Юля Герасимова
Совместная образовательная деятельность «Спасём планету Земля» с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная образовательная деятельность
«Спасем планету Земля»
Цель: Систематизировать элементарные знания детей о планете Земля.
Задачи:
Публикация «Совместная образовательная деятельность „Спасём планету Земля“ с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Уточнить и расширить представления о том, что на планете есть океаны, пустыни, леса.
- Развивать интерес к исследовательской деятельности.
- Продолжать формировать у детей умение самостоятельно, по исследованному явлению, четко и ясно высказывать свои мысли, предположения, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи в природном окружении.
- Развивать внимание память, наблюдательность, логическое и абстрактное мышление, связную речь.
- Продолжать развивать активный словарь детей.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, стимулировать желание познавать мир исследовательским путем.
- Воспитывать желание улучшить экологическую обстановку на нашей планете.
Оборудование: Магнитофон (записи с голосами «космонавтов»); глобус; мультимедийное оборудование; картинка с ребусом на слово «земля»; картинка или изображение на экране с планетой цветущей и тёмной; пиктограммы на стихотворение «Вот на Земле огромный дом…»; спецодежда: передники и шапочки на каждого ребёнка; магнитная доска с магнитами; стаканчики с водой на каждого ребёнка, стаканчики с солёной водой; трубочки для коктейля; 2 сырых яйца на каждого ребёнка; листы для зарисовки опытов на каждого ребёнка, простые карандаши по количеству детей; камешки; карточки с запрещающими знаками, (не рвать без надобности цветы, не мусорить, не засорять водоёмы, не ломать ветки деревьев, не вырубать деревья, заводы не должны сбрасывать вредные отходы в водоёмы и т. д); слайды или картинки со смешанным и хвойным лесом, с водой – океаны, моря (спокойное, бушующее, с трактором и урожаем, с червями и насекомыми, песком, караваном верблюдов, пустыней; стаканчики с землёй и песком на каждого ребёнка; одноразовые ложечки; лупы на каждого ребёнка; слова для составления пословиц для каждой команды: «Земля кормит людей, как мать детей», «Землю уважай, она даёт урожай»; желейные конфеты для угощения детей в конце занятия.
Предварительная работа: наблюдение в природе за природными явлениями, насекомыми, птицами, животными, рассматривание иллюстраций с природой; проведение бесед на тему: «Человек – часть природы», «Зачем растениям нужна вода, солнце, тепло», «Охрана природы», «Берегите добрый лес – он источник всех чудес», «Жалобная книга природы», «Мы приносим помощь», «Мы реки, моря и океаны в обиду не дадим» и др. ; Д/и «Живая - неживая природа», «Планета Земля», «Что, где растёт?», «Что хорошо, а что плохо?», «Узнай дерево по коре», «Назови экологический знак»; чтение художественной литературы: Г. Снегирёв «Кто сажает лес?», Г. Скребицкий «На лесной полянке», Н. Сладков «Друг или враг», М. Пришвин «Этажи леса», Н. Рыжова экологическая сказка «Жила- была река», А Усачёв «Мусорная фантазия»,Н. Рыжова «Как люди речку обидели», Г. Марманова «Берегите свою планету!», Б. Заходер «Все, все на свете нужны!», Т. Собакин «Если я сорву цветок…»,Г. Чибизова «Не умыться, не напиться без воды».
Взаимодействие с родителями: Консультации «Как провести выходной день на природе?», «Экологическое воспитание в семье»; Экскурсия в лес; изготовление папки-передвижки «Природа в жизни Вашей семьи»; изготовление макета «Берегите нашу планету»; совместно с детьми проведение акции «Юные волонтёры!» (уборка мусора рядом с детским садом, развешивание знаков «Мусорить запрещено», уборка участков в ОУ); просмотр мультфильма «Наш дом – природа»; выставка рисунков «Зелёная планета», Спасём нашу планету – Земля».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, какой сейчас месяц идёт?
Дети: Апрель.
Воспитатель: А какие у нас в апреле были праздники?
Дети. : 1апреля – День смеха, 12 апреля – День космонавтики.
Воспитатель: А какой праздник мы отмечаем 22 апреля?
Давайте посмотрим на этот ребус, и узнаем, какой же праздник мы празднуем. Что такое ребус?
Дети: Зашифрованное слово.
Дети разгадывают ребус.
Воспитатель: Какое слово получилось?
Дети : Земля. Мы празднуем день Земли.
Воспитатель: Правильно, это международный праздник. Праздник чистой воды, земли и воздуха. День, когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать для окружающего мира.
Звучит сигнал бедствия.
Воспитатель: Ребята, вы слышите сигнал? Кто-то нам что-то хочет сообщить!
Голос: Добрый день, дети! Мы, земляне, находимся на борту космического корабля. С нашей планетой происходят удивительные изменения: она теряет яркие цвета (слайд или картинка с планетой) и превращается в серую холодную звезду (слайд или картинка с тёмной планетой). Нам надо спасти нашу планету, а помочь можете только вы! Необходимо вернуть нашей планете яркие цвета!
Воспитатель: Ребята, поможем? Оденьте, пожалуйста спецодежду (передники и шапочки, и подойдите к столам. Начнём исследовать нашу планету.
Что я держу сейчас в руках?
Дети: Глобус.
Воспитатель: А что такое глобус?
Дети: Маленький макет Земли, нашей планеты.
Воспитатель: Саша, расскажи нам, пожалуйста, стихотворение про нашу Землю. А поможет тебе, вот эта пиктограмма.
Ребё нок рассказывает стихотворение:
Вот на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живут в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги ни вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной Земли
Зовётся этот дом.
Л. Дайнеко
Воспитатель: Если мы посмотрим на глобус, то какого цвета на нашей планете больше всего?
Дети: Голубого.
Воспитатель: А что обозначает голубой цвет?
Дети: Это вода (моря, океаны, реки, озёра).
Воспитатель показывает слайды или картинки с водой: океаны, моря: спокойное, бушующее, неспокойное.
Воспитатель: Чем дышат морские обитатели?
Дети: Воздухом.
Воспитатель: Мы его видим? А вы видите воздух в воде?
Дети: Нет.
Воспитатель: А как мы его можем увидеть?
Дети: Подуть в трубочку в стакан с водой.
Воспитатель: Давайте сделаем это. Перед каждым из вас на столе стоит стаканчик с водой. Опустите туда трубочку и подуйте.
Дети дуют в трубочку.
Воспитатель: Что мы видим с вами?
Дети: Пузырьки.
Воспитатель: Это и есть воздух. А теперь возьмите камень и опустите его в воду. Что вы увидели?
Дети: Камень вытолкнул воздух, который находился в воде.
Воспитатель: А можно ли нам нашу воду в стаканчиках превратить в морскую?
Дети: Да.
Воспитатель: А как?
Дети: Посолить её.
Воспитатель: А чем вода из крана отличается от морской воды?
Дети: Вода из крана пресная, безвкусная.
Воспитатель: А как проверить солёная вода или нет?
Дети: Попробовать на вкус.
Воспитатель: А проверить мы можем ещё так. Опустите 2 сырых яйца в 2 ёмкости с водой. Что произошло? Как вы думаете, в какой ёмкости вода солёная? Почему?
Дети: В емкости с солёной водой яйцо всплыло на поверхность. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть (соль повышает плотность воды).
Воспитатель: Давайте схематически зарисуем, то, что мы увидели.
Где легче плавать в море или в реке?
Дети: В море.
Воспитатель: Что может случиться, если наша планета останется без воды?
Дети: Всё живое умрет.
1 Ребё нок читает стихотворение:
Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распустится без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Г. Чибизова
Воспитатель: И поэтому воду надо беречь. Как мы с вами можем это сделать?
Дети: Не использовать воду зря, выключать кран как следует, чтобы вода не капала, не засорять водоёмы.
2 ребё нок читает стихотворение:
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана – кап, кап, кап….
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря, зря, зря…
А то пройдёт немного лет –
И нет водицы – нет, нет, нет.
С. Погорельский
Воспитатель: Ребята, а как ещё мы можем с вами помочь нашей планете?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте выберем запрещающие знаки и расскажем про них.
Дети выбирают из карточек соответствующие знаки, вешают их на доску и объясняют их значение (не рвать без надобности цветы, не мусорить, не засорять водоёмы, не ломать ветки деревьев, не вырубать деревья, заводы не должны сбрасывать вредные отходы в водоёмы и т. д).
Ребё нок рассказывает стихотворение:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все – и я, и ты, -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
Т. Собакин
Воспитатель: Какие ещё цвета есть на планете?
Дети: Зелёный.
Воспитатель: Что обозначает зелёный цвет?
Дети: Лес.
Воспитатель: Мы с вами немного устали, давайте немножко разомнёмся. А поможет нам в этом физминутка, которая называется:
«Станем мы деревьями»
Станем мы деревьями
Сильными, (руки ставят к плечам, изображая силачей)
Большими. (руки вверх)
Ноги – это корни, их поставим шире. (ноги ставят на ширине плеч)
Чтоб держали дерево, (ставят один кулак на другой)
Падать не давали (наклоняются, складывают ладони чашечкой)
Из глубин подземных воду доставали (руки внизу, имитируют как будто что-то достают)
Наше тело – стройный ствол, (проводят ладонями вдоль тела вниз)
Он чуть-чуