Елена Цирон
Современные формы дошкольного образования Джанкойского района Республики Крым
▼ Скачать + Заказать документы
Современные формы дошкольного образования Джанкойского района
Ни для кого не секрет, что дети – самое важное, что есть у каждого человека, в частности, и у каждой страны в целом. Всем известно, что в возрасте от рождения до семи лет закладываются основы здоровья, человеческого характера, происходит интенсивное развитие и становление личности ребёнка. В России существует хорошо зарекомендовавшая себя во всём мире система дошкольного образования.
Публикация «Современные формы дошкольного образования Джанкойского района Республики Крым» размещена в разделах
Стандарты позволяют говорить о вариативности образования с учётом индивидуальных особенностей наших детей и гарантировать его качество на данном уровне. Комплекс мер по развитию дошкольного образования района осуществляется по двум направлениям: повышение его качества и обеспечение его доступности.
Важнейшими показателями качественного функционирования и доступности этой системы является охват детей его услугами.
В настоящее время в образовательной практике Джанкойского района реализуются две основные модели обеспечения равных стартовых условий получения образования детьми дошкольного возраста из разных социальных групп и слоё в населения:
- в группах полного пребывания, на базе дошкольных образовательных учреждений, школ;
- в группах кратковременного пребывания на базе дошкольных образовательных учреждений
В Джанкойском районе система дошкольного образования представлена сетью образовательных учреждений, на сегодняшний момент она объединяет в себе:
- 30 муниципальных дошкольных общеобразовательных учреждения;
- 3 учреждения «Школа – детский сад»;
- в 3 дошкольных учреждения открыты группы с изучением крымскотатарского языка;
- в 3 дошкольных образовательных учреждениях осуществляется инклюзивное обучение детей дошкольного возраста.
В общей сложности 33 дошкольных образовательных учреждений посещают 2755 детей, что на 167 больше, чем в прошлом году.
В течение 2014 – 2015 учебного года была открыта дополнительная группа в «Ермаковской начальной школе – детский сад» на 26 мест за счёт средств Ермаковского сельского совета, сделан капитальный ремонт в рамках программы дошкольного, общего и дополнительного образования детей государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в МДОУ «Азовский детский сад «Тополёк» на сумму 3,9 млн. рублей и открыта группа на 25 мест, за счёт внебюджетных средств, поступивших от Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, при посредничестве председателя Совета Федерации Матвиенко В. И. был произведён капитальный ремонт МДОУ «Светловский детский сад «Солнышко» на сумму 3019,7 тыс. рублей, организованно методическое сопровождение реализации Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольных образовательных учреждениях Джанкойского района. На начальном этапе осуществлялась диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов района в следующих формах : наблюдение, анализ деятельности воспитателей, беседы с воспитателями, анализ кадрового состава, выездной мониторинг усвоения основной образовательной программы по подготовке детей к школе. По результатам мероприятий в начале 2015 – 2016 учебного года были организованы семинары – практикумы, на которых педагоги и руководители дошкольных образовательных учреждений были ознакомлены с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», методическими рекомендациями по разработке и структуре парциальных программ дошкольных образовательных учреждений.
С целью снятия социальной напряжённости за счёт средств местного бюджета, привлечённых средств с 01.09. 2015 года открыты дополнительные группы в:
- МДОУ «Медведевский детский сад «Солнышко» (пятая группа 20 мест)
- МДОУ «Новостепновский детский сад «Радуга» (пятая группа 20 мест)
- МДОУ «Победненский детский сад «Искорка» (четвёртая группа 20 мест)
- МДОУ «Вольновский детский сад «Ивушка» (пятая группа 17 мест)
- МДОУ «Рысаковский детский сад «Малютка» (шестая группа 25 мест)
- МДОУ «Ярковский детский сад «Жаворонок» (пятая группа 25 мест)
- МБОУ «Ермаковская начальная школа – детский сад» (шестая группа 25 мест)
В связи с этим были внесены изменения в план работы информационно – методического отдела «Центра по обеспечению деятельности образовательных учреждений» на 2015 – 2016 учебный год. А именно:
1. Разработаны и проведены конкурсы профессионального мастерства педагогов района – «Воспитатель года России – 2016», «Исследовательская деятельность в детском саду» (лучший конспект, лучший уголок исследовательской деятельности, смотр – конкурс «Методическая служба дошкольных образовательных учреждений».
