
- описывать его внешние признаки,
- выделять главное,
- сравнивать с другими объектами,
- анализировать, делать выводы и обобщения.
2 этап. Педагог формирует исследовательскую активность путем создания условий, которые способствуют умению задавать вопросы исследовательского характера:
- на выявление главных признаков объекта,
- его функций,
- на формирование умения давать полную характеристику предмету,
- определять его место и значение в окружающем мире.
3 этап. Педагог организует экспериментально-исследовательскую деятельность на основе сотрудничества, свободного обсуждения, в процессе которого дошкольники:
- уточняют правила безопасности жизнедеятельности в процессе экспериментирования,
- анализируют условия,
- свободно экспериментируют,
- находят самостоятельное оригинальное решение,
- создают модель на основе умозаключений и логических выводов,
- испытывают чувство радости и удовлетворения от познания нового.
1. У дошкольников сформирована поисковая активность: умение анализировать полученные результаты, прогнозировать дальнейшее развитие, моделировать будущие действия 20% / 80%.
2. Наблюдаются способности к анализу и синтезу, умения анализировать и оценивать ситуацию, делать суждения и умозаключения 20% / 80%.
3. Возросла детская активность к исследованию самых обычных явлений и предметов 30% / 85%.
4. На основе исследования опытным путем различных объектов и явлений у дошкольников обогатилась речь соответствующими понятиями: явление, причина, сходство, различие, возможность, невозможность, зависимость и др. 10% / 50%.
5. Изменилось отношение к наблюдениям в природе от простого созерцания до содержательного, целенаправленного восприятия 40% / 90%.
3 Технология оригами
З. А. Богатеева Развитие интеллектуальных способностей дошкольников, точности и координации движений, произвольности психических процессов, повышение эффективности обучаемости на основе яркого эмоционального самовыражения. Технология овладения детьми оригами помогает в преодолении трудностей развития речи, приводит в комплексе с другими приемами воздействия к качественным изменениям в развитии ребенка.
- Знакомство со свойствами бумаги путем обследования и эксперимента: рвется, мнется, мокнет.
- Изменение формы бумаги путем выполнения простейших действий: складывания, деления пополам, на разные части и др.
- Показ действий с бумагой, включая проговаривание этих действий.
- Постепенное внедрение в словарь дополнительных определений: угол, сторона, центр, диагональ, вершина.
- Показ с демонстрацией складывания квадрата по диагонали: на противоположных уголках квадрата нарисованы бабочка и цветок. Дошкольнику предлагается аккуратно взять уголок-«бабочку» и посадить ее на «цветок» (соединить углы). Чтобы бабочка не улетела, надо прогладить сгиб.
- Демонстрация возможности изготовления из бумаги игрушек, подарков. В результате использования технологии
- наблюдается повышенная концентрация внимания, улучшается память: дети запоминают приемы и способы складывания;
- более уверенными и качественными стали графические навыки работы на листе бумаги 20% / 60%;
- дети с удовольствием готовят из бумаги атрибуты и персонажи к театральным постановкам;
- дошкольники лучше ориентируются на плоскости, в окружающем 30% / 50%;
- пользуются различными приемами работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание 30% / 80%.