Анастасия Бахарева
Современные образовательные технологии в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОО
Здоровье ребенка – это полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оздоровления детей становится важной задачей в работе дошкольных образовательных организациях. Для укрепления и сохранения здоровья детей, педагоги стараются создать благоприятные условия, ищут новые приемы, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка. На занятиях педагог должен использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме, что касается музыкальных занятий, педагог может использовать следующие здоровьесберегающих технологий:
Публикация «Современные образовательные технологии в ДОО» размещена в разделах
— дыхательная гимнастика;
— артикуляционная гимнастика;
— игровой массаж;
— пальчиковые игры;
— речевые игры;
— музыкотерапия.
Используя эти современные здоровьесберегающие технологии сначала в совместной деятельности (педагог и ребенок, а потом уже ребенок сам сможет использовать эти технологии в самостоятельной деятельности в игровой форме.
Дыхательная гимнастика
В ДОО музыкальные занятия можно включить упражнения дыхательной гимнастики, которые помогут повысить показатели диагностики дыхательной системы, развивает певческие способности. Например:
— «Машина» (обучение постепенному выдоху воздуха)
(Дети стоят на ногах, делают вдох через нос и выпускают воздух через рот, при этом выполняя языком «тр-р-р», копируя работу мотора.)
— «Цветок» (упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации)
(Дети стоят на ногах, руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Выдыхаем через рот, губки «трубочкой», медленно выпуская воздух.)
— «Собачка» (закаливание зева)
Исходное положение - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева. (как это делает собачка)
Эти дыхательные упражнения играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Если у ребенка ослабленное дыхание, то оно не дает ему полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще.
Основные задачи дыхательных упражнений на музыкальных занятиях:
— Укреплять физиологическое дыхание детей
— Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох).
— Тренировать силу вдоха и выдоха.
— Развивать продолжительный вдох.
Пение с предшествующей дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы; способствуют восстановлению центральной нервной системы; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Игровой массаж
Игровой массаж можно тоже проводить на музыкальных занятиях. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Обучение простейшим массажным приемам проводится в игре. При проведении массажа важно научить детей не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Например:
Две тетери
На лугу, на лугу,
Стоит миска творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели Дети гладят животик
«Бегают» пальчиками по телу.
Щиплют двумя пальцами.
Машут руками.
«Вышел зайчик» сл., Х. Афанасенко муз., Е. Шадриной
Вышел зайчик на лужок,
На зелёный бережок.
(Плавные движения от переносицы к ушам)
Потирает зайка нос,
Чтобы носик не замёрз.
(Надавить пальцами на точку у крыльев носа)
Серый зайчик вместе с нами
Потирает над бровями.
(массаж точек у внутренних концов бровей)
Говорила зайке мать,
Надо ушки потирать!
(Надавить пальцами на точки у основания мочки уха)
Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.
Артикуляционная гимнастика
Основная цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Важность артикуляционной гимнастики для детей трудно переоценить. Она подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Также артикуляционная гимнастика очень важна детям с верным, но вялым произношением звуков, т. е. тем, у которых «каша во рту».
Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игровой форме. Для этого хорошо подходят малые стихотворные формы. Артикуляционная гимнастика в стихах – это не только повышение интереса ребёнка к конкретному упражнению, ни и отсчёт времени выполнения упражнения и определение ритма выполнения динамических упражнений.
В артикуляционную гимнастику входит:
— работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т. д.);
— с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки, массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
«Часики»
Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики – вот так!
Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
«Орешки»
Словно белки мы без спешки,
Ловко щёлкаем орешки.
Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — "орешки".
В игре дети, сами того не замечая, решают сложные задачи по развитию дикции и артикуляции. Важно и то, что именно этот вид широко используется детьми в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на музыкальных занятиях. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Например:
«Клён»
Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)
«Улитка»
Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет "рожками" в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука "открывает" калитку,
Пропусти домой улитку (правая рука "проползает").
«Горох»
Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая. (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: "Бом!" (хлопаем)
Речевые упражнения
Речевые игры эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности, позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Например:
«Сенокос»
Задача: читать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями. Развитие внимания, координации, метроритмического чувства.
Старый заяц сено косит,
А лиса сгребает.
Муха сено к возу носит,
А комар кидает.
Довезли до сеновала.
С воза муха закричала:
«На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю,
Буду я хромая. «косит»
«сгребает»
«носит»
«кидает»
вращение колёс
движение головы вправо-влево притопы
4 прыжка на одной ноге
«хромает»
«Кап-Кап!» сл. Е. Макшанцевой
Задача: Одновременно с игрой на треугольниках пропевать на двух нотах (соль-ми) текст, следить за ритмическим рисунком. Можно разделиться на две команды (нечётные и чётные строчки чередовать).
-Кап, кап, кап! Кап, кап, кап!
Что там за оконцем?
