Татьяна Малых
Совместное мероприятие с родителями и детьми по приобщению к изучению народных промыслов России «Хохломская роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать у родителей потребность приобщения к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ. Развивать интерес к народным промыслам России у детей и родителей группы.
Ход:
Вос-ль: Добрый вечер, всем! Сегодня мы собрались с вами здесь, чтобы поговорить об одной из удивительных росписей – хохломской, но вначале давайте поиграем!
Публикация «Совместное мероприятие с родителями и детьми по приобщению к изучению народных промыслов России „Хохломская роспись“» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
ИГРА «ХОРОШО – ПЛОХО» - отвечаем на вопросы только «да» или «нет».
Мы собрались здесь все вместе - это хорошо?
Будем вместе рисовать – это хорошо?
Перепачкаем мы руки – это хорошо?
Создадим узор мы новый – это хорошо?
А работы потом спрячем – это хорошо?
Никому их не покажем – это хорошо?
Пусть тогда подарим мамам – это хорошо?
Мы пойдём в музей сегодня – это хорошо?
Вот мы с вами и поиграли, а теперь, давайте, отправимся в наш импровизированный музей на выставку предметов хохломской росписи. (проходим все в муз. зал, где располагается выставка)
Вос – ль:
Золотая хохлома - яркое самобытное явление русского народного искусства. Родилась эта роспись в 17 веке, в лесах Нижегородской губернии. Существует легенда - будто жил замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянную посуду, используя свои знания и умения. Стоит сказать, что на Руси и раньше расписывали посуду, но она не была такой удивительно красивой и недорогой. Потом у мастера очень быстро появились ученики, а у учеников ещё ученики - так зародился промысел по производству посуды. Андрей Лоскут научил своих учеников, как сделать посуду золотой. Хотите узнать как?- оказывается это просто нужно покрыть, уже обработанную посуду, алюминиевым порошком, поставить её в не очень горячую печь и продержать несколько часов, а когда посуду достанем она будет цвета золота.
Своё же название роспись получила от села, в котором продавали посуду – Хохлома. С тех пор роспись стала называться Хохломской.
В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино, где работает предприятие «Хохломской художник».
Существуют две разновидности письма хохломской росписью :- верховая роспись – создается мазками кисти на поверхности фона, образуя ажурный узор из красных, черных росчерков, сквозь которые мелькает «золото» фона. Разновидностью верхового «травного» письма является роспись «под листок» с зелёными, желтыми или коричневыми округлыми листьями и красными кружочками ягод. «роспись под фон» начинается с нанесением контурных мотивов орнамента. Фон между ними закрашивается черной и красной краской, а сами мотивы тонко прорисовываются штрихом. Заканчивая роспись, мастер «разживляет» штрихами силуэтные формы листьев, цветов и плодов, обогащает их цветовой разделкой и выполняет вокруг стеблей по поверхности фона лёгкие травные «приписки». «Золото» просвечивается в силуэтах листьев. Рисунок «кудрина» является разновидностью росписи «под фон». Для него также характерны золотые силуэты, окруженные цветным фоном. Он отличается своеобразным узором, в котором рисунок листьев, цветов и плодов составлен из округлых кудреватых завитков. Основными элементами хохломской росписи являются : осочки, травинки,капельки, кустики, усики, завитки, листочки, ягодки, цветы Основными же цветами росписи считаются : красный – цвет красоты, чёрный – цвет земли, золотой – цвет богатства и зелёный – цвет свежести. А теперь давайте посмотрим на эту чудо роспись. Здесь выставлена посуда хохломской росписи. Обратите внимание на яркость цвета посуды, на тепло, которое исходит от неё. Особое внимание обратите на роспись блюд : основным элементом на блюде является стебель – криуль, а вокруг него располагаются листья, завитки, ягодки. В наше время кроме посуды хохломской росписью расписывают ещё и мебель: столы, стулья. Теперь каждый, кто приезжает в Россию обязательно увозит с собой посуду хохломской росписи. Наш русский народ умеет не только расписывать посуду он ещё и сочиняет интересные частушки, давайте послушаем их
(дети исполняют частушки)
Сувениры из России
Славят испокон веков,
Чудо- руки золотые
Славных русских мастеров!
Все листочки, как листочки,
Здесь же каждый золотой!
Красоту такую люди
Называют хохломой!
Хохлома, да Хохлома
Разукрашу все дома,
А потом и улицу,
Петуха и курицу!
Бабка деда до обеда
Заставляла рисовать,
Ведь в красивую посуду
Щи приятней наливать.
Я вчера такое видел
Не расскажешь никому,
Сидит заяц на берёзе
И рисует Хохлому.
Надою я молока
И налью котёнку,
Разрисую Хохломой
Милую Бурёнку!
Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
Вос – ль: Вот мы с вами и побывали на выставке хохломской росписи. Много нового узнали и немного повеселились, а теперь,давайте, пройдём в группу, где продолжим разговор о хохломской росписи. Рассаживайтесь по - удобнее. Давайте, проверим, что же мы знаем о хохломе?
Викторина (участвуют дети и родители)
- Где и когда возникла Хохломская роспись?
- Какие приемы письма Хохломской росписи вы знаете? – (фоновое, верховое)
Кому из людей своим появлением обязана хохломская роспись?- (Андрею Лоскуту)
Какие три основных цвета используются в хохломской росписи? (Красный, желтый, черный)
Где в настоящее время находится центр хохломской росписи (г. Семёнов и село Сёмино)
- Элементы Хохломской росписи? (осочки, травинки,капельки, кустики, усики, завитки ягодки, цветы.)
Все были очень внимательны и правильно ответили на все вопросы. Наверное, устали сидеть давайте немного отдохнём.
Физ. минутка: хором
Хохлома, да Хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо-влево)
Наше чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Нарисуем Хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной. (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской, (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого. (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да Хохлома- (руки на поясе, повороты туловища вправо-влево)
Вот так чудо дивное. (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Давайте, возьмём стульчики и пройдем за столы. Представьте, что мы с вами в мастерской и нам предстоит расписывать тарелки. Мы уже знаем как рисовать многие элементы хохломской росписи, а сегодня я покажу вам как можно рисовать ягоды, используя ватные палочки. (показ)
Называется этот способ – тычок. А теперь возьмите тарелку
Посмотрите!
ведь она удивительно бледна,
Мастера скорей за дело,
Украшай тарелку смело,
Составляйте так узор,
Чтобы радовал он взор!
Не забудьте про цветок, ягодку
И лепесток!
Приступайте к работе, а я желаю чтобы у вас получился красивый узор. (дети и взрослые расписывают тарелочки)
Наше мероприятие подошло к завершению. Посмотрите, какие чудесные работы у вас получились. Давайте сделаем выставку и полюбуемся ими.
Дидактическая игра «Какая она хохлома?» - Красивая, золотая, удивительная, самобытная, яркая, кружевная.
Воспитатель читает:
Хохломская роспись, алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы!
Рощи, перелески, шелковые всплески,
Солнечно-медовой золотой листвы!
Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудесней наша Хохлома.
Спасибо всем вам за участие в нашем сегодняшнем мероприятии. Работы возьмите домой, покажите всем родным и близким пусть они порадуются – какие вы мастера.