Алла Калюжная
Выступление перед родительской общественностью «Растём вместе» (использование мультимедийной презентации)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: пропаганда логопедических знаний среди родительской общественности; ознакомление родителей с нормами и отклонениями в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста; рекомендации родителям по общению с детьми в повседневной жизни, способствующие становлению грамотной, выразительной, богатой речи.
Добрый вечер, уважаемые родители!
Почему я решила обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?
Публикация «Выступление перед родительской общественностью „Растём вместе“ (использование мультимедийной презентации)» размещена в разделах
Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участия взрослых. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи. То, что ребенок не усвоил в дошкольном возрасте, восполняется в более поздний период с большим трудом, а то и не восполняется совсем. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал успешным, надо целенаправленно заниматься развитием его речи. Ведь именно речь является источником получения знаний.
Вспомните то время, когда ваш малыш был совсем маленький (около 1 года). Как вы переживали за его речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас?
А сейчас, часто ли вы задумываетесь о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли вас это сейчас?
Если «да»: Я очень рада, что вас беспокоит этот вопрос.
Если «нет»: очень жаль, значит, вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?
Как вы считаете, какой должна быть речь ребенка?
Но что же мы видим на самом деле?
По данным ученых от 15 до 30% дошкольников не владеют развитой связной речью, дети не могут грамматически правильно оформить речевое высказывание (Я люблю зиму, потому что можно играть в снежки, лепить снеговика, кататься на лыжах и санках.); а у более 60% детей имеются нарушения в звукопроизношении («Суба» вместо «шуба», «вошка» вместо «ложка», «ыба», «лыба» вместо «рыба»).
Давайте рассмотрим, какие проблемы чаще всего возникают у дошколят:
• Не все дети правильно произносят звуки, особенно сложные по артикуляции – шипящие и сонорные (ш, ж, ч, щ, л, р).
• Не достаточно развит фонематический слух, из-за чего ребенок не умеет дифференцировать звуки (т. е. различать) и вместо «шапка» говорит «сапка». Фонематический слух – это тонкий, дифференцированный слух, благодаря которому мы отличаем речевые звуки (А, Ш, Р) от неречевых (пение птиц, журчание воды)
• У детей односложная речь, состоящая из одних простых предложений.
• Бедная речь – что говорит о недостаточном словарном запасе.
• Наблюдается «замусоривание» речи, употребление нелитературных слов и выражений, слов-«паразитов». А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых и отражение речи родителей в семье.
• Не умеют грамотно и доступно сформулировать предложение, вопрос из-за трудностей в установлении причинно-следственных связей (Что будет, если). Дети неспособны построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. А к 6 годам это умение приобрести просто необходимо.
• Грамматически неправильная речь: дети не умеют согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе (цветной карандаш – цветные карандаши, синее платье – синие платья, употреблять родительный падеж множественного числа (стульев, окон, карандашей, сложные предлоги.
И прежде, чем поделиться с вами конкретными советами по развитию речи у детей, мне хотелось бы дать краткую речевую возрастную характеристику.
Четвёртый год жизни
Девиз этого возраста - Дай я скажу!
Цель родителей: Побуждать ребёнка к говорению, давать правильный речевой пример, т. к. в этом возрасте развито звукоподражание (что слышу, то и говорю).
1. Владеет словарем примерно в 1500 слов
2. Начинает употреблять сложные предложения
3. Говорит предложениями из 4-5 слов
4. Задает много вопросов, используя слова «кто?» и «почему?»
5. Использует выражения типа: «я думаю, что.», «я надеюсь, что.»
6. Выполняет просьбы и поручения, даже если нужный предмет не находится в поле зрения («Принеси бабушкины очки»)
7. Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени, умеет различать ед. и мн. число сущ. (кот – коты, дерево – деревья, согласовывает прилагательные с существительными в роде (красный мяч, красная куртка, красное платье)
8. Правильно произносит звуки «П», «Б», «Т», «Д», «Ф»,«В», «К», «Г», «X», «С», «3», «Ц», «М», «Н»
Пятый год жизни
Девиз этого возраста – Давай поговорим!
Цель родителей: Побуждать ребёнка к диалогу, развивать память через разучивание наизусть.
В норме к пяти годам ребёнок:
1. Обладает словарным запасом около 3000 слов, свободно использует обобщающие слова (посуда, животные, мебель и т. д., группирует предметы по родовым признакам.
2. Знает свой адрес (г. Армянск, м-н им. Васильева, д. 20 кв. 7)
3. Составляет предложения из 5-6 слов
4. Использует в речи все типы предложений, в том числе и сложные («Мы сегодня поздравляли Наташу, потому что она сегодня именинница»)
5. Умеет пересказывать
6. Правильно произносит практически все звуки
7. Определяет «право» - «лево» на себе, но не на других
8. Знает простые антонимы (большой – маленький, твёрдый – мягкий)
9. Использует глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени
10. Считает в пределах десяти
11. Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.
