МААМ-картинки

Современная технология социализации «Дети-волонтеры»

Евгения Неретина
Современная технология социализации «Дети-волонтеры»
▼ Скачать + Заказать документы

Волонтерское движение «Дорогою добра»

Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности ребенка.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Поэтому в современном мире необходимо развивать в детях такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. Духовно-нравственное воспитание учит детей помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить милосердие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Исходя из этого, актуальным является вопрос о внедрении в работу детского сада современных инновационных технологий социализации. Одна из таких технологий является волонтерство.

Публикация «Современная технология социализации „Дети-волонтеры“» размещена в разделах

Волонтёрство или волонтёрская деятельность (ВД) — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации — физические лица, осуществляющие добровольческую деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). В основе волонтерского движения стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому», «сам захотел, и сам выбрал что делать». Различаются три типа волонтерства:

1. Волонтеры-менеджеры. Они могут помогать в работе с обществом, в наборе волонтеров, в работе совета директоров, в организации и проведении собраний и т.

2. Волонтеры-помощники. Волонтеры этого вида не прикрепляются к одному человеку, а помогают человеку, нуждающемуся в помощи не постоянно, а только по необходимости. Чаще всего, они работают раз в неделю. Могут выполнять функции регистратора, секретаря, телефонного оператора, уборщика, охранника, клерка, и т. д., если работают в организации; могут работать и дома, например отправлять корреспонденцию, выполнять роль сиделки, печатать различные документы, готовить, убирать в квартире.

3. Волонтеры - прямой помощи. Они работают по принципу «клиент - волонтер», то есть один на один с человеком, которому нужна помощь, без всякой посторонней помощи и это многим из них доставляет огромное удовольствие.

Добровольческая деятельность, направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, на защиту прав социально незащищенных групп граждан:

• посадка цветов, клумб, газонов, кустов и деревьев;

• помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодёжь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды, мигранты, беженцы, бывшие заключённые и другие;

• благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;

• помощь животным, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам;

• просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании, курения, алкоголизма, СПИД, подростковой преступности;

• благотворительные концерты и театральные выступления;

• экологические марши, уборка мусора и загрязнений водоёмов;

• пропаганда здорового образа жизни;

• интернет-добровольчество;

• работа в технической поддержке;

• помощь спасателям, медикам и т. п., например: участие в прочёсе местности при поисках заблудившегося человека, опрос населения и т. д.

• помощь в организации крупных концертов, фестивалей различного рода.

• раздача просветительской литературы, направленной на улучшение качества жизни человека и его окружения

• работа по защите прав человека в области психиатрии.

В России волонтерское движение активно развивается не только среди молодежи, но и в дошкольных учреждениях. Так как главное, что должен вложить воспитатель в своих воспитанников - это чуткое отношение к окружающему его миру. В течении всего времени, пока ребенок посещает детский сад воспитатель учит его быть отзывчивым и терпимым. Другими словами, дает первые уроки доброты.

Приоритетная задача РФ в воспитании детей направлена на развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.

Согласно целевым ориентирам ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.

Исходя из этого на совете педагогов было принято решение создать на базе ДОУ волонтерское движение в виде клуба «Дорогою добра», «Лучики добра». Ведь в настоящее время нравственное воспитание ребенка играет большую роль. Для формирования социально-нравственных ценностей в обществе среди детей и взрослых, у ребенка необходимо развивать эмоциональную отзывчивость, творческое отношение к окружающей действительности.

Для организации волонтерской деятельности в ДОУ была взята за основу технология эффективной социализации Н. Гришаевой «Дети – волонтеры». Технология волонтерства — это активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности, дает возможность помочь малышу раскрепоститься, пойти на общение со сверстниками и детьми более старшего возраста, доставить эмоциональную радость.

Цель: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе;

Создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передачи опыта (игрового, познавательного, социального) происходит в естественной среде (от старших к младшим, а не по показу и рассказу воспитателя.

Волонтерское движение в дошкольном учреждении является фактором развития социальной активности воспитанников, их родителей, сотрудников ДОУ.

Для организации добровольческой деятельности в ДОУ была проведена предварительная работа:

• Создана творческая группа педагогов;

• Оформлен центр экологии «Зеленый остров»;

• Оформлен книжный центр «Переплетные птички – странички»;

• Создано направление театрализации;

• Оформлен информационный стенд для родителей;

• Организован видеоцентр в холле детского сада.

Добровольческая деятельность в ДОУ направлена на воспитание в детях личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самостоятельности, умению ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им; на проявление инициативы при выборе для себя рода занятий для взаимодействия в совместной деятельности:

• концерты, театральные выступления;

• зеленый остров (уход за растениями, животными, посадка цветов, клумб на участках детского сада;

• пропаганда здорового образа жизни (формирование полезных привычек,

• взаимодействие с малышами, сверстниками и взрослыми.

Волонтерство в ДОУ осуществляется в два этапа: организационный (прохождение школы волонтеров) и практический (реализация конкретных дел команды волонтеров). Для реализации волонтерского движения творческой группой педагогов был разработан правила команды волонтеров, перспективный план школы волонтеров и мероприятий, направленных на реализацию волонтерского движения.

1 этап – организационный.

Цель: Мотивировать детей на волонтерскую деятельность, организация команды.

Школа волонтеров «Лучики добра»

Школу волонтеров проходят дети старшей группы. ООД проводится с 1 октября по 31 декабря 1 раз в неделю во время совместной деятельности ребенка со взрослым.

Цель: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание уважения к традиционным ценностям, таких как любовь к родителям, уважения к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям, внимательное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Перспективный план (ШВ)

№ п/п Вид деятельности Срок выполнения

1 Опрос детей «Что такое доброта?»

Цель: выявить начальные знания детей о доброте.

Октябрь,

Декабрь

2 Беседа с детьми

Цель: формировать у детей представление о себе как об активном члене коллектива, воспитывать желание совершать добрые поступки.

«Дети – волонтеры»;

«Я и мои добрые поступки»;

«Мы все равны» (о людях с ОВЗ)

Октябрь

Ежемесячно

3 Направления волонтерского движения

Цель: познакомить детей с кругом деятельности ВД

- Посещение центра экологии «Зеленый остров»;

- Посещение книжного центра «Переплетные птички – странички»;

- Посещение группы и участка раннего и младшего возраста детей Октябрь

4 Чтение художественной литературы, заучивание поговорок и пословиц

о добре и добрых поступках.

Цель: углублять представление детей о доброте, как о ценном неотъемлемом качестве человека. Воспитывать желание быть добрым и совершать добрые поступки.

- В. Катаев «Цветик-семицветик»

- К. Чуковский «Айболит»

- В. Сутеев «Палочка-выручалочка»

- В. Сутеев «Мешок яблок»

- Котенок по имени ГАВ

- В. Сутеев «Кораблик»

- В. Сутеев «Под грибом»

- Азбука доброты

- Азбука вежливости

- Сказки о добре и зле

- Все добрые люди – одна семья

- Сказки доброты

- Добрые дела

- Сто добрых дел

- Добро радовать должно

- Волшебная книга добра

- Детям о добре

- Буду хорошим Ежемесячно

5 Проведение ООД по темам

Цель: формировать активную жизненную позицию во взаимодействии с детьми другой возрастной группы.

«Научи малыша, помоги сверстнику, уважай старшего»;

«Поиграй с малышом»;

«Вместе на прогулке»;

«Расскажи сказку»;

«Делай как я» (навыки КГН);

«Закаляйся, если хочешь быть здоров»;

«Загляни в будущее» Ежемесячно

6 Викторина «Добрые поступки»

Цель: выявить полученные представления о хороших и плохих поступках. Декабрь

7 Квест-игра «Дорогою добра!» (Посвящение в волонтеры)

Цель: приобщать детей к интересной и полезной деятельности; в ходе игры дать им почувствовать радость от добрых поступков, развивать чувство сопереживания и готовности помогать. Январь

2 этап – практический

Цель: создать оптимальные социальные ситуации развития дошкольника, при которых происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.

Перспективный план мероприятий

Участники Вид деятельности Время проведения

Дети

старшего дошкольного возраста

(5 – 7 лет) Школа волонтера Октябрь - декабрь

Оформление стенда о здоровом образе жизни 1 раз в месяц по плану

Работа в книжном центре «Переплетные птички – странички» 1 раз в месяц по плану

Работа в центре экологии «Зеленый остров» 1 раз в месяц по плану

Работа в живом уголке 1 раз в месяц по плану

Театральное развлечение для малышей 1 раз в квартал

Посещение детей другого возраста в группе и на прогулке 1 раз в неделю по плану

Посещение детей другого возраста на прогулке 1 раз в неделю по плану

Проведение акций, связанных с мероприятиями детского сада, знаменательными датами 1 раз в месяц

Родители Подготовка информации по созданию в ДОУ волонтерского движения (презентация, стенд, проспект и т. д.) Сентябрь

Разработка анкеты с целью выявления знаний родителей о ВД. Октябрь

Привлечение к участию в различных акциях 1 раз в месяц

Привлечение родителей к участию в ВД в детском саду по выбранным направлениям В течении года

Оформление информационного стенда по деятельности ВД 1 раз в месяц

Ведение рубрики «Вы хотели об этом знать», спросить, ответить предложить В течении года

Воспитатели Консультация «Современная технология эффективной социализации «Дети – волонтеры». Сентябрь

Семинар «Организация ВД на базе ДОУ» Октябрь

Проведение плановых мероприятий по ВД В течении года

Подбор материала для оформления альбома по ВД В течении года

Собрание творческой группы В течении года

Правила волонтерского движения

• Заходя в помещение, не забудь поздороваться.

• Начал дело, доведи его до конца.

• Разговаривай с малышами, сверстниками спокойно, вежливо.

• Если не хочешь быть волонтером, можешь остаться в группе.

Ожидаемые результаты:

Дошкольники легко вступают в контакт, высказывают свою точку зрения, слушают, понимают и принимают точку зрения собеседника, ведут дискуссию, готовы решать социальные задачи самостоятельно, адекватно ведут себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.

Дети готовы прийти на помощь младшим, тем самым получают отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.

Понимают, что надо быть добрым, терпеливым и ответственным.

Проявляют инициативу, в результате чего у них формируется потребность в её проявлении по выбору мероприятий и их количеству.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час»Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.

Современная поздравительная открытка для мамы. Мастер-классСовременная поздравительная открытка для мамы. Мастер-класс Вашему вниманию хочу предложить мастер-класс по изготовлению современной открытки для мамы. День матери-это прекрасный повод отдать дань.

Фотоотчет «Волонтеры победы»Фотоотчет «Волонтеры победы» Второй год подряд, в преддверии Дня Победы, мы с ребятами группы принимаем участие в акции «Георгиевская ленточка». Ребята заранее.

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольниковКлубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

Консультация для родителей «Современная мода. Что в ней есть опасного»Консультация для родителей «Современная мода. Что в ней есть опасного» Современная мода. Что же в ней опасного, какие ловушки скрыты? Мода – это всегда способ привлечения к себе внимания. Сейчас немало девушек.

Музейная педагогика как современная педагогическая технологияМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Проект «Дети-волонтеры. Вместе веселее» Проект «Дети-волонтеры. Вместе веселее» Актуальность: Человек – это существо социальное. С первых дней своей жизни он включен во взаимодействие.

Родительский клуб как современная форма организации взаимодействия ДОО и семьи На современном этапе функционирования дошкольных образовательных организаций направление «работа с родителями» расширяет спектр задач. ДОО.

Весёлый новогодний танец «Я ёлка современная» Видео Детская песня –«Я ёлка современная»К сожалению авторов музыки и слов этой песни я не нашла в интернете. В танце участвуют 4 девочки, встают.

Электронное портфолио как современная форма самопрезентации и самообразования педагога В условиях реализации ФГОС и предъявляемых в них требованиях к уровню компетентности педагогов, одним из необходимых составляющих педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современная технология социализации «Дети-волонтеры»
Опубликовано: 8 апреля 2022 в 13:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современная технология социализации «Дети-волонтеры»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Неретина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД