Получи документы

Современному малышу — современная среда

ирина попова
Современному малышу — современная среда
▼ Скачать + Заказать документы

«Современному малышу – современная среда

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…» Е. И. Тихеева

Наименование группы: группа раннего возраста «Дружная семейка»

Публикация «Современному малышу — современная среда» размещена в разделах

Характеристика группы: группу раннего возраста посещают 19 человек, из них 8мальчиков и 11девочек. Возраст детей 1,6 –3 г.

Характеристика помещения: групповая комната, приемная, буфетная комната, спальня, туалетная комната.

Местонахождение группы первый этаж.

Групповое помещение предназначено для организации образовательной деятельности с воспитанниками.

Функциональное использование группового помещения:

- организация совместной деятельности воспитателя с детьми;

- организация индивидуальной работы;

- самостоятельная детская деятельность;

- организация питания детей

В группе имеются современные технические средства :

Ноутбук, фотоаппарат, при необходимости мультимедийное оборудование.

Раннее детство – особый период развития и взаимодействия с окружающей средой. Предметный мир раннего детства - это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка среда, которая способствует физическому, социально-личностному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию детей. Даже самым маленьким детям должны быть доступны не только групповые помещения, но и другие пространства дошкольного учреждения, предназначенные для взрослых или старших детей. Выход в широкий социальный мир способствует полноценному развитию малышей, расширяет их представления об окружающем. Построение развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС) и организация воспитательно-образовательного пространства, позволяют поддерживать интерес детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, совершенствовать процесс адаптации, обеспечить психоэмоциональное благополучие ребенка. Мы оформили группу так, чтобы дети, которые впервые идут в детский сад, привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки.

Групповое помещение — это место, в котором ребёнок проводит большую часть дня, поэтому рациональное размещение мебели, эстетическое оформление группы способствует созданию домашней атмосферы, эмоционального комфорта, поддерживает у каждого ребенка положительное самоощущение, что особенно важно в период адаптации к условиям детского учреждения.

Вход в группу раннего возраста отдельный, что позволяет правильно организовать жизнедеятельность детей, а также обеспечивает условия, препятствующие распространению инфекционных заболеваний. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов. В группе создана РППС, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.

Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу и по мере угасания интереса менять вид деятельности, переходя из одного уголка в другой. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и развитие детей от 1,5 до 3х лет в различных видах детской деятельности. В соответствии с особенностями данного возрастного этапа это:

-предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

-экспериментирование с материалами и веществами;

-общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, потешек;

- рассматривание картинок;

-двигательная активность.

Структура развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста

У детей раннего возраста активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространственной организации среды оборудование я постаралась расположить по периметру группы, выделив игровую часть, место приема пищи, место для организованной образовательной деятельности, развивающих игр, так же постаралась предусмотреть достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения для ребенка. Я не стала включать в обстановку много оборудования, примерно две трети пространства свободно.

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.

Оборудование группового пространства соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, оно безопасно, Здоровьесберегающие, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды

При оснащении развивающей предметно-пространственной среды я опиралась на следующие принципы:

- доступность;

- насыщенность;

- трансформируемость;

- полифункциональность

- безопасность;

- вариативность.

В результате были обозначены центры, в которых прослеживаются основные направления образовательных областей ФГОС ДО:

- центр познания;

- центр книги;

- центр музыки и театра;

- центр игры;

- центр конструирования;

- центр двигательной активности;

- центр природы

Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

«Познавательное развитие»

центр познания;

центр природы и экспериментирования;

центр конструирования.

В нашей группе центр познания представляет собой дидактический стол с развивающими играми, которые оказывают благотворное влияние на развитие психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия). Многие игры способствуют развитию зрительных, слуховых, кинематических ощущений, развитию мелкой мускулатуры пальцев рук, а также целенаправленного внимания, наблюдательности, памяти. Предметы и игрушки выполнены из разного материала, имеют разные размеры, фактуру, цвет, звучание (недопустимы предметы из стекла, мелкие игрушки и предметы диаметром 3 см). Размер предметов удобен для манипулирования. Центр познания требует частичной изоляции. Так как детям раннего возраста свойственна подражательность, имеются несколько пособий и игрушек одного наименования. Все материалы яркие и привлекательные, вызывающие интерес ребенка. Это объекты со специально выделенными физическими свойствами (цвет, форма, величина, включающие в себе возможности освоения внешних свойств вещей, а также возможности освоения простых орудий, опосредующих человеческую деятельность.

