Шмелева Елена
Современная семья. Какая она?
▼ Скачать + Заказать документы
Шмелева Е. А., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 119 Невского района
Санкт- Петербурга
«Современная семья, – какая она?»
Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или не намеренно…
Семья может жить духовными интересами… а может целиком уйти в дрязги, заботы о копейке.
А. Н. Островский, русский писатель и педагог.
Ребенок говорит языком окружающих – высказывает их взгляды, повторяет их жесты, подражает их поступкам.
Публикация «Современная семья, Какая она?» размещена в разделах
Януш Корчак.
Среди направлений гуманизации отечественного дошкольного образования особое место занимает проблема организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для обеспечения полноценного развития ребёнка. Семья является той сферой жизнедеятельности ребенка, в которой происходит его первичная социализация, закладываются основы развития личности. Вместе с тем современная семья испытывает целый ряд социальных, психологических, педагогических проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны развития ребенка, на его психологическое благополучие. В современной семье в первую очередь встает финансовый вопрос, нежели бытовой, и порой в погоне за деньгами и карьерой родители забывают про общения не только между собой но и ребенком. Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от нас, взрослых. И мы, бесспорно, несем ответственность за счастье и здоровье детей.
Народная мудрость гласит: «Хорошо и спокойно бывает на душе у человека только тогда, когда он находится между тем, кто дал ему жизнь и тем, кому он сам дал жизнь».
Светлые дни детства связаны с бабушкой:
* Она по-особому воспринимает ребенка.
* Ласково и осторожно вводит его в мир людей.
* Она мягче и терпеливее родителей.
* Она многое поймет и простит, скорее пожалеет, чем обидит.
В современной семье общение в дефиците:
* Ребенок не получает тепла и внимания. Мама на работе с утра и до вечера, папа тоже (если он имеется). Ребенок в саду почти 12 часов.
* Эмоциональное общение вообще близко к нулю.
Например, мама пришла за ребенком в детский сад – целует, обнимает, ласковыми словами одаривает, понятно, что соскучилась – то как?
А почему мама ты за ним без пяти семь-то каждый день приходишь? Это не общение как таковое, а поток бурных эмоций после долгого отсутствия.
На подобном примере хорошо прослеживается, какое место в семье занимает ребенок. А дальше не трудно просчитать каким он станет, какой сложится его жизненная позиция.
Сначала можно наблюдать безразличие маленького ребенка к страданиям животного, к горю человека, к его боли, так как сам обделен лаской, вниманием и общением.
Например: упала девочка, а он смеется!
Педагог в детском саду учит жалеть! А ведь этому, ребенок уже должен научиться в семье!
* Потом наступает следующей этап, «изощренная жестокость», когда делается все с явным удовольствием, иногда игнорируя замечания воспитателя.
- Насмешки над физическими недостатками.
- Издевательства над тихими и робкими детьми.
- Злобность в делах, действиях, поступках.
Встает вопрос: значит в семье есть жестокость, физические наказания, дефицит внимания, сострадания.
У ребенка из сегодняшней современной семьи чувства фиксированы только на собственных переживаниях, и чтобы привлечь внимание других детей, и воспитателя.
В чем это проявляется?
- Жалобы, драчливость.
- Ребенок царапается, кусается.
- Конфликтность, нарушение установленных правил.
- Ребенок дезорганизует детский коллектив.
- Не послушен.
- Не умеет себя сдерживать.
То есть ребенка с подобными проявлениями можно встретить в каждой группе. Но надо помнить и о том, что многие родители стремятся хорошо и правильно воспитывать ребенка: просто им не всегда удается находить правильное решение. Чаще всего молодые современные родители перекладывают воспитание своего ребенка на детский сад, и забывают, что в первую очередь воспитатели являются они сами. Воспитатели ДОУ хорошо знают психофизиологию, закономерности возрастного развития ребенка. Профессионально владеют методами и приемами воспитания в современной семье – поэтому могут оценить возникшую ситуацию в семье и оказать родителям всегда квалифицированную помощь. Поэтому создается и проводится в ДОУ родительские клубы, собрания, круглые столы, что бы родители могли больше участвовать в жизни детского сада и конечно своего ребенка. Любая «мелочь» в эмоционально-нравственном микроклимате современной семьи оказывает влияние на личностное развитие ребенка. Наибольшее внимание педагог должен оказывать современной семье, если ребенок выделяется среди сверстников в группе: современная семья нуждается в персонифицированном подходе: сколько членов семьи, столько и вариантов общения у педагога-профессионала должно быть.