Ольга Сиделева
Современное состояние проблемы использования дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста
Сиделева Ольга Алексеевна
МАДОУ д/с № 411
Воспитатель
Новосибирск
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. Овладение речью позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Публикация «Современное состояние проблемы использования дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Большое количество ученых отдавали должное проблеме речевого развития ребенка. Ян Амос Коменский, великий славянский педагог, указывал, что до 3 лет надо учить детей правильно произносить слова, а дальше - учить ставить вопросы, правильно отвечать на них, объяснять, т. е. надо обязательно требовать ясной и отчетливой речи.
Один из наиболее ярких французских просветителей - Жан-Жак Руссо в своей науке о воспитании также большое внимание уделял вопросам развития речи, считая, что голос ребенка надо сделать ровным, гибким и звучным, а этому способствуют правильная речь, пение и музыка.
Выдающиеся представители отечественной педагогики также внесли большой вклад в решение проблем умственного, эстетического и речевого воспитания. Так, В. Ф. Одоевский считал, что живое слово может произвести могучее действие на внутреннее развитие ребенка. Он советовал внимательно вслушиваться в детскую речь, оберегать ее от праздного любопытства и пустословия.
Работы К. Д. Ушинского до настоящего времени не потеряли свою значимость. Именно ему принадлежит мысль о том, что родной язык составляет главный, центральный предмет, входящий во все другие предметы и собирающий их результаты. Он считал, что развитие речи важно для развития мыслительной способности ребенка, а долг педагога- научить его логически мыслить и связно выражать свои мысли.
Идеи Л. Н. Толстого и особенно К. Д. Ушинского разрабатывала Е. И. Тихеева, которая является основоположником методики развития речи. Она считала, что владеть видами и проявлениями речи - значит владеть орудием умственного развития человека. Огромную роль в развитии речи ребенка Тихеева придавала семье, где ребенок приобщается к культуре речевого общения, поддержав в то же время идею систематического обучения речи. Принцип системности она рекомендовала соблюдать при обучении рассказыванию, которое надо проводить в определенной последовательности. Как только ребенок овладеет речью настолько, что может свободно высказывать свои мысли и понимать к нему обращенную речь, язык фигурирует уже без непосредственной связи и окружающим его внешним миром, а опирается уже на представления, ранее приобретенные и отвлеченные.
В преддошкольном периоде речь ребенка как средство общения со взрослыми и другими детьми непосредственно связана с конкретной наглядной ситуацией общения. Осуществляясь в диалогической форме, она носит выраженный ситуативный (обусловленный ситуацией речевого общения) характер. Изменение условий жизни с переходом к дошкольному возрасту, появление новых видов деятельности, новых отношений со взрослыми приводит к дифференциации функций и форм речи. У ребенка возникает форма речи – сообщения в виде рассказа-монолога о том, что с ним происходило вне непосредственного контакта со взрослым. С развитием самостоятельной практической деятельности у него появляется потребность в формулировании собственного замысла, в рассуждении по поводу способа выполнения практических действий. Возникает потребность в речи, которая понятна из самого речевого контекста - связной контекстной речи. Переход к этой форме речи определяется, прежде всего усвоением грамматических форм развернутых высказываний. Одновременно происходит и дальнейшее усложнение диалогической формы речи как в отношении ее содержания, так и в плане возросших языковых возможностей ребенка, активности и степени его участия в процессе живого речевого общения.
Формирование навыков построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию. Следует отметить, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи.
Очевидно, что развитие речи гораздо активнее происходит в процессе живого общения педагога с детьми и совместной деятельности самих детей, в рассказе ребенка непосредственно заинтересованному слушателю, а не на специальных занятиях по пересказу заданного текста, описанию предметов и т. п.
В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.
С чем же связан повышенный интерес педагогов к применению игровых методов в обучающем процессе?
В первую очередь, внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между педагогом и детьми.
Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. В самых различных системах обучения игре отводится особое место и определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальные условия жизнедеятельности.
Дидактические игры неслучайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, раз вития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи сначала под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.
Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).
Дидактическим играм всегда придавалось большое значение в развитии у детей умственной активности. С помощью дидактических игр педагог приучает детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Самое важное для развития мышления - уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребенок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать.
Задачи многих дидактических игр и состоят в том, чтобы через игру научить детей составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, такие игры, как "Назови одним словом" или "Назови три предмета". Нахождение слов с противоположным смыслом (антонимы, сходных по звучанию (синонимы) является задачей многих словесных игр. Если ребенку достается роль гида, скажем, в игре "Путешествие по городу", то он охотно рассказывает гостям, туристам о достопримечательностях города, что способствует развитию монологической речи. В процессе многих игр дети упражняются в правильном звукопроизношении. В дидактических играх мышление и речь находятся и развиваются в неразрывной связи. Например, в игре "Угадай, что мы задумали" необходимо уметь ставить логично вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: "да" или "нет". С помощью логической постановки вопросов ребенок находит тот предмет, который загадан. Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. При этом у них развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
Все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно: развитию речи детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Список литературы
1. Баринова Е. Л. Лингвистические основы методики развития связной речи // Развитие речи учащихся : Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. - Л., 1971. - Т. 453.
2. Блехер Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе. - М., 1963.
3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста : Кн. для воспитателя дет. сада. - М., 1991. - 207с.
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1985. - 176 с.
5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1991. - 160 с.
6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1985. - 176 с.
7. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста
с общим речевым недоразвитием. - 2 - е изд., испр. и доп. - М., 2004. - 168 с.
8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста : Кн. для воспитателя детского сада/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М. : Просвещение, 1989. - 127 с.
9. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1956. 12. Ладыженская Т. А. Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка. - М., 1980.
10. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. - М., 2002. 14. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. - М., 1993. - Т. 1. - 608 с.
11. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду : Пособие для воспитателя дет. сада. - М., 1982. - 96 с.
12. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. - М., 1986. - С. 462.
13. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - Мн., 1976. - 128с.
14. Удальцова Е. И. Дидактические игры. - М., 1963. - 60 с.
15. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 8. - М., 1950.
16. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте // Избранные психологические труды. - М., 1989.