ирина попова
Современному малышу — современная среда
▼ Скачать + Заказать документы
«Современному малышу – современная среда.»
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…» Е. И. Тихеева
Наименование группы: группа раннего возраста «Дружная семейка»
Публикация «Современному малышу — современная среда» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Характеристика группы: группу раннего возраста посещают 19 человек, из них 8мальчиков и 11девочек. Возраст детей 1,6 –3 г.
Характеристика помещения: групповая комната, приемная, буфетная комната, спальня, туалетная комната.
Местонахождение группы первый этаж.
Групповое помещение предназначено для организации образовательной деятельности с воспитанниками.
Функциональное использование группового помещения:
- организация совместной деятельности воспитателя с детьми;
- организация индивидуальной работы;
- самостоятельная детская деятельность;
- организация питания детей
В группе имеются современные технические средства :
Ноутбук, фотоаппарат, при необходимости мультимедийное оборудование.
Раннее детство – особый период развития и взаимодействия с окружающей средой. Предметный мир раннего детства - это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка среда, которая способствует физическому, социально-личностному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию детей. Даже самым маленьким детям должны быть доступны не только групповые помещения, но и другие пространства дошкольного учреждения, предназначенные для взрослых или старших детей. Выход в широкий социальный мир способствует полноценному развитию малышей, расширяет их представления об окружающем. Построение развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС) и организация воспитательно-образовательного пространства, позволяют поддерживать интерес детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, совершенствовать процесс адаптации, обеспечить психоэмоциональное благополучие ребенка. Мы оформили группу так, чтобы дети, которые впервые идут в детский сад, привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки.
Групповое помещение — это место, в котором ребёнок проводит большую часть дня, поэтому рациональное размещение мебели, эстетическое оформление группы способствует созданию домашней атмосферы, эмоционального комфорта, поддерживает у каждого ребенка положительное самоощущение, что особенно важно в период адаптации к условиям детского учреждения.
Вход в группу раннего возраста отдельный, что позволяет правильно организовать жизнедеятельность детей, а также обеспечивает условия, препятствующие распространению инфекционных заболеваний. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов. В группе создана РППС, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.
Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу и по мере угасания интереса менять вид деятельности, переходя из одного уголка в другой. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и развитие детей от 1,5 до 3х лет в различных видах детской деятельности. В соответствии с особенностями данного возрастного этапа это:
-предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
-экспериментирование с материалами и веществами;
-общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, потешек;
- рассматривание картинок;
-двигательная активность.
Структура развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста
У детей раннего возраста активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространственной организации среды оборудование я постаралась расположить по периметру группы, выделив игровую часть, место приема пищи, место для организованной образовательной деятельности, развивающих игр, так же постаралась предусмотреть достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения для ребенка. Я не стала включать в обстановку много оборудования, примерно две трети пространства свободно.
Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.
Оборудование группового пространства соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, оно безопасно, Здоровьесберегающие, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды
При оснащении развивающей предметно-пространственной среды я опиралась на следующие принципы:
- доступность;
- насыщенность;
- трансформируемость;
- полифункциональность
- безопасность;
- вариативность.
В результате были обозначены центры, в которых прослеживаются основные направления образовательных областей ФГОС ДО:
- центр познания;
- центр книги;
- центр музыки и театра;
- центр игры;
- центр конструирования;
- центр двигательной активности;
- центр природы
Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
«Познавательное развитие»
центр познания;
центр природы и экспериментирования;
центр конструирования.
В нашей группе центр познания представляет собой дидактический стол с развивающими играми, которые оказывают благотворное влияние на развитие психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия). Многие игры способствуют развитию зрительных, слуховых, кинематических ощущений, развитию мелкой мускулатуры пальцев рук, а также целенаправленного внимания, наблюдательности, памяти. Предметы и игрушки выполнены из разного материала, имеют разные размеры, фактуру, цвет, звучание (недопустимы предметы из стекла, мелкие игрушки и предметы диаметром 3 см). Размер предметов удобен для манипулирования. Центр познания требует частичной изоляции. Так как детям раннего возраста свойственна подражательность, имеются несколько пособий и игрушек одного наименования. Все материалы яркие и привлекательные, вызывающие интерес ребенка. Это объекты со специально выделенными физическими свойствами (цвет, форма, величина, включающие в себе возможности освоения внешних свойств вещей, а также возможности освоения простых орудий, опосредующих человеческую деятельность.
Центр природы и экспериментирования
Центр природы – знакомит детей с доступными явлениями природы, узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детёнышей, учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты. Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время в группе имеется стол песка и воды. В центре имеется комплекс для игр с водой и песком, где подобран игровой материал для этих игр: собачки, воронки, ведёрки, ситечки, рыбки большие и маленькие, удочки. Все эти игрушки хранятся здесь же, рядом и имеют своё место.