Центр природы и экспериментирования

Центр природы – знакомит детей с доступными явлениями природы, узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детёнышей, учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты. Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время в группе имеется стол песка и воды. В центре имеется комплекс для игр с водой и песком, где подобран игровой материал для этих игр: собачки, воронки, ведёрки, ситечки, рыбки большие и маленькие, удочки. Все эти игрушки хранятся здесь же, рядом и имеют своё место.

Центр конструирования имеет свободное пространство для сооружений из крупного строительного материала. Располагается вблизи игрового уголка для того, чтобы можно было использовать постройки в играх. Крупный строительный материал расположен на низких полках, рядом с ними располагаются машины. В уголке в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Конструирование — важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Весь строительный материал раскладывается по цвету и форме, для того чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в их классификации. Конструктор лего размещен в корзине, что позволяет детям работать как за столом, так и на ковре.

«Социально – коммуникативное развитие»

Центр игры расположен вблизи с центром конструктивной деятельности, чтобы иметь возможность обыгрывать постройки в игре. При создании этого центра отказались от принципа зонирования игрового пространства, так как это тормозит воображение детей.

«Физическое развитие»

Центр двигательной активности

Одной из основных потребностей ребёнка раннего возраста является потребность в движении. Нужно помочь детям совершенствовать ходьбу, учить преодолевать небольшие препятствия, ходить не только по ровной, но и по неровной поверхности; необходимо развивать умение лазить, подлезать, перелезать, приседать. Для этого в группе оборудован центр двигательной активности, в котором имеются всевозможные материалы и оборудование.

Яркий, веселый, физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство нашей групповой комнаты. Он реализует потребность детей в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья наших детей.

Здесь подобраны игрушки, в обращении с которыми необходимы различные движения. Это горка, мячи (большие и малые, каталки, игрушки на колёсах, машинки, набор кеглей, набор для метания, кольца, флажки, ленточки, султанчики, сухой бассейн. Разумеется, двигательная активность малышей разворачивается под наблюдением взрослого, с необходимой страховкой и соблюдением техники безопасности.

«Речевое развитие»

Центр книги «Малышок» расположен рядом с центром музыки и театра, вдали от шума и игровых центров. Так как развитие активной речи является основной задачей развития детей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному развитию и речевому развитию. Наши малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг по программе. В книжном уголке много яркой, красочной и интересной детской литературы, которая является верным спутником детей на пути познания большого и загадочного мира.

В нашей группе каждая книга имеется в нескольких экземплярах (двух, трех, чтобы одну и ту же книгу могли смотреть сразу несколько детей, чтобы у них не возникало столкновения из-за книги. Книги время от времени меняются. Если я вижу, что дети все реже и реже берут какую-либо книгу, то я её убираю на какое-то время, а потом снова выставляю; тогда дети с новым интересом рассматривают ее.

«Художественно – эстетическое развитие»

Центр музыки и театра - это важный объект развивающей среды, поскольку именно музыкальная, театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Дети в восторге от нашего музыкально-театрального уголка. Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут. А, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша. Я стараюсь знакомить малышей с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Здесь у нас есть фланеллеграф, настольный театр, пальчиковый и куклы Би-Ба-Бо. Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Во время игры в театральной зоне дети учатся понимать обращенную к ним речь, учатся говорить. Эти игры мы сочетаем с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, где малыши учатся воспроизводить звуковые образы, осваивают правильное речевое дыхание, воспроизводят ритмы стихотворения.

Широко используя литературу и иллюстрированный материал, легко сделать эти игры веселыми и живыми.

Содержание (пособия, материалы, оборудование)

• Кукольный театр, настольный театр (Колобок, Теремок)

• Настольные игры из серии «Играем в сказку»

• Маски персонажей

• Музыкальные инструменты

• Диски с музыкой и сказками

• Ширма

• Компьютер

• Магнитофон

• Картотека музыкальных и театрализованных игр

Элементы каждого центра (игры, игрушки) я периодически меняю. В каждом центре своевременно выставляю новые предметы, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности. Игрушек в каждом центре не должно быть много, но они должны регулярно обновляться.

Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Центры могут меняться, объединяться, дополняться. Динамичность среды должна побуждать малышей к преобразованию, к исследованию нового. Развивающая обстановка должна, с одной стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны — позволять взрослым и детям видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей и постановки воспитателями новых педагогических задач.

Взаимодействие с семьями воспитанников

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей, совместное создание развивающей среды невозможно без участия родителей. Мы вместе стремимся, чтобы детям в группе было интересно и уютно. Благодаря этому, все дела проходят с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицы своего труда, умения, творчества.

Большую помощь в создании развивающей среды группы, мне оказывают родители. Мы стараемся общими усилиями создать для наших детей необходимые условия для их полноценного развития. Стремимся к тому, чтобы ребенок с удовольствием шел в детский сад и чувствовал себя в группе, как дома. Родители всегда приходят нам на помощь.

Вывод: я считаю, что развивающая предметно-пространственная среда

- обеспечивает целостность педагогического процесса и создает окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка;

- создает творческую атмосферу в моей работе ;

- способствует свободному ориентированию в пространстве и времени;

- помогает воспитанникам легко адаптироваться к особенностям детского сада;

- активизирует родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Книга — лучший друг или малышу и малышке — лучшие книжки» "Книга - лучший друг" или "Малышу и малышке - лучшие книжки" (нетрадиционное родительское собрание для родителей групп компенсирующей направленности).

Фотоотчет «Для чего малышу микроскоп?»Фотоотчет «Для чего малышу микроскоп?» Для чего ребенку микроскоп? Среди дошкольников отыскать тех, кого не интересует устройство всего живого на Земле, очень не просто. Ежедневно.

Современная развивающая предметно-пространственная среда как средство достижения воспитанниками целевых ориентиров Современная образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, которые необходимы для полноценного проживания.

Как объяснить современному ребенку дошкольного возраста, зачем надо идти в школуКак объяснить современному ребенку дошкольного возраста, зачем надо идти в школу нашем обществе заведено так, что взросление каждого человека состоит из следующих этапов: дошкольный возраст, получение среднего и профильного.

Как помочь малышу привыкнуть к детскому саду. Консультация для родителей Как помочь малышу привыкнуть к детскому саду Когда пришло время и малыш пошел в детский сад, соответственно родители ждут, что их ребенок.

Методические рекомендации для родителей «Как можно помочь агрессивному малышу» Методические рекомендации для родителей Как можно помочь агрессивному малышу 1. Прежде всего такому ребенку требуется постоянное доброжелательное.

Фотоотчет «Подари светоотражающий значок малышу»Фотоотчет «Подари светоотражающий значок малышу» Подари светоотражающий значок малышуПредотвращение дорожно-транспортного травматизма стало проблемой всего общества. Наша задача научить.

Современная образовательная среда в подготовительной группе Центр развития речи «Говоруша» В уголкидополнены различным дидактическим материалом по развитию речи: серии картин и иллюстраций.

Современная семья. Какая она? Шмелева Е. А., воспитатель ГБДОУ детский сад № 119 Невского района Санкт- Петербурга «Современная семья, – какая она?»Родители воспитывают,.

Список упражнений рекомендованных малышу третьего года жизни желательно в игровой форме 1. Запускать пальцами мелкие волчки. 2. Разминать пальцами пластилин, глину. 3. Двумя пальцами (указательный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современному малышу — современная среда
Опубликовано: 18 марта 2019 в 21:14
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современному малышу — современная среда» (включая файлы) размещена пользователем ирина попова (УИ 474240) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД