Евгения Неретина
Современная технология социализации «Дети-волонтеры»
▼ Скачать + Заказать документы
Волонтерское движение «Дорогою добра»
Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности ребенка.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Поэтому в современном мире необходимо развивать в детях такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. Духовно-нравственное воспитание учит детей помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить милосердие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Исходя из этого, актуальным является вопрос о внедрении в работу детского сада современных инновационных технологий социализации. Одна из таких технологий является волонтерство.
Публикация «Современная технология социализации „Дети-волонтеры“» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Волонтёрство или волонтёрская деятельность (ВД) — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации — физические лица, осуществляющие добровольческую деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). В основе волонтерского движения стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому», «сам захотел, и сам выбрал что делать». Различаются три типа волонтерства:
1. Волонтеры-менеджеры. Они могут помогать в работе с обществом, в наборе волонтеров, в работе совета директоров, в организации и проведении собраний и т.
2. Волонтеры-помощники. Волонтеры этого вида не прикрепляются к одному человеку, а помогают человеку, нуждающемуся в помощи не постоянно, а только по необходимости. Чаще всего, они работают раз в неделю. Могут выполнять функции регистратора, секретаря, телефонного оператора, уборщика, охранника, клерка, и т. д., если работают в организации; могут работать и дома, например отправлять корреспонденцию, выполнять роль сиделки, печатать различные документы, готовить, убирать в квартире.
3. Волонтеры - прямой помощи. Они работают по принципу «клиент - волонтер», то есть один на один с человеком, которому нужна помощь, без всякой посторонней помощи и это многим из них доставляет огромное удовольствие.
Добровольческая деятельность, направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, на защиту прав социально незащищенных групп граждан:
• посадка цветов, клумб, газонов, кустов и деревьев;
• помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодёжь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды, мигранты, беженцы, бывшие заключённые и другие;
• благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;
• помощь животным, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам;
• просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании, курения, алкоголизма, СПИД, подростковой преступности;
• благотворительные концерты и театральные выступления;
• экологические марши, уборка мусора и загрязнений водоёмов;
• пропаганда здорового образа жизни;
• интернет-добровольчество;
• работа в технической поддержке;
• помощь спасателям, медикам и т. п., например: участие в прочёсе местности при поисках заблудившегося человека, опрос населения и т. д.
• помощь в организации крупных концертов, фестивалей различного рода.
• раздача просветительской литературы, направленной на улучшение качества жизни человека и его окружения
• работа по защите прав человека в области психиатрии.
В России волонтерское движение активно развивается не только среди молодежи, но и в дошкольных учреждениях. Так как главное, что должен вложить воспитатель в своих воспитанников - это чуткое отношение к окружающему его миру. В течении всего времени, пока ребенок посещает детский сад воспитатель учит его быть отзывчивым и терпимым. Другими словами, дает первые уроки доброты.
Приоритетная задача РФ в воспитании детей направлена на развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.
Согласно целевым ориентирам ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.
Исходя из этого на совете педагогов было принято решение создать на базе ДОУ волонтерское движение в виде клуба «Дорогою добра», «Лучики добра». Ведь в настоящее время нравственное воспитание ребенка играет большую роль. Для формирования социально-нравственных ценностей в обществе среди детей и взрослых, у ребенка необходимо развивать эмоциональную отзывчивость, творческое отношение к окружающей действительности.
Для организации волонтерской деятельности в ДОУ была взята за основу технология эффективной социализации Н. Гришаевой «Дети – волонтеры». Технология волонтерства — это активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности, дает возможность помочь малышу раскрепоститься, пойти на общение со сверстниками и детьми более старшего возраста, доставить эмоциональную радость.
Цель: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе;
Создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передачи опыта (игрового, познавательного, социального) происходит в естественной среде (от старших к младшим, а не по показу и рассказу воспитателя.
Волонтерское движение в дошкольном учреждении является фактором развития социальной активности воспитанников, их родителей, сотрудников ДОУ.
Для организации добровольческой деятельности в ДОУ была проведена предварительная работа:
• Создана творческая группа педагогов;
• Оформлен центр экологии «Зеленый остров»;
• Оформлен книжный центр «Переплетные птички – странички»;
• Создано направление театрализации;
• Оформлен информационный стенд для родителей;
• Организован видеоцентр в холле детского сада.
Добровольческая деятельность в ДОУ направлена на воспитание в детях личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самостоятельности, умению ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им; на проявление инициативы при выборе для себя рода занятий для взаимодействия в совместной деятельности:
• концерты, театральные выступления;
• зеленый остров (уход за растениями, животными, посадка цветов, клумб на участках детского сада;
• пропаганда здорового образа жизни (формирование полезных привычек,
• взаимодействие с малышами, сверстниками и взрослыми.
Волонтерство в ДОУ осуществляется в два этапа: организационный (прохождение школы волонтеров) и практический (реализация конкретных дел команды волонтеров). Для реализации волонтерского движения творческой группой педагогов был разработан правила команды волонтеров, перспективный план школы волонтеров и мероприятий, направленных на реализацию волонтерского движения.
1 этап – организационный.
Цель: Мотивировать детей на волонтерскую деятельность, организация команды.