Центр конструирования имеет свободное пространство для сооружений из крупного строительного материала. Располагается вблизи игрового уголка для того, чтобы можно было использовать постройки в играх. Крупный строительный материал расположен на низких полках, рядом с ними располагаются машины. В уголке в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Конструирование — важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Весь строительный материал раскладывается по цвету и форме, для того чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в их классификации. Конструктор лего размещен в корзине, что позволяет детям работать как за столом, так и на ковре.
«Социально – коммуникативное развитие»
Центр игры расположен вблизи с центром конструктивной деятельности, чтобы иметь возможность обыгрывать постройки в игре. При создании этого центра отказались от принципа зонирования игрового пространства, так как это тормозит воображение детей.
«Физическое развитие»
Центр двигательной активности
Одной из основных потребностей ребёнка раннего возраста является потребность в движении. Нужно помочь детям совершенствовать ходьбу, учить преодолевать небольшие препятствия, ходить не только по ровной, но и по неровной поверхности; необходимо развивать умение лазить, подлезать, перелезать, приседать. Для этого в группе оборудован центр двигательной активности, в котором имеются всевозможные материалы и оборудование.
Яркий, веселый, физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство нашей групповой комнаты. Он реализует потребность детей в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья наших детей.
Здесь подобраны игрушки, в обращении с которыми необходимы различные движения. Это горка, мячи (большие и малые, каталки, игрушки на колёсах, машинки, набор кеглей, набор для метания, кольца, флажки, ленточки, султанчики, сухой бассейн. Разумеется, двигательная активность малышей разворачивается под наблюдением взрослого, с необходимой страховкой и соблюдением техники безопасности.
«Речевое развитие»
Центр книги «Малышок» расположен рядом с центром музыки и театра, вдали от шума и игровых центров. Так как развитие активной речи является основной задачей развития детей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному развитию и речевому развитию. Наши малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг по программе. В книжном уголке много яркой, красочной и интересной детской литературы, которая является верным спутником детей на пути познания большого и загадочного мира.
В нашей группе каждая книга имеется в нескольких экземплярах (двух, трех, чтобы одну и ту же книгу могли смотреть сразу несколько детей, чтобы у них не возникало столкновения из-за книги. Книги время от времени меняются. Если я вижу, что дети все реже и реже берут какую-либо книгу, то я её убираю на какое-то время, а потом снова выставляю; тогда дети с новым интересом рассматривают ее.
«Художественно – эстетическое развитие»
Центр музыки и театра - это важный объект развивающей среды, поскольку именно музыкальная, театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Дети в восторге от нашего музыкально-театрального уголка. Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут. А, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша. Я стараюсь знакомить малышей с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Здесь у нас есть фланеллеграф, настольный театр, пальчиковый и куклы Би-Ба-Бо. Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Во время игры в театральной зоне дети учатся понимать обращенную к ним речь, учатся говорить. Эти игры мы сочетаем с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, где малыши учатся воспроизводить звуковые образы, осваивают правильное речевое дыхание, воспроизводят ритмы стихотворения.
Широко используя литературу и иллюстрированный материал, легко сделать эти игры веселыми и живыми.
Содержание (пособия, материалы, оборудование)
• Кукольный театр, настольный театр (Колобок, Теремок)
• Настольные игры из серии «Играем в сказку»
• Маски персонажей
• Музыкальные инструменты
• Диски с музыкой и сказками
• Ширма
• Компьютер
• Магнитофон
• Картотека музыкальных и театрализованных игр
Элементы каждого центра (игры, игрушки) я периодически меняю. В каждом центре своевременно выставляю новые предметы, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности. Игрушек в каждом центре не должно быть много, но они должны регулярно обновляться.
Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Центры могут меняться, объединяться, дополняться. Динамичность среды должна побуждать малышей к преобразованию, к исследованию нового. Развивающая обстановка должна, с одной стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны — позволять взрослым и детям видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей и постановки воспитателями новых педагогических задач.
Взаимодействие с семьями воспитанников
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей, совместное создание развивающей среды невозможно без участия родителей. Мы вместе стремимся, чтобы детям в группе было интересно и уютно. Благодаря этому, все дела проходят с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицы своего труда, умения, творчества.
Большую помощь в создании развивающей среды группы, мне оказывают родители. Мы стараемся общими усилиями создать для наших детей необходимые условия для их полноценного развития. Стремимся к тому, чтобы ребенок с удовольствием шел в детский сад и чувствовал себя в группе, как дома. Родители всегда приходят нам на помощь.
Вывод: я считаю, что развивающая предметно-пространственная среда
- обеспечивает целостность педагогического процесса и создает окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка;
- создает творческую атмосферу в моей работе ;
- способствует свободному ориентированию в пространстве и времени;
- помогает воспитанникам легко адаптироваться к особенностям детского сада;
- активизирует родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе.