Скокова Вера Вячеславовна
Мастер-класс «Современные технологии ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс «Современные технологии в ДОУ»
Слайд№1 Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Скокова Вера Вячеславовна воспитатель высшей квалификационной категории. Представлю вам мастер-класс на тему «Исследовательская деятельность как современная технология в ДОУ». Цель и задачи мастер-класса представлены на слайдах. Слайд №2
Публикация «Мастер-класс „Современные технологии ДОУ“» размещена в разделах
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на выполнение государственного стандарта дошкольного образо-вания. Актуальность педагогической технологии определена : целевыми ори-ентирами (ФГОС). Одним из ориентиров является любознательность. Техно-логия исследовательской деятельности предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на все интересующие его вопросы «как?» и «почему?», позволяет почувствовать себя исследователем. Ребёнок склонен наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Дети по природе своей все исследователи. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий».
Слайд №3 .Целью исследовательской деятельности является форми-рование у детей дошкольного возраста познавательной активности, любозна-тельности.
Согласно задачам исследовательской деятельности у детей формируют-ся элементарные представления о химических и физических свойствах веществ и явлений, учатся пользоваться микроскопом, лупой, весами, песочными часами. Развивается коммуникативность, самостоятельность, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы.
Слайд №4 Основным методом детской исследовательской деятельности яв-ляется экспериментирование. Главное достоинство этого метода – контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качеств, возможностей.
Структура детского экспериментирования
Постановка исследовательской задачи в форме проблемной ситуации.
Уточнение правил безопасности в ходе осуществления эксперимента.
Выбор способа решения проблемной ситуации.
Организация самостоятельной экспериментальной деятельности.
Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирова-ния.
Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запо-минаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты, а не выступал в роли наблюдателя. Наша задача - помочь детям в про-ведении этих исследований, сделать их полезными.
Как гласит китайская мудрость:
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Отгадайте пожалуйста загадку:
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет любой, на разный вкус,
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
(Воздушный шар)
Всё верно это воздушный шарик. Сколько радости приносят воздушные шарики! Такая мелочь, а улыбаешься, как ребенок. Также воздушные шарики - прекрасный материал для демонстрации различных опытов и экспериментов. Они всегда вызывают у детей радость, хорошее настроение, положительный настрой на работу.
Чем заполняют воздушные шары? Какими способами?
Вы когда-нибудь надували шарик внутри бутылки?
1. Давайте попробуем. Для этого нам понадобится пластиковая бутылка, воздушный шарик и один желающий принять участие в эксперименте.
Натяните шарик на горлышко бутылки и заправьте его внутрь. А теперь пробуем надуть. Получается? Это происходит потому что в бутылке не хва-тает места так как она уже заполнена воздухом. Поэтому шарику надуваться некуда. Чтобы это получилось, надо сделать в бутылке дырочку, через кото-рую будет выходить лишний воздух. Какой вывод мы можем сделать? Что бы надуть шарик внутри бутылки необходимо выпустить лишний воздух из неё.
2. А ещё воздушные шарики могут обладать магическими свойствами если потереть его о волосы или о любой предмет из шерсти. Понадобится надутый воздушный шарик и маленькие кусочки бумаги, предмет из шерсти и один желающий принять участие в эксперименте.
Потрите шарик о волосы или предмет из шерсти. Поднесите к кусочкам бумаги - они прилипнут на шарик!
Опыт наглядно демонстрирует существование статического электричества. Когда мы трем шарик о волосы, он получает отрицательный заряд элек-тричества. А так как разноименные заряды притягиваются, то к шарику при-тягиваются и бумажки, у которых есть кроме отрицательного и положитель-ный заряд. Шарик будет притягивать не только бумажки, но и волосы, пы-линки, прилипать к стене и даже искривлять тонкую струйку воды из крана.
Вывод: если воздушный шар потереть о предмет из шерсти он станет об-ладать статическим электричеством.
3. Уважаемые коллеги скажите, как можно объяснить детям принцип ра-боты реактивного двигателя в ракете. Вы можете сами сделать простейшую модель ракеты – для этого достаточно взять обыкновенный воздушный шарик, нить продетую в соломенную трубочку и скотч. Приглашаю для эксперимента двух желающих. Натянем нить, надутый но не завязанный шарик прикрепим с помощью скотча к соломинки на нити и отпустим шар.
За счет вырывающегося из шарика воздуха он движется по заданной тра-ектории. Можно прикрепить шарику хвост из целлофана и запустить его. (он парит как воздушный змей) Правда, недолго. По такому же принципу строятся реактивные двигатели.
Вывод: воздух, выпускаемый из воздушного шарика может служить пус-ковой силой для предмета прикреплённого к нему.
4. Скажите мне, пожалуйста, что произойдет с шариком, если его поднести к огню? А если в шарик налить немного воды. Давайте проверим. Нам понадобится два шарика, вода, свеча. Один шар надуем воздухом и поднесём его к пламени. Теперь возьмём другой шарик нальём в него немного воды, надуем, поднесём к пламени что мы видим. Огонь касается шара, но с ним ничего не происходит. Этот опыт наглядно демонстрирует такое физическое понятие как "теплопроводность". Дело в том, что вода, находящаяся в шарике, "отбирает" все тепло свечи на себя, поэтому поверхность шарика не нагре-вается до опасной температуры.
Вывод: если в шарик налить немного воды и поместить над открытым ог-нем, то вода будет забирать тепло и шарик останется целым.
5. Мы с вами много раз надували воздушные шарики. а вот лопали только от огня горящей свечи. С помощью чего ещё можно лопнуть шар. А можно ли его лопнуть при помощи лимона. Для этого нам понадобиться воздушный шар, и любой цитрусовый фрукт, например лимон.
Надуваем шарик. Выжимаем цедру лимона, над шариком… Воздушный шарик лопается, лишь только сок с цедры попадает на него. Сок, который мы выдавливаем из шкурки лимона, содержит особое вещество — лимонен ко-торый обладает удивительной способностью растворять резину, поэтому наш шарик и лопнул
Вывод: Воздушный шарик можно лопнуть с помощью цедры цитрусовых фруктов.
Для меня как для педагога очень важно знать:
Что для вас уважаемые коллеги сегодня было интересным?
Что вас удивило?
Будет ли вы использовать полученный вами опыт в своей деятель-ности.
Свой мастер класс я хочу закончить такими словами:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
Повышение профессионального мастерства педагогов по освоению опыта работы в реализации экспериментально-исследовательской деятельности в процессе активного педагогического общения.