Ольга Панченко
Совместный проект учителя-логопеда и воспитателя «Наши маленькие соседи — насекомые» с детьми среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Совместный проект учителя-логопеда и воспитателя
«Наши маленькие соседи – насекомые»
с детьми среднего дошкольного возраста
Тип проекта : творческий, исследовательский
Вид проекта : краткосрочный
Участники проекта : дети с ОНР (средний возраст, родители воспитанников, педагоги: учитель-логопед, воспитатель.
Время реализации проекта : с 29.04. 2019г. по 17.05.2019г.
Актуальность:
Публикация «Совместный проект учителя-логопеда и воспитателя „Наши маленькие соседи — насекомые“ с детьми среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Проекты, проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
«Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество
мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка» К. Д. Ушинский
Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на окружающий его мир.
А. П. Чехов утверждал: «Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка».
Влияние живой природы на речь детей очевидна, живая природа несет в себе множество неречевых звуков, таких как жужжание пчелы и писк комара и т. д. В них ребенок может услышать звуки родного языка: в жужжании пчелы звук [Ж], в писке комара – звук [З]. У детей достаточно хорошо развито воображение, педагог должен уметь эти знания использовать для развития речи. Нужно грамотно подойти к фантазии ребенка, продумать вопросы. Например, слушая писк комара, спросить ребенка, что он слышит, какие звуки, покажи, как пищит комар? Ребенок произносит услышанный звук, и таким образом переводит неречевые звуки в речевые.
Специфика работы воспитателя в группах для детей с ОНР состоит в том, что педагог решает не только общеобразовательные, но и коррекционно – воспитательные задачи.
Основная задача учителя-логопеда ДОУ - всестороннее формирование речи дошкольника, страдающего ОНР. У таких детей отмечается недостаточность словарного запаса, редкое использование в речи глаголов имен прилагательных, местоимений, наречий, предлогов, сочинительных и подчинительных союзов, которые должны присутствовать в словаре ребенка дошкольного возраста. Кроме того, у детей недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение).
Дети должны не только знать что-то об окружающем мире, но и уметь выразить свои знания в словах. А эмоциональный отклик служит мотивацией к речевой активности.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; социально-коммуникативное развитие;
Цель проекта : развитие всех компонентов речи ребёнка посредством ознакомления его с окружающим миром.
Задачи проекта :
1. Познавательное развитие:
- уточнять и углублять знания о насекомых, образе жизни, пользе и вреде, значении для жизни других обитателей природы;
- формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического
исследования;
- учить правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе);
- развивать познавательные процессы, которые тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение);
- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
- развивать гуманное и бережное отношение к окружающему миру;
- развивать познавательный интерес к окружающему миру
- привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей. экологическое воспитание
2. Речевое развитие:
- развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух и восприятие;
- обогатить словарь детей новыми лексическими единицами;
- учить детей составлять распространенные предложения;
- продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложения, образовывать форму множественного числа существительных, помочь усвоить и закрепить употребление в речи простых предлогов;
- развивать речевое творчество путём составления описательных рассказов;
- знакомить с книжной культурой;
- развивать коммуникативные навыки;
3. Художественно-эстетическое развитие:
- развивать художественные способности в продуктивных видах детской деятельности (рисование, лепка, аппликация);
- воспитывать интерес к художественному творчеству;
4. Физическое развитие:
- используя здоровьесберегающие технологии, укреплять здоровье детей;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- формировать у детей двигательные умения и навыки;
- развивать у детей психофизические качества (ловкость, силу, быстроту, а также координацию движений;
- развивать способность передавать в движениях образы знакомых насекомых, отражая существенные признаки;
- поддерживать интерес к двигательной деятельности;
5. Социально-коммуникативное развитие:
- формировать готовность детей к совместной деятельности, учить коллективным играм,
доброжелательному общению между сверстниками и взрослыми, развивать умение договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
- воспитывать моральные и нравственные качества ребенка, формировать умение правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников, учить правилам добрых взаимоотношений.
- прививать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, уважительное и доброжелательное отношение к окружающему миру;
- формировать первичные представления о безопасном поведении в природе.
