Елена Серякова
Опыт реализации парциальной программы Л. Н. Коломийченко «Дорогою добра» с применением современных образовательных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
ГО «Александровск-Сахалинский район»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Светлячок»
Доклад на семинар по теме:
«Опыт реализации парциальной программы социально- коммуникативного развития и социального воспитания Л. Н. Коломийченко «Дорогою добра» с применение современных образовательных технологий»
Автор: Серякова Елена Ильинична,
воспитатель
МБДОУ детский сад №1 «Светлячок»
2018 год
Уважаемые коллеги!
Публикация «Опыт реализации парциальной программы Л, Н, Коломийченко „Дорогою добра“ с применением современных образовательных технологий» размещена в разделах
Представляю Вашему вниманию доклад по теме:
«Опыт реализации парциальной программы социально- коммуникативного развития и социального воспитания Л. Н. Коломийченко «Дорогою добра» с применение современных образовательных технологий».
Слайд 1. В МБДОУ №1 «Светлячок» с 2016 года успешно реализуется парциальная программа социально- коммуникативного развития и социального воспитания автора Л. Н. Коломийченко «Дорогою добра».
Слайд 2
Слайд 3 Цель программы — своевременное, соответствующее возрастным, половым, этническим особенностям детей дошкольного возраста социальное развитие дошкольников.
Содержание программы построено в соответствии с ФГОС ДО и отражает основные направления приобщения дошкольников к различным аспектам социальной культуры.
Содержание программы ориентировано как на общечеловеческую культуру, так и на российские культурные традиции, включает региональные аспекты культуры. Программа нацелена на развитие любознательности как основы познавательной активности дошкольников, на становление коммуникативных способностей. В процессе ее использования обеспечивается охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, его интеллектуальное развитие, осуществляется приобщение к общечеловеческим ценностям.
Слайд 4.,5,6,7
Программа реализуется на протяжении всего дошкольного возраста (от трех до семи лет). Содержание программы представлено в разделах:
«Человек среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре», «Человек в своем крае», каждый из которых дифференцирован по блокам:
1. «Человек среди людей» :
«Я — Человек»;
«Я — мальчик, я — девочка»;
«Мужчины и женщины»;
«Моя семья»;
«Детский сад — мой второй дом».
2. «Человек в истории» :
3. «Человек в культуре» :
4. «Человек в своем крае».
Включенность в программу раздела «Человек в своем крае» обусловлена государственными требованиями к оптимальному сочетанию федеральных и региональных стандартов. Содержание данного раздела является вариативной частью программы и должно разрабатываться в соответствии с историческими, краеведческими, национальными и этническими особенностями регионов.
Слайд 8.
Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения детей к социальной культуре. Наличие разделов, блоков и тем способствует более системному, целенаправленному блочно-тематическому планированию процесса реализации программы.
Задачи социального развития представлены по разделам. Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется педагогом самостоятельно в зависимости от возраста, пола, показателей развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.
Логика изложения материала построена в соответствии с основными закономерностями психического развития ребенка, со становлением его потребностей и интересов, адекватных полу и возрасту способов поведения, с возможностями отражения и применения имеющихся знаний в различных, актуальных для дошкольного детства видах деятельности.
Слайд 9.
Технология реализации программы построена с опорой на основные подходы общенаучного уровня методологии педагогики.
Слайд 10
Программа предусматривает различные формы организации воспитательно-образовательного процесса; предполагает оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности (коммуникативной, игровой, познавательной, учебной, речевой, двигательной, трудовой, изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной, экспериментальной, включает описание развивающей среды, обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка, содержит показатели и уровни социального развития, диагностический инструментарий.
Слайд 13. Содержание программы «Дорогою добра» осваивается детьми в различных формах взаимодействия с педагогом в определенной последовательности, включающей предварительную работу:
• первоначальное ознакомление с изучаемым объектом в процессе чтения художественной литературы;
• Рассматривание картин, иллюстраций, наблюдение, экскурсии;
• практическое использование этих знаний в процессе игровой, коммуникативной, трудовой, двигательной и других видах деятельности,
• создание на основе имеющихся знаний и сформированных умений творческого продукта в изобразительной, конструктивной, речевой деятельности.
Завершается освоение темы итоговым занятием,направленным на обобщение полученных знаний и способов решения прикладных задач.
Слайд 14.
Авторы программы предлагают к каждой теме разнообразную деятельность : темы для рисования, лепки, аппликации, конструирования, темы наблюдения, список художественной литературы для чтения и др.
Слайд 15.