Кап, кап, кап! Кап, кап, кап!
Что блестит на солнце?
Кап, кап, кап! Кап, кап, кап! Капают капели!
То весна к нам пришла, птицы прилетели!
Музыкотерапия
Музыкотерапия - важная составляющая музыкально – оздоровительной работы ДОО. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание
Активное слушание «Море» - Море бывает разное – то приветливое, спокойное, то вдруг налетает страшный ураган и вздымает огромные волны. Под тихую музыку «Море» Н. Римского-Корсакова дети плавно качают руками и произносит «ш-ш-ш», а под музыку «Шторм» в исполнении Ванессы Мей раскачиваются и гудят.
Музыка для релаксации Классические произведения: Т. Альбиони «Адажио»; И. Бах «Ария из сюиты №3»; Л. Бетвохен «Лунная соната»; Э. Григ «Песня Сольвейг»; К. Глюк «Мелодия»; К. Дебюсси «Лунный свет»; Колыбельные; Н. Римский-Корсаков «Море»; Г. Свиридов «Романс»; К. Сен-Сакс «Лебедь»; П. Чайковский «Осенняя песнь»; П. Чайковский «Сентиментальный вальс»; Ф. Шопен «Ноктюрн соль минор»; Ф. Шуберт «Аве Мария»; Ф. Шуберт «Серенада»; Р. Шуман «Грезы»
Игровые технологии на музыкальных занятиях
Игра — основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. Использование игровых технологий, в соответствии с основными требованиями ФГОС, которые направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья ребенка, оказание коррекционной помощи.
Игровая деятельность выполняет такие функции:
— развлекательная;
— коммуникативная;
— игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
— диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
— функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
— социализация.
Развлекательная функция игры связана с созданием определённого комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, то есть стабилизации личности. В игре происходит развитие интеллектуальных, личностных качеств и психических процессов.
Очень важна игротерапевтическая функция игры. Цель игровой терапии — не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого (народные игры с потешками, хороводами, играми-шутками).
Психологическая и педагогическая коррекция в игре происходит естественно. Коррекционные игры способны оказать помощь детям с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями. В процессе игры дети приобретают способность управлять своим поведением, легче вступают в сотрудничество с взрослым, учатся преодолевать трудности, более «пристойно» выражают гнев.
Игры-драматизации как составляющая часть игровых технологий обогащают детей новыми впечатлениями, развивают интерес к авторским и фольклорным произведениям, формируют диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка. С использованием игровых технологий возможна более успешная реализация метода проектов.
Например, в процессе подготовки к праздникам, развлечениям детям очень нравится брать на себя роль того или иного персонажа. Они сами проявляют инициативу, с положительным эмоциональным настроем взаимодействуют с воспитателем и со сверстниками. Введенные игровые мотивы присутствуют во всех образовательных областях и всех видах детской деятельности.
Таким образом, для сближения детей, организации их совместной деятельности, поддержки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми нужно систематизировать и использовать в своей работе разнообразные игры. При этом учитываем возраст ребенка, его умение и желание общаться со сверстниками и взрослыми. При этом выделяем четыре этапа в развитии общения детей, в соответствии с которыми организуем те или иные виды совместных игр.
I этап: На данном этапе необходима индивидуальная обращенность взрослого к каждому ребенку, поэтому в этот период используем игры только с двумя детьми, при непосредственном участии взрослого.
II этап: На этом этапе важная роль принадлежит взрослому, который начинает игру, является образцом правильных действий и создает положительную эмоциональную атмосферу.
III этап: подготовка ребенка к принятию роли и ролевому общению со сверстниками. С помощью педагога ребенок учится включаться в воображаемый контекст и принимать новую смысловую ситуацию (в играх с простыми правилами и хороводных играх).
IV этап: развитие совместной предметной и продуктивной деятельности детей.
1. Игры в парах — способствуют становлению субъектного эмоционального — положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении («Дуем — дуем», «Прогулка в парах» и др.).
2. Совместные игры с несколькими партнерами — эти игры помогают детям пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально — практическое взаимодействие с группой сверстников («Ласковая цепочка», «Паровозик», «Солнечные зайчики» и др.).
3. Пальчиковые игры — дети подражают друг другу («Мы топаем ногами», «Пузырь» и т. д.).
4. Хороводные игры — созданы по образцу народных игр и построены на основе сочетания простых повторяющихся движений и физических контактов участников («Каравай», «Раздувайся пузырь», «Карусели» и т. д.).
5. Совместные игры с предметами — помогают ребенку видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре («Катаем мячики», «Дружные ладошки» и т. д.).
6. Игры с правилами — в которых у малышей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью («Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши» и т. д.).
Вышеперечисленные игры способствуют развитию общения детей со сверстниками. Эти игры можно проводить во время режимных моментов, на прогулке, в свободной игре детей.