чиркина светлана
Современные игровые технологии в дошкольном образовательном учреждении. Квест-игра
▼ Скачать + Заказать документы
Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого рождения. Современных детей все сложнее чем-либо удивить. Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка и на формирование его психики. Педагог вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности. В свете последних тенденций, когда вступил в силу ФГОС ДО, который базируется на основополагающих принципах поддержки разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, реализация программ дошкольного образования должна происходить в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Образовательная деятельность в формате КВЕСТ замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. И становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Публикация «Современные игровые технологии в дошкольном образовательном учреждении, Квест-игра» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками является основой дидактической технологии ФГОС ДО. Ребенок-дошкольник – человек играющий, поэтому и обучение входит в его жизнь через «ворота детской игры». Квест – путешествие к определенной цели через преодоление трудностей. Это форма взаимодействия педагога и детей. Квест-технология имеет ряд особенностей: образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер; самовыражению ребенка способствует внедрение новых технических средств обучения; целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активность ребенка.
Одной из новых форм в практике детского сада являются квест-игры. Представленная форма организации деятельности детей имеет ряд преимуществ, что позволяет решать цели и задачи:
– всестороннее развитие детей по различным направлениям (физическому, познавательному, социально-коммуникативному);
– создание положительного эмоционального настроя;
– развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач;
– действовать в команде, а не поодиночке;
– помощь и взаимовыручка;
– побуждение к познавательно-исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций;
– внимательность и смелость;
– обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей.
Слово «квест» переводится с английского языка как «поиск». Детские квесты — это приключенческая игра. Педагогом составляется увлекательный сюжет, основанный на цепочке поиска заданий-подсказок. На пути игроков возникают неизбежные проблемы разного характера, без решения которых, невозможно достичь цель, и получить награду. Продумываются игровые задания, декорации и материалы для заданий.
Квесты могут проводиться на улице и в здании детского сада, в зимнее время и летнее.
Дошкольники принимают активное участие в процессе игры, они становятся «искателями», героями сюжетов.
Для детей младшего возраста подойдут игры на основе сказочного сюжета. Например, сценарий квеста по сказке «Колобок». К малышам в гости приходит Колобок и просит ребят о помощи — он заблудился в лесу, и ему нужно найти дорогу домой к бабушке и дедушке. Дети вместе с Колобком отправляются в путешествие, где их ожидают разные преграды в виде спортивных и интеллектуальных заданий.
По сказке Снежная Королева- она разбила волшебное зеркало, необходимо найти подсказки-осколки, сложить зеркало и найти подарки.
С детьми старшего дошкольного возраста можно организовать тематические квесты : по правилам дорожного движения, четыре стихии, доброе дело, космическое путешествие и другие.
В основе заданий-подсказок используются загадки, ребусы, математические игры, найди отличия, сложи разрезную картинку, прочитай следы, прочитай и пройди по схеме и многое другое.
Необходимо продумать «вознаграждение за победу», которые дети находят в конце игры. Это могут быть сладкое угощение или занимательные предметы. Например, лупа, а затем рассматривать через нее предметы, или старый будильник, который можно разобрать и увидеть механизм, или компас и магнит, с последующим изучением явления магнетизма.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации ненавязчиво и занимательно способствует активизации познавательных и мыслительных процессов детей.
В ходе КВЕСТА у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.
В игре решаются образовательные задачи : обогащение новыми знаниями, закрепление умений и навыков, организация проектной деятельности.
Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность.
Любой квест требует тщательной подготовки педагога. Подготовка осуществляется в 3 этапа:
– Подготовка условий, оборудования, материала квеста.
– Разработка маршрута и карты, сценария квеста.
– Подготовка детей (знакомство с темой, погружение в тему, обучение, игра).
Основными критериями качества квеста выступают :
его безопасность для участников,
оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства.
задачи, поставленные перед детьми соответствуют возрасту ;
в сценарии планируются разные виды деятельности;
игра эмоционально окрашена с помощью музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря; взрослого персонажа;
педагог направляет детей к правильному решению, но окончательные выводы дети делают самостоятельно.
Самое главное – это то, что квесты помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья. Квест-игры – одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.