ТАТЬЯНА ШАКИРОВА
Совместный проект между группами общеразвивающей и компенсирующей направленности «Уроки доброты»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема работы: Совместный проект между группами общеразвивающей и компенсирующей направленности "Уроки доброты"
СОДЕРЖАНИЕ
1. введение. 3
2. основная часть. 4
3. заключение. 6
4. перечень литературы. 7
5. приложение. 8
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Совместный проект между группами общеразвивающей и компенсирующей направленности „Уроки доброты“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты
- Темочки
В Российской Федерации каждый год традиционно проходит под каким-то лозунгом. Целью такой традиции является необходимость обратить общественное внимание к важным вопросам в жизни страны.
6 декабря 2017 года президент России Владимир Владимирович Путин подписал указ о том, что 2018 год в РФ станет Годом добровольца. Это произошло на церемонии в честь окончания Всероссийского форума волонтеров и добровольцев. Представители власти пообещали лучшим представителям данных движений вручить определенные звания и поощрения. А как становятся волонтерами?
Все что в человеке есть хорошее, было воспитано с детства, взято нами из детского сада. Поэтому нашей малой творческой группой было принятое решение об организации долгосрочного совместного проекта между воспитателем группы общеобразовательной направленности подготовительной к школе группы и воспитателем, учителем - дефектологом группы компенсирующей направленности на тему : «Уроки доброты».
Цель проекта : формирование качеств волонтера, добровольца (доброжелательность, любознательность, позитивность и коммуникативные навыки) у старших дошкольников.
Задачи:
1. научить детей старшего дошкольного возраста терпимости, взаимному уважению, сочувствию и участию к окружающим;
2. социализация детей с умственной отсталостью.
Планируемый результат. У детей с особыми познавательными потребностями снижается тревожность, формируется положительная динамика развития самосознания и самооценки. А для их нормально развивающихся сверстников результатом данного проекта служит развитие таких качеств волонтера как: доброжелательность, любознательность, позитивность, коммуникативные навыки и лидерские, организаторские способности (приложение 1).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Работая на первом этапе (сентябрь-октябрь, мы изучали соответствующую дополнительную педагогическую, научно-популярную и нормативно-правовую литературу. Приложение 2. Особо запомнилась статья Зотовой А. М. об интеграции ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников из журнала "Дефектология" № 6 за 1997год. В свой статье автор пишет об интеграции, как о методе социальной адаптации для детей с особенностями в развитии, но при соблюдении ряда условий. Этот метод педагогам показался интересным. А как заинтересовать дошкольников?
Совместно с воспитателем, дети подготовительной к школе группе рассматривали иллюстрации и слайды с параолимпийских игр, фотографии детей с ограниченными возможностями здоровья, беседовали на темы взаимопомощи с детьми с ОВЗ. Приложение 3. Воспитатель старалась заинтересовать всех детей тематикой проекта, поддерживала их любознательность и устойчивый интерес к проблеме. Создавала игровую мотивацию, опираясь на интересы дошкольников и их эмоциональный отклик. Вводила детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт. В работе над проектом соблюдался принцип последовательности и регулярности, создавалась атмосфера сотворчества с детьми, использовался, индивидуальный подход.
Знакомство с детьми группы компенсирующей направленности (второй этап проекта : ноябрь-декабрь) организовывалось в форме игр, способствующих развитию коммуникативных навыков и освоению окружающей среды ребенком. Именно играм такого вида отдавалось большее предпочтение. Суть данных игр в том, что игровые действия умственно отсталыми детьми осуществляются совместно с нормально развивающимися сверстниками. Это способствовало общению аномального и здорового ребенка.
Для того, что бы дошкольники не акцентировали внимание на дефекте, активно взаимодействовали с особенными детьми, был необходим определенный стиль поведения взрослых, демонстрирующий толерантный способ отношения к нетипичному ребёнку (в первую очередь со стороны воспитателей). Не типичный ребёнок может вызвать множество вопросов со стороны сверстников, в связи с присущей любознательностью и необычностью ребёнка. В этой ситуации воспитатели должны честно ответить на вопросы детей, корректно, соблюдая такт.