В младшей и средней группах на протяжении всего года приходит в гости Мишка, которого дети учили хорошим поступкам, правильному поведению. Дети чувствуют себя в роли более старшего, показывают свои знания в той или иной сфере. Учат его правилам игры, показывают, что подготовили к занятию. На этих занятиях используется много дидактических игр на быстрое мышление и речь, активизацию и развития словаря.
В старших группах практически все занятия, построены на выполнение просьб, которые поступили в письме. Дети с нетерпение ждут письма, так как на выполнение просьб всегда требуется проявить не только свои знания, но и творческие способности. Это были письма и из соседнего детского сада, из одной из школ нашего города, из младших групп. По их просьбам дети оформляли альбомы, газеты, плакаты по разным темам. Благодаря таким занятиям в группе пополнился материал по истории детского сада, родного города.
Слайд 16.
В программе широко используются современные образовательные технологии :
• Проектная технология с реализацией информационных, игровых проектов ;
• Используются информационно-коммуникационные технологии : мультимедийные, презентации, электронные ресурсы.
• -Личностно-ориентированная технология, которая выражается в обеспечении комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий развития ребенка.
• -Игровые технологии – дидактические, настольно- печатные,речевые,пальчиковые игры на развитие нравственных качеств, ознакомление с мужскими и женскими профессиями, различными видами спорта и многие другие.
Слайд 15.
В конспектах занятий, рекомендованных автором программы Коломийченко Л. Н., главное место отводится проектной деятельности.
Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Проведение занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей, подготовительных группах требуют большой подготовки. Это и нахождение материала, дидактических игр, разучивание стихотворений до занятия. Родители становятся активными помощниками в подготовке занятия. Они находят фотографии, картинки.
Например к Дню защитника отечества мы с детьми вначале обговорили, что мы подготовим к этому дню, как будет выглядеть примерно наша газета и что нам для этого надо. Родители подготовили армейские фотографии и рассказы о том, как они служили по итогам занятия у нас вышла не только газета, но и не большая книжная выставка. Дети получили не только знания о защитниках отечества, но и узнали, о службе родителей и дедушек в армии.
Так же был реализован интересный информационный проект в разделе «Человек в истории» - «Великие полководцы». Дети познакомились с Александром Суворовым, Александром Невским.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими интегративными качествами он должен обладать. Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Так в разделе «Человек среди людей» реализованы проекты : «Профессии мужские и женские», «Родственники. Родословная. Я расту», «Спорт-это жизнь!», «Настоящая женщина», «Детский сад - мой второй дом».
В разделе «Человек в культуре» проекты «Народные традиции.
В разделе «Человек в родном крае» проект «Мой любимый город».
16,17,18,19,20,21,22,
Слайд 23
Широко представлена в программе игровая технология. На каждом занятии детям предлагается комплекс разнообразных игр по теме занятия,
Атрибутивные (с различными предметами-игрушками)
• Традиционные (в основе которых лежат словесные формулы,прибаутки, поговорки, шутки, присказки)
• Драматические (предполагаются наличие художественного образа,движения, диалога, действия)
• Спортивные
• Орнаментальные (сопровождающиеся песнями, музыкальными композициями,основным жанром которого является хоровод).
Игровая технология помогает раскрыть личностные способности детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности.
В конспектах к каждому занятию дается перечень дидактических игр,а так же их варианты. (Внимание на слайд)
В нашей группе собрана большая коллекция дидактических игр по разным направлениям, которые необходимы для реализации программы.
Слайд 28.
В ходе реализации программы «Дорогою добра» применяем информационно-коммуникационные технологии, которые повышают качества воспитательно-образовательного процесса через совершенствование информационной культуры и активное использование компьютерной технологии.
Использование компьютерных технологий помогают :
• привлекать пассивных дошкольников к активной деятельности;
• делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
• формируют информационную культуру у детей;
• активизируют познавательный интерес;
• реализуют личностно-ориентированный
• и дифференцированный подходы в обучении;
• способствуют формированию интереса воспитателя к работе;
• активизируют мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
Ожидаемые результаты по итогам реализации программы «Дорогою добра» :
различать хорошие и плохие поступки;
проявлять почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знать правила вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
оказывать посильную помощь младшим, старшим, проявлять заботу о них;
пополнить знания о родном городе, стране, людях, что жили в России на благо и процветание Родины;
уметь грамотно применять знания на практике (в коммуникативных ситуациях, в культуре поведения).
Работа по этой программе только начата, уже есть хорошие наработки, кому то она нравится кому то нет, есть у нее свои плюсы и свои минусы, программа гибкая, объемная, подразумевает творчество педагогов. Программа «Дорогою добра» должна занять положенное ей место в образовательном процессе.