Школа волонтеров «Лучики добра»
Школу волонтеров проходят дети старшей группы. ООД проводится с 1 октября по 31 декабря 1 раз в неделю во время совместной деятельности ребенка со взрослым.
Цель: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание уважения к традиционным ценностям, таких как любовь к родителям, уважения к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям, внимательное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Перспективный план (ШВ)
№ п/п Вид деятельности Срок выполнения
1 Опрос детей «Что такое доброта?»
Цель: выявить начальные знания детей о доброте.
Октябрь,
Декабрь
2 Беседа с детьми
Цель: формировать у детей представление о себе как об активном члене коллектива, воспитывать желание совершать добрые поступки.
«Дети – волонтеры»;
«Я и мои добрые поступки»;
«Мы все равны» (о людях с ОВЗ)
Октябрь
Ежемесячно
3 Направления волонтерского движения
Цель: познакомить детей с кругом деятельности ВД
- Посещение центра экологии «Зеленый остров»;
- Посещение книжного центра «Переплетные птички – странички»;
- Посещение группы и участка раннего и младшего возраста детей Октябрь
4 Чтение художественной литературы, заучивание поговорок и пословиц
о добре и добрых поступках.
Цель: углублять представление детей о доброте, как о ценном неотъемлемом качестве человека. Воспитывать желание быть добрым и совершать добрые поступки.
- В. Катаев «Цветик-семицветик»
- К. Чуковский «Айболит»
- В. Сутеев «Палочка-выручалочка»
- В. Сутеев «Мешок яблок»
- Котенок по имени ГАВ
- В. Сутеев «Кораблик»
- В. Сутеев «Под грибом»
- Азбука доброты
- Азбука вежливости
- Сказки о добре и зле
- Все добрые люди – одна семья
- Сказки доброты
- Добрые дела
- Сто добрых дел
- Добро радовать должно
- Волшебная книга добра
- Детям о добре
- Буду хорошим Ежемесячно
5 Проведение ООД по темам
Цель: формировать активную жизненную позицию во взаимодействии с детьми другой возрастной группы.
«Научи малыша, помоги сверстнику, уважай старшего»;
«Поиграй с малышом»;
«Вместе на прогулке»;
«Расскажи сказку»;
«Делай как я» (навыки КГН);
«Закаляйся, если хочешь быть здоров»;
«Загляни в будущее» Ежемесячно
6 Викторина «Добрые поступки»
Цель: выявить полученные представления о хороших и плохих поступках. Декабрь
7 Квест-игра «Дорогою добра!» (Посвящение в волонтеры)
Цель: приобщать детей к интересной и полезной деятельности; в ходе игры дать им почувствовать радость от добрых поступков, развивать чувство сопереживания и готовности помогать. Январь
2 этап – практический
Цель: создать оптимальные социальные ситуации развития дошкольника, при которых происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.
Перспективный план мероприятий
Участники Вид деятельности Время проведения
Дети
старшего дошкольного возраста
(5 – 7 лет) Школа волонтера Октябрь - декабрь
Оформление стенда о здоровом образе жизни 1 раз в месяц по плану
Работа в книжном центре «Переплетные птички – странички» 1 раз в месяц по плану
Работа в центре экологии «Зеленый остров» 1 раз в месяц по плану
Работа в живом уголке 1 раз в месяц по плану
Театральное развлечение для малышей 1 раз в квартал
Посещение детей другого возраста в группе и на прогулке 1 раз в неделю по плану
Посещение детей другого возраста на прогулке 1 раз в неделю по плану
Проведение акций, связанных с мероприятиями детского сада, знаменательными датами 1 раз в месяц
Родители Подготовка информации по созданию в ДОУ волонтерского движения (презентация, стенд, проспект и т. д.) Сентябрь
Разработка анкеты с целью выявления знаний родителей о ВД. Октябрь
Привлечение к участию в различных акциях 1 раз в месяц
Привлечение родителей к участию в ВД в детском саду по выбранным направлениям В течении года
Оформление информационного стенда по деятельности ВД 1 раз в месяц
Ведение рубрики «Вы хотели об этом знать», спросить, ответить предложить В течении года
Воспитатели Консультация «Современная технология эффективной социализации «Дети – волонтеры». Сентябрь
Семинар «Организация ВД на базе ДОУ» Октябрь
Проведение плановых мероприятий по ВД В течении года
Подбор материала для оформления альбома по ВД В течении года
Собрание творческой группы В течении года
Правила волонтерского движения
• Заходя в помещение, не забудь поздороваться.
• Начал дело, доведи его до конца.
• Разговаривай с малышами, сверстниками спокойно, вежливо.
• Если не хочешь быть волонтером, можешь остаться в группе.
Ожидаемые результаты:
Дошкольники легко вступают в контакт, высказывают свою точку зрения, слушают, понимают и принимают точку зрения собеседника, ведут дискуссию, готовы решать социальные задачи самостоятельно, адекватно ведут себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
Дети готовы прийти на помощь младшим, тем самым получают отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.
Понимают, что надо быть добрым, терпеливым и ответственным.
Проявляют инициативу, в результате чего у них формируется потребность в её проявлении по выбору мероприятий и их количеству.