Наталья Акимова
Современные здоровьесберегающие технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Современные здоровьесберегающие технологии Соавтор Юлия Парфенова
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья : Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
Публикация «Современные здоровьесберегающие технологии» размещена в разделах
2. Технологии обучения здоровому образу жизни : Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).
3. Коррекционные технологии : Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей.
К основным направлениям оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении следует отнести:
• организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
• организацию питания;
• обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду;
• организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;
• физическое воспитание детей.
Система общеоздоровительных мероприятий включает:
• обучение детей уходу за своим телом,
• закаливание,
• витаминизацию блюд,
• фитопрофилактику,
• натуропатию,
• освоение упражнений психосаморегуляции состояния,
• оптимизацию двигательной деятельности детей.
Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников, а также от комплексного подхода к ее организации с учетом имеющихся условий и профессиональных навыков коллектива. Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно.
При проведении оздоровительных мероприятий должны быть усилены их психолого-педагогические аспекты. Это предполагает воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью и выработку автоматизированных навыков заботы о своем теле.
Основные характеристики педагогики оздоровления следующие :
• представления о здоровом ребенке как идеальном эталоне и практически достижимой норме детского развития;
• здоровый ребенок рассматривается как целостный телесно-духовный организм;
• оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей;
• работа по оздоровлению детей не может осуществляться только медицинскими методами;
• эффективность применения медицинских методов возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами.
Возраст с 5 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.
Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.
К основным принципам семейного воспитания относятся:
• принцип наследования и индивидуализации;
• принцип активности;
• принцип органичности и преемственности в освоении знаний;
• принцип использования комментариев;
• принцип резонанса.
Базовые принципы семейного воспитания формировались не одно столетие. Семью рассматривают и как «ячейку общества», и как «организованную общность». В первом случае семья предоставляет подрастающему поколению возможность наследования, а во втором — возможность включения в социальные отношения.
Соблюдение принципа наследования позволяет научить ребенка подчиняться авторитету взрослого, а через него — норме, традиции, закону. Но в семье существует еще одна традиция. Она противоположна наследованию и даже разрушает его. Это стремление ребенка к индивидуализации своего сознания, своего отношения к Миру. Оно направлено на преодоление существующего закона, авторитета, на создание своего смысла данного закона. И только при реализации двух важнейших традиций: наследования и индивидуализации — происходит не только сохранение, но и обогащение культуры. Именно соблюдение принципов наследования и индивидуализации предопределяет в семье нормальное физическое развитие ребенка, развитие его личности и индивидуальности.
Принцип активности предполагает создание условий для реализации устремлений ребенка, в том числе и в удовлетворении его естественных потребностей. Семья удовлетворяет потребность ребенка в пище, тепле, отдыхе, ласке. В ней он удовлетворяет потребность в движении, она предоставляет ему возможность на доступном его пониманию уровне изучать окружающий мир.
Одним из значимых принципов семейного воспитания является принцип органичности и преемственности в освоении знаний предыдущему опыту ребенка. Знание всегда вырастает из опыта ребенка, оно тесно связано с его переживаниями и устремлениями. И в этом смысле знание никогда не может быть навязано ребенку. Оно всегда выстраивается на мироощущении и миропонимании ребенка, его личном опыте. В семье чаще интуитивно, нежели сознательно, следуют этому принципу. А вот в практике общественного воспитания чаще бывает иначе. Знание навязывается со стороны и должно быть (а почему «должно», ребенку не объясняют) им усвоено.
Следование принципу органичности и преемственности позволяет ребенку «выращивать» свое знание на основе своего опыта и тех понятий, которые у него к этому времени сформировались. Задача педагога — помочь ребенку выстроить в своем сознании новые понятия, помочь ему организовать свою деятельность и в результате получить свои новые знания как следствие движения по его индивидуальному пути.
Принцип использования комментариев требует от педагога демонстрации ребенку своего хода рассуждений по поводу выхода из проблемной ситуации. Родители и другие члены семьи так поступают довольно часто. По существу, они ничего не рекомендуют ребенку, а только лишь демонстрируют ему свой смысл, свое знание, свой ход мыслей. Благодаря реализации этого принципа семейного воспитания дети овладевают различными видами комментария, как типа речевой деятельности:
а) рефлексивным, помогающим ребенку осознать скрытые мотивы своих поступков;
б) логическим, дающим возможность поразмышлять над различными вариантами своих действий;
в) целевым, позволяющим сопоставить смысл деятельности с ее целями и результатами, и т. д.
Ребенок должен осознать:
• получил ли он удовлетворение от физкультурной деятельности;
• ожидал ли он конкретных результатов и добился ли их;
• удовлетворен ли он этими результатами;
• в чем он видит смысл своей деятельности;
• отличается ли ситуация, в которой он сейчас находится, от той, в которой он был
в прошлый раз.
Цель использования здоровьесберегающих технологий : сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов образовательного процесса в ДОУ; обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью.
Содержание работы по использованию здоровьесберегающих технологий :
• анализ особенностей организации здоровьесберегающих технологий в МДОУ;
• изучение состояние проблемы в научно-методической литературе и передовой педагогический опыт, применяемый при оздоровлении детей в других дошкольных учреждениях;
• систематизация методических материалов по использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья - медико-профилактических, физкультурно-оздоровительных, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
• разработка материалов для работы с детьми с использованием комплекса здоровьесберегающих технологий – комплексы утренней гимнастики, включающие упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, гимнастика после сна, комплексы упражнений для профилактики близорукости, составление картотеки подвижных игр для детей разных возрастных групп;
• разработка методических материалов для работы с детьми по обеспечению безопасности жизнедеятельности;
• использование природных факторов закаливания – воздушные ванны, соблюдение теплового режима, облегченная одежда в помещении, обширное умывание, регулярное проветривание;
• соблюдение санитарного режима, рациональное сбалансированное питание с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, витаминизация третьего блюда;
• соблюдение двигательного режима в течение дня, создание условий для самостоятельной двигательной активности дошкольников в течение дня;
• осуществление образовательного процесса в ДОУ с использованием здоровьесберегающих технологий.
Результат использования здоровьесберегающих технологий в МДОУ :
• интеграция здоровьесберегающих технологий во все виды совместной деятельности педагогов с детьми и в самостоятельной деятельности воспитанников;
• обеспечение и поддержание психического и физического здоровья ребенка;
• воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;
• развитие валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи;
• содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.