Предполагаемый результат
По окончанию проекта дети должны :
- уметь излагать свои мысли, совершенствовать монологическую речь, осознавать грамматические формы и правильно их использовать;
- различать и называть таких насекомых как кузнечик, бабочка (гусеница, муравей, жук (божья коровка, пчела, светлячок;
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет);
У детей необходимо сформировать начала экологической культуры, осознанное, правильное отношение к объектам живой природы.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный (организационный) этап:
Предварительная работа:
• выступление на педсовете о Мультимедийная презентация проекта на пед. совете
• составление плана проекта;
• подбор энциклопедий, журналов о насекомых;
• оформление НОД;
• подбор художественного слова;
• подбор дидактических игр (лото, пазлы);
• подбор дисков со звуками насекомых.
2. Основной этап:
План реализации проекта :
Физическое развитие:
- подвижная игра «Насекомые и цветок»; «Поймай комарика», «Медведь и пчёлы»
- дыхательные гимнастики «Жук», «Парящие бабочки», «Задуй светлячка»;
- пальчиковые гимнастики: «Пчелка», «Гусеница», «Утром бабочка проснулась», «Божьи коровки»;
- физкультминутки «Стрекоза», «Видишь, бабочка летает», «Сороконожка».
Социально-коммуникативное развитие:
- знакомство с литературными произведениями экологической направленности: А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук», К. Ушинский «Пчёлки на разведках»;
- разучивание стихов о насекомых «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку»;
- прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», разучивание детской песни Н. Носова и В. Шаинского «В траве сидел кузнечик»;
- просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Под грибом»;
- загадывание загадок про насекомых.
Познавательное развитие:
- НОД по ФЦКМ: «Муравьишко и его друзья», «Польза и вред от насекомых»;
- НОД по ФЭМП «Раз кузнечик, два кузнечик»;
- беседы: «Что мы знаем о насекомых», «Где живут насекомые»;
- наблюдение за насекомыми на прогулке;
- настольно-печатные, дидактические игры: лото «Насекомые», «Кто как устроен», «Найди в букете такое-же насекомые».
Речевое развитие:
- логопедическое занятие «Лунтик и его друзья» на развитие грамматического строя речи;
- логопедическое занятие «Составление описательных рассказов о насекомых по схеме»
- досуг на тему «Интересные факты из жизни насекомых»;
- словесные игры ««Угадай насекомое по описанию»;
- беседы по их содержанию прочитанных сказок про насекомых;
Художественно-эстетическое развитие:
- коллективная аппликация «Весёлые пчелки»,
- лепка «Бабочки-красавицы»,
- лепка «Подружки стрекозы»
- прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»;
- муз. пьеса С. М. Майкапара «Мотылёк»
Работа с родителями:
- Совместные поделки родителей и детей по теме «Букашечки-козявочки»
- Консультации для родителей «Как привить любовь к природе», «Оказание первой помощи при укусах насекомых»,
- Совместная подготовка родителей и детей сообщений на тему «Интересные факты из жизни насекомых»
3. Заключительный этап (результаты проектной деятельности)
Продукт проектной деятельности :
• Выставка детско-родительских поделок из различных материалов по теме «Милые букашечки»
• Рассказы-описания детей о каком-либо насекомом по схеме, подготовленная с родителями.
• Творческие работы детей на НОД по продуктивной деятельности (коллективная аппликация «Весёлые пчелки», лепка «Бабочки-красавицы», лепка «Подружки стрекозы»
• Итоговое открытое занятие на выявление и закрепление знаний у детей «Наши маленькие соседи - насекомые» (представлен в приложении).
Вывод:
Таким образом, работа по экологическому воспитанию неразрывно связана с коррекционной работой по обогащению, уточнению словаря, развитию монологической речи. Ребенок сможет передать свои мысли, впечатления, представления связно, грамотно в том случае, если он научился наблюдать и видеть, замечать мир, который его окружает, анализировать природные явления, взаимодействия живой и неживой природы.
Наш проект подтвердил, что развитие связной речи дошкольников осуществляется в процессе познания ребёнком окружающего мира, в различных видах деятельности детей: на занятиях по ФЦКМ, ФЭМП, на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, по обучению грамоте, в продуктивной деятельности, что возможно только в совместной деятельности всего коллектива педагогов, родителей и ребёнка.