2. Организованны творческие группы: по работе с одарёнными детьми и реализации задач ФГОС в дошкольных образовательных учреждениях (создание брошюр для распространения по дошкольным учреждениям района).
3. Проведены обучающие семинары для педагогов разных возрастных групп по реализации основной образовательной программы учреждения в сочетании с парциальными программами педагогов (просмотр открытых занятий по основным областям программы). В Джанкойском районе воспитатели дошкольных образовательных учреждений разработали рабочие программы по 11 авторским программа с учётом основных областей – познавательно – исследовательская, художественно – эстетическая.
4. Обобщены опыты работы педагогов района на районных методических объединениях по внедрению инновационных образовательных технологий по следующим направлениям:
- социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста (использование элементов ТРИЗ на речевых занятия);
- познавательное развитие дошкольников на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
5. Созданы муниципальные инновационные площадки по следующим направлениям:
- «Билингвальное образование детей дошкольного возраста» (ознакомление с рабочими программами на основе примерной парциальной программы С. И. Харахарды и реализации задач региональной программы «Крымский веночек»);
- «Организация инклюзивного образования в условиях дошкольных образовательных учреждений» (ознакомление с коррекционными программами и программами дополнительного образования в дошкольных учреждениях);
- «Развитие предметно – пространственной игровой среды дошкольника в целях реализации ФГОС дошкольного образования» (ознакомление с рабочими программами по познавательному развитию дошкольников на примере парциальных программ О. В. Дыбина «Ребёнок в мире описка», С. Н. Николаева «Юный эколог» и другие программы).
6. Проведена активная работы психологической службы района и дошкольного образования в форме конференций, тренингов, семинаров на темы:
«Психологический комфорт в группах дошкольных образовательных учреждений»;
«Психологическая готовность старших дошкольников к поступлению в школу»;
«Профилактика педагогического выгорания»
«Интерактивные формы работы с родителями» - 2 – х дневный тренинг «Равный – равному» и т. д.
7. Работа по преемственности дошкольного и начального образования через семинары, семинары – практикумы. Хорошо отработанная система преемственности в работе педагогов УВК является передовым опытом работы по преемственности в других образовательных учреждений района.
8. Активное привлечение педагогов образовательных учреждений (школ) района по работе с одарё нными детьми: учителя музыки, педагоги - психологи и учителя изобразительной деятельности, через мастер – классы.
Современные формы дошкольного образования это не только организация присмотра у ухода за детьми дошкольного возраста, но и качество дошкольного образования. Методической службой было разработано единое календарное планирование, которое учитывает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта, цели и задачи основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения : весь образовательный процесс был выстроен на 3-х основных направления – совместная деятельность взрослого и ребёнка, самостоятельная деятельность ребёнка и социализация ребёнка в педагогическом процессе. Создана единая система мониторинга усвоения основной образовательной программы. В план работы методического центра в течение 2 лет включена работа творческой группы по мониторингу усвоения основной образовательной программы в дошкольных учреждениях района. В творческую группу входит начальник информационно – методического отдела, методист по дошкольному образованию, начальному образования, методист психологической службы, заведующий ПМПК, методист по инклюзивному образованию. Работа творческой группы помогает объективно оценить педагогический процесс и определить уровень перехода детей старшего дошкольного возраста на школьную ступень
Важная проблема, которая сегодня стоит перед муниципалитетом – создание единой информационной системы, позволяющая населению сориентироваться в многообразии услуг и программ дошкольного образования. Во всех дошкольных образовательных учреждениях Джанкойского района созданы консультативные пункты по подготовке детей к школе не охваченных дошкольным образованием. Особое внимание уделяется вопросам физкультурно – оздоровительной направленности – через НОД, конкурс профессионального мастерства «Гармония движения».
В каждом дошкольном учреждении педагоги осуществляют образовательный процесс через основную образовательную программу и парциальные программы, которые реализуются в совместной деятельности взрослого и ребёнка через режимные моменты.
Во всех дошкольных образовательных учреждениях Джанкойского района созданы сайты, где отражается работа учреждения и оказывается методическая помощь родителям в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
Организация вариативных моделей дошкольного образования, таким образом, становится важным шагом для реализации главных принципов государственной политики Российской Федерации в области образования – повышение доступности системы образования и её адаптивности к уровням и особенностям развития детей дошкольного возраста.