Иванова Елена Владимировна
Современные инновационные технологии в обучении дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема всестороннего развития детей дошкольного возраста является актуальной в теории и практики современной сферы дошкольного образования.
Решение данной проблемы предполагает использование современных инновационных технологий в обучении дошкольников.
Особым потенциалом в обучении детей дошкольного возраста педагогическая технология – теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) [20].
Публикация «Современные инновационные технологии в обучении дошкольников» размещена в разделах
ТРИЗ – это педагогическая технология, включающая в себя обучение старших дошкольников применять в своей деятельности (творческой, игровой, познавательной и др.) набор методов решения технических задач.
Основу ТРИЗ составляют 40 общих изобретательских приемов, 76 стандартных шаблонов решений и несколько других идей.
Цель использования средств ТРИЗ заключается в формировании у детей дошкольного возраста способностей и креативного мышления, то есть воспитание творческой личности, способной к решению нестандартных задач.
Для эффективного развития способностей детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ, педагогу целесообразно организовать творческую деятельность обучающихся [23].
Детальность с дошкольниками с использованием технологии ТРИЗ планируются педагогом в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе.
Дошкольники, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что благоприятствует их дальнейшему школьному обучению.
Технология ТРИЗ реализуется посредством различных методов обучения :
1. Мозговой штурм – метод, предполагающий постановку творческой изобретательской задачи и нахождения нестандартных и креативных способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.
Педагог предлагает дошкольникам свои оригинальные варианты решения творческой задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.
2. Синектика – метод аналогий. Различают следующие подвиды данного методов:
эмпатия (личностная аналогия) – ребенок должен представить самого себя в качестве любого предмета или явления при создании педагогом проблемной ситуации;
прямая аналогия предполагает поиск ребенком сходных процессов в различных областях жизни;
фантастическая аналогия – решение проблемы старшим дошкольником нестандартным «фантастическим» способом [20].
3. Морфологический анализ.
В работе с дошкольниками данный метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определенного объекта при создании нового образа этого объекта.
Для морфологического анализа педагог просит детей построить таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей выступают основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Затем выбираются различные сочетания элементов разных осей. Детьми предлагаются все возможные варианты.
4. Метод фокальных объектов заключается в том, что определенному объекту подбираются характеристики других, не связанных с первоначальным объектом.
Цель метода фокальных объектов – установление ассоциативных с различными случайными объектами.
Например, педагог предлагает детям из двух-трех слов быстро выделить свойства каждого из названных предметов или явлений [32].
5. Данетка – метод, предоставляющий возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.
6. Метод Робинзона, способствует формированию умения ребенка находить применение совсем ненужному предмету. Целесообразно проводить занятия в виде игры «Аукцион» в старшей группе и подготовительном классе.
Применение данного метода подразумевает учет педагогом:
1) возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей;
2) уровня подготовки к обучению в школе;
3) содержания исследовательской творческой деятельности;
4) взаимоотношений ребенка с коллективом сверстников;
5) личностных качеств ребенка;
6) взаимодействие семьи и школы.
7. Проблемное обучение – это активизирующий воображение дошкольников метод ТРИЗ, когда педагог в ходе сообщения новых знаний систематически создает проблемные ситуации, ставит вопросы и указывает пути решения проблем, постоянно побуждает детей к самостоятельной деятельности. Он показывает образцы научного решения проблем, основные этапы этого процесса, а старшие дошкольники контролируют убедительность его доводов, следят за логикой изложения нового материала.
Например, педагог предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями – иначе ребенок затрудняется продвинутся в произвольных действиях воображения [23].
Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и др. полезно сочетать восприятие конкретных предметов и мысленное их представление. Все это развивает способность детей мысленно представлять предметы и явления, которые в данный момент нельзя воспринять, т. е. помогает развитию воображения.
Одной из современных инновационных технологий в обучении дошкольников являются информационно-коммуникационные.
Многообразие применения в образовательной деятельности объектов и систем, которые созданы с использованием информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ, Т. Н. Шульга предлагает структурировать в рамках трех относительно самостоятельных областей применения, к которым относятся:
1) воспитательно-образовательный процесс;
2) управление дошкольным образованием;
3) обеспечение информационной открытости системы дошкольного образования [31].
Именно данный вид классификации по областям применения четко прослеживается и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [7].
К задачам использования ИКТ в сфере дошкольного образования данный закон относит:
1) качественную подготовку специалистов на основе применения в учебно-воспитательном процессе инновационных информационных технологий;
2) внедрение в образовательный процесс активных методов обучения для повышения творческой и интеллектуальной мотивации дошкольников к образовательной деятельности;
3) интеграция различных видов образовательных областей по ФГОС ДО;
4) приспособление ИКТ обучения к возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;
5) создание условий для непрерывности и преемственности в процессе обучения детей дошкольного возраста;
6) реализацию дистанционного обучения;
7) организацию работы по программно-методическому обеспечению образовательного процесса ДОО [7].
Дошкольный возраст является благоприятным для познавательного развития детей посредством интерактивных средств обучения.
В частности, применение компьютерных игр в воспитательно-образовательном процессе ДОО является одной из новейших и наиболее актуальных приемов обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Использование возможностей компьютерных игр раскрывает большой потенциал педагогического воздействия на воспитание и развитие познавательных способностей старших дошкольников, создает основу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам.