Юлия Лобанова
Семейный экологический проект для детей 4–5 лет «Осень. Экскурсия по лесным дорожкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместный экологический проект с семьей для детей среднего возраста 4-5 лет.
Тема: «Осень. Экскурсия по лесным дорожкам».
Авторы проекта : Лобанова Ю. С.
Участники: М. Людмила Гавриловна, М. Ваня.
Паспорт проекта.
Актуальность. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
Публикация «Семейный экологический проект для детей 4–5 лет „Осень, Экскурсия по лесным дорожкам“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Дикие животные. Проекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Семейные проекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
В нашей стране проблема охраны природы и рационального использования ее ресурсов находится под пристальным вниманием.
В целях совершенствования природопользования важно воспитывать у подрастающего поколения с первых лет жизни любовь к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней.
Целевые прогулки и экскурсии эффективные и значимые формы экологического воспитания дошкольников. Осень одно из богатейщий времен года, сочетание красок, урожая, возможность выйти и насладиться видом и звуками природы. Правильная спланированная экскурсия позволяет обогатить детей знаниями о взаимосвязях, существующих в природе, закрепить знания правил поведения в лесу, воспитывать духовные, нравственные и волевые качества, наблюдательность, внимательность, ответственность. Кроме того, прогулки на свежем воздухе способствуют повышению двигательной активности, развитию физическх качеств.
Цель: закрепить знания о лесе как доме, в котором живут растения и животные.
Задачи:
Развивать наблюдательность: различать оттенки цветов листьев, формы шишек, ягод.
Учить видеть красоту осеннего пейзажа.
Приучать соблюдать чистоту в природе, не ломать ветки, проявлять заботу о животных и птицах живущих в лесу.
Собрать природный материал для гербария.
Срок реализации проекта : 1 день (краткосрочный).
Предварительная работа:
- беседа «В лесу мы гости» о правилах поведения в природе;
- рассматривание сюжетных картин «Лесные жители»;
- просмотр видеоряда «Кто живет в лесу», «Что растет в лесу»;
- чтение рассказов и сказок о животных В Бианки.
Разработка проекта по этапам.
1. Составить маршрут экскурсии.
2. Подготовить фотоаппаратуру, «гостинцы» для лесных жителей.
3. Определение содержания работы по разным видам деятельности (сбор шишек, ягод, сбор природного материала для гербария).
4. Подведение итога экскурсии.
В ходе проекта реализуется работа в соответствии с образовательными областями.
«Социально-коммуникативное развитие»;
«Познавательное развитие» ;
«Речевое развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие»;
«Физическое развитие».
Описание экскурсии
Данная экскурсия проводилась совместно с бабушкой Вани, за 2 недели в детском саду с группой детей проводилась предварительная работа. За неделю до экскурсии вместе с бабушкой был согласован и обследован маршрут, определены содержание работы, подобран материал, за 1 день повторное обследование маршрута, осуждение деталей и проработка этапов экскурсии.
Первый этап — подготовительный.
Основной из применяемых методов на данном эпате – беседа.
Работа на данном этапе направлена на то, чтобы организовать ребенка, выявить знания полученные в ходе предварительной работы, поставить перед ним цель предстоящей экскурсии, создать эмоциональный настрой, возбудить интерес, напомить о правилах поведения.
Бабушка предлагает Ване сходить в осенний лес, в лесу свежо и красиво, звери готовяться к зиме, предлагает урожай с огорода- морковь, капусту, яблоки для зайчика, барсука, овес, пшено, семена подсолничника отнести в подарок лесным жителям.
Все «гостинцы», укладываються в корзину, также береться с собой старая книга для сбора гербария.
Ребенок и взрослый надевают, резиновые сапоги, куртку с воротом, штаны заправляються в сапоги, шапку.
Маршрут выбран по тропинке, обустроеной местным жителем, чтобы люди, прогуливающиеся в лесу по ориентирам («Сторожилам леса») могли вернуться назад.
Второй этап — организация познавательной и практической деятельности.
Основной метод на этом эпате — наблюдение объектов и явлений природы, сопровождаемое пояснениями и направляемое вопросами взрослого.
Подойдя к лесу, рассматривают опушку. Вспоминают, как называется «край леса» его «начало», сравниват опушку леса с лугом (деревья и кустарники значительно выше, чем растения луга).
На протяжении всего маршрута ребенку задаються вопросы «Где больше, где меньше света? Почему? Где прохладнее? Тише? Почему?» Обращает внимание ребенка что находиться вокруг него. Сколько деревьев и растений. Какие деревья растут в лесу?
У разных деревьев, разные листья, то есть лисья у деревьев отличаются. Какие листья на деревьях? Почему некоторые листья лежат на земле? Что происходит с листьями осенью? Осенью не все деревья меняют окраску листьев. Какие деревья не меняют окраску листьев? Рассматривают и сравнивают листья, берут образец листьев и кладут в книгу для создания гербария.
Предлагает ребенку закрыть глаза, послушать звуки леса.
Сильно шуметь нельзя в лесу в лесу много птиц. Где живут птицы? Каких птиц ты знаешь? Чем они питаются в лесу? На маршруте есть несколько мест для отдыха, скамейки и столик, где Ваня оставляет овес, пшено и семена подсолничника.
В лесу очень много разных грибов. Среди них есть съедобные и несъедобные. Подберезовик – под каким деревом растет? Подосиновик – под каким деревом растет? Лисички – почему так называются эти грибы? Какой из этих грибов ядовитый? Почему он ядовит?
Ты помнишь как надо вести себя в лесу? Нельзя ломать кусты, деревья; рвать редкие цветы; разводить костры в лесу бросать мусор, стекло. Нельзя собирать несъедобные грибы. Следует собирать столько грибов, сколько нужно: не забывать, что грибы являются пищей для птиц и животных.
В ходе экскурсии, Ваня вместе с бабушкой рассматривают, называют известные им деревья, кустарники, травы, ягоды, грибы.
Бабушка загадывает загадки и читает стихи:
Зимой и летом одним цветом
Правильно ребята. (Сосна и ель)
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. (Гриб)
Жил в лесу колючий еж Был клубочком и без ножек
Не умел он хлопать,
Не умел он топать,
Не умел он прыгать
Только носом шмыгать.
В лесу встречаються береза, калинга, рябина, липа, осина, сосна, лиственница, волчья ягода, брусника, шиповник, калина, рябина.
При встрече с ягодами и грибами бабушка уточняет знания внука, знает ли он ято бывают ядовитые ягоды и грибы, затем уточняет название ягод.
Рассматривают, сравнивают и собирают сосновые шишки и шишки лиственницы, лежащие под деревом. Пытаються обнаружить муравейник.
В лесу еще есть звери. Некоторые животные залегают в спячку до весны. Остальные животные готовят для себя запасы на зиму, чтобы в зимние холода им было, чем питаться. Каких зверей ты знаешь? Бабушка предлагает помочь ежу и белке заготовить на зиму запасы.
В течение прогулки Ваня раскладывает под пнями «гостинцы» для лесных жителей для ежика, барсука и зайчика морковь, капусту, яблоки. В ходе прогулки на маршруте ребенку встречаются сторожилы леса, бабушка объясняет, что они следят за порядком и тишиной.
Третий этап экскурсии — заключительный.
Охватывает всю послеэкскурсионную воспитательно-образовательную работу, направленную на углубление, систематизацию и обобщение знаний, приобретенных на упрочение и дальнейшее развитие интересов, формирование творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных от общения с природой.
Закончилась наша прогулка в осенний лес. Нам пора возвращаться домой. Ребенку задают вопрос понравилась ли прогулка? Где сегодня побывали? Что делали в лесу? Кому помогли? Что мы взяли из леса? Что можно сделать с дарами леса?
В результате экскурсии Ваня с бабушкой сделал свой первый гербарий, который ребенок обещал пополнять из года в год.