Гюзель Ибрагимова
Современные игровые технологии и их применение в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
СОВРЕМЕННЫЕ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ДОУ
Ибрагимова Г. Н.
МБДОУ «Лямбирский детский сад №3
комбинированного вида» (Лямбирь)
Проблема развития познавательных способностей ребенка актуальна в свете нового Федерального государственного стандарта дошкольного образования. В этом стандарте среди пяти образовательных областей выделена область «Познавательное развитие», а в качестве основной стратегии дошкольного образования рассматривается развитие познавательных способностей в процессе познавательной деятельности ребенка.
Познавательные способности ребенка дошкольного возраста проявляются:
Публикация «Современные игровые технологии и их применение в ДОУ» размещена в разделах
1) в высокой степени познавательной мотивации (в желании познать, исследовать, изучить окружающий мир, себя и других людей);
2) в продуктивных познавательных действиях, направленных на получение качественного результата в процессе познавательной деятельности.
Развитие познавательной деятельности осуществляется путем становле-ния трех основных ее методов: предметных действий, образов восприятий и представлений, символов. Эти средства познания действительно последова-тельно возникают в соответствующих возрастах. «Наслаивание» каждого нового метода на предыдущий метод выражает генеральную линию развития познавательной деятельности дошкольников.
Окружающий мир — это основной объект познавательных интересов и познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Математические методы и приемы, а также математические знания и представления являются, с одной стороны, средством познания окружающего мира, а с другой — обобщенным результатом исследования его сущности и закономерностей развития.
Как помочь ребенку разобраться в нем, сформировать представление о мире доступное ему? Эти вопросы часто волнуют родителей и педагогов. Подтвердились наблюдения, что наибольший эффект дети получают в интеллектуальном, математическом развитии при выполнении заданий, связанных с определенным предметным миром, с освоением приемов конструирования геометрических фигур, алгоритмов сложения предметных форм. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют его мыслительных операций, и выхода из трудностей. По словам В. В. Воскобовича: «Это — не просто игра, это — познавательная деятельность». Которая включает в себя: сенсорное развитие – восприятие (цвет, форма, размер); интеллектуальное развитие – мышление, анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование; математическое развитие – форма, размер, количество, пространственные отношение; творческое развитие – воображение; обучение чтению; а также психические процессы» (В. В. Воскобович и его развивающие игры. // Еженедельник "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". –2000. - № 37 – 53 с.)
Принцип по которому работает Вячеслав Воскобович - «интеллект – познание – творчество». Я приобрела несколько игр, заинтересовала родителей своих воспитанников. И в нашей группе мы стали использовать в работе развивающие игры Воскобовича. Мы используем игры: «Квадрат Воскобовича (двухцветный, «Прозрачный квадрат», «Логоформочки 3», «Чудо - Цветики», «Игровизор».А такие игры как «Чудо - восьмерка», «Геовизор», «Геоконт», были сделаны мной самостоятельно. Эти игры являются яркими, красочными и состоят из большого количества достаточно простых игровых заданий и упражнений.
На данном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит детей с персонажами сказок и образной терминологией, подбирает игровые задания в зависимости от возможностей и интересов ребенка, играет и занимается вместе с ними. Использование развивающих игр Воскобовича В. В. в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личного развития. Его развивающие игры многофункциональны. С помощью этих игр можно решать большое количество образовательных задач.
Целью его игр является развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей.
Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности.
Решив взять для работы развивающие игры Воскобовича В. В., я стала изучать литературу(№2,3,4,5)
Изучив имеющий материал по развивающим играм, я поставила перед собой цель: "Использовать развивающие игры Воскобовича В. В. для познавательного и интеллектуального развития детей".
Чтобы реализовать свою цель я определила следующие задачи:
1. Развивать познавательные, интеллектуальные способности детей, желание узнавать новое;
2. Развивать наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности;
3. Повышать умственную активность: мышление, память, внимание, воображение;
4. Развивать сенсорные способности восприятия цвета и формы;
5. Тренировать мелкую моторику рук, тактильно-осязательных анализаторов;
6. Формировать базисные представления об окружающем мире, математических умений;
7. Построить педагогический процесс, способствующий интеллекту-ально – творческому развитию детей в игре.
Использование данных игр в системе их постоянного и постепенного усложнения, позволило мне добиться определенных положительных результатов. Игры, использовались мной в зависимости от возрастных особенностей детей.
Дети не спрашивают, чем им заняться. Они берут игру и самостоятельно играют, развиваются и растут. Так как игра - лучшая подготовка ребенка к будущей жизни, «источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее».
Развитие ребёнка-дошкольника осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребёнку и игру – ведущую деятельность дошкольника. Факт повышения роли игры и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, что доказывает наша практика применения игровой технологии в образовательном процессе детского сада
Литература
1. Береславский Л., Береславская А. Современные игровые методики развития интеллекта. Занимательные задания для детей 2 – 6 лет. – Серия «Развиваем внимание, па-мять, логику». – М. : Школьная пресса, 2010. –80 с.
3. В. В. Воскобович и его развивающие игры. // Еженедельник "Школьный психо-лог" издательского дома "Первое сентября". –2000. -№37 – 53 с.
4. В. В. Воскобович, Т. Г. Харько, Т. И. Балацкая, «Игровая технология интеллектуаль-но-творческого развития детей» С. -П. : ООО РИВ, 2007. – 20 с.
5. В. В. Воскобович, «Нетающие льдинки Озера Айс, или сказка о Прозрачном квадра-те» С. -П. : ООО РИВ, 2003.- 36 с.
6. В. В. Воскобович, «Тайна ворона Метра или сказка об удивительных приключениях квадрата» С. -П. : ООО РИВ, 2003. -28с.