Коммуникативные игры, игры сюжетно-ролевые позволили педагогам сблизить умственно отсталых детей с нормально развивающимися, и тем самым способствовать наилучшей социальной адаптации аномальных детей. Приложение 4.
Трудовое воспитание стало еще одним связующим звеном между детьми из разных групп (приложение 5). В совместной деятельности дети поливали цветы, прибирали игрушки в группах, делали гирлянды из цветной бумаги для украшения, сажали семена цветов для летных клумб.
Для развития межличностных отношений использовались приемы и методы, способствующие эмоциональному выражению ребенком своих чувств, развитию творческого начала, причастности к общему делу. С детьми проводились совместные игры : «Помоги особому ребенку», «Быстрый Мук спешит на помощь», «Слепой и поводырь» и другие игры (приложение 6). Дети подготовительной к школе группе сами стали инициаторами показа ребятам из компенсирующей группы кукольного театра "Заюшкина избушка".
Дети обеих групп часто становятся инициаторами совместных прогулок. А наш музыкальный руководитель часто устраивает для детей театрализованные представления, которые не только познавательные и увлекательные, но и стирают рамки между детьми особенными и из нормально развивающимися сверстниками. Приложение 7.
Дети и их родителя активно принимают участие в городских социальных акциях("1000 добрых дел в один день", "Больной ребенок не останется один" и др., а как иначе, ведь они учились делать добрые дела на протяжении 6 месяцев!
Ярким примером интеграционного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса двух групп стали совместные праздники : «День инвалида», «Колядки», «Масленица» (приложение 8).
Эти мероприятия стали третьим, заключительным этапом совместного проекта между группами компенсирующей направленности и подготовительной к школе группой (декабрь-февраль).
17 февраля - день спонтанной доброты. Накануне этого мероприятия ребята все вместе рисовали "эмблемы доброты" (приложение 9). Сколько фантазии проявили дети! А какую активность проявили в День объятий - 21 января! Совместно с детьми было принято решение устроить еще и "День улыбок" (30.01.2018 года). В этот день надо всем улыбаться, веселиться и устраивать дискотеку. Приложение 10.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе реализации разработанного проекта у дошкольников общеобразовательной группы повысился уровень интереса и желания узнать, чем живут «особенные дети». Дети активны в стремлении заниматься разными и не похожими друг на друга видами деятельности, но направленными на решение одной конкретной задачи. У дошкольников формируется толерантность, самостоятельность, ответственность, коммуникативные навыки. Дети не только приобретают новые знания об общепринятых нормах поведения, но и применяют их на практике. А дети из компенсирующей группы получили массу эмоций и научились, не боятся "странных" детей.
Волонтерская деятельность способствует изменению мировоззрения, как взрослых, так и тех, кто рядом, и приносит пользу, как государству, так и самим волонтерам, которые посредством волонтерской деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам и открывают более духовную сторону жизни.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аджи А. В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие, развитие речи, обучение грамоте. /Москва,2007
2. Зотова А. М. Интеграция ребёнка - инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации// Дефектология. - 1997. - № 6. С 21-25.
3. Лазарева М. В. Концептуальная модель интегрированного обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях. / Автореф. на соискание уч. степ. доктора пед. наук, М., 2010.
4. Левдер И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания / Левдер И. А. // Социальная работа. - 2006. -№2. - С. 35-38.
5. Муравьева Н. Язык толерантности, язык интолерантности. Электронный ресурс - www tolerance, ru.
6. Основы социальной работы / Под. Ред. Павленок // 1999. - С 27-30.
7. статья: О. Скоролупова, Н. Федина «О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании»./ журнал «Дошкольное воспитание» №5.2010 г. стр. 40.;
8. статья: Т. Гризик «О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»./ журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2010 г. стр. 36.