Шестой год жизни
Девиз этого возраста – Хочу всё знать!
Цель родителей: Поддерживать интерес ребёнка в его развитии, обогащать его духовную жизнь, проживать события вместе, обсуждать их, делать совместные выводы.
В норме к шести годам ребёнок:
12. Обладает словарём около 4000 слов.
13. Практически все звуки родного языка произносит правильно.
14. Умеет рассказывать и пересказывать, причём пытается выразить своё отношение к рассказанному. Важную роль играют положительные эмоции от увиденного и пережитого.
15. Помнит и может описать прошедшие события (Посещение праздников, театра, музеев, выставок)
16. Использует в речи сложные предложения.
17. Употребляет все части речи.
18. Использует абстрактные и отвлечённые понятия («Золотая осень», «Золотые руки»)
19. Рисует, заштриховывает, обводит.
20. Хорошо ориентируется в пространстве, на листке бумаги.
21. Различает и дифференцирует звуки речи.
У каждого из вас была возможность сравнить речь своего ребенка с показателями возрастной нормы. Если проблемы все-таки существуют, вам полезно будет узнать, каким образом в домашних условиях можно помочь своему ребенку.
Начну с самого простого. Речевые игры, не требующие подготовки. Это те игры, которыми можно занять ребенка в свободное время по дороге на прогулку, в детский сад, к бабушке или дедушке. Это игры «Большой-маленький», «Один-много», «Назови одним словом», «Скажи наоборот» и др.
Проговаривайте с ребенком шутки-чистоговорки, скороговорки.
Например, «СА-СА-СА - у меня коса» или «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» и многие другие. Тем самым вы будете закреплять звуки и формировать новые.
Развивайте мелкую моторику рук, поскольку она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребенка и прямым образом влияет на речь, сегодня уже, кажется, это ни для кого не секрет. Можно выкладывать узоры из крупы, играть в пальчиковый театр, делать пальчиковую гимнастику в сопровождении стихотворного текста
«Петушок зерно клюёт,
Курочка к нему идёт,
Ну а важный гусь гогочет,
Тоже зёрен клюнуть хочет».
Развивайте звуковой состав слов. Это развивает фонематическое восприятие ребенка. Поиграйте с ним вот в такую игру. Ваш малыш знает, к примеру, что такое вешалка? Отлично! Указывая на нее, спросите ребенка, всем своим видом показывая, что вовлекаете его в игру: посмотри-ка, что это такое?. Это весарка?. Это фесалка?. Это вешайка?. Это вешалка? Коверкайте слова, как вам подскажет фантазия. Убедитесь в том, что ваш ребенок выберет верный ответ, и похвалите его. У детей постарше можно спросить, в какой части слова находится тот или иной звук: в начале, в середине, в конце.
Можно предложить ребёнку выбрать картинки на заданный звук и разложить их в домики; изобразить звуковую схему слова, где каждый звук разобран на твёрдый или мягкий согласный и гласные. Также можно играть с картинками: выделить только первые звуки и узнать, какое слово спряталось. Разложить картинки соответственно заданию («Этапы роста растения», «Что ярче светит?») и прочитать слово внизу.
Игры с использованием иллюстрированных художественных произведений. Прочитав короткую сказку или рассказ, можно пересказать ее по картинкам в книге. А можно пофантазировать и придумать сказке другой конец.
Но самые интересные для современных детей – это компьютерные речевые игры.
Но все родители должны знать, что важной стороной речевого развития у детей является правильное произношение звуков. Обратите внимание: к 5 годам должны правильно произноситься все звуки, исключение могут составлять звуки Л и Р, поскольку они самые сложные звуки по артикуляции.
В 5—б лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.
Наша задача — воспитание полноценной личности. Поэтому необходимо сделать всё для того, чтобы дети как можно раньше и хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.
Американский педиатр Сьюзен Канизарес считает: «Чем больше слов знает ребёнок, тем быстрее он научится читать и писать, а значит, ему легче будет учиться в школе и общаться со сверстниками. А это, в свою очередь, повышает вероятность, что из него вырастет человек с высоким интеллектом».
И напоследок я хочу вам сказать: в первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чекой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас. Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, речевые обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким, ясным и выразительным.
Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:
Ты самый любимый!
Ты очень многое можешь!
Что бы мы без тебя делали!
Иди ко мне!
Садись с нами!
Я помогу тебе!
Я радуюсь твоим успехам!
Расскажи мне, что с тобой.
Будьте всегда и во всём рядом со своими детьми!
Любите своих детей, помогайте им!
Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!
Спасибо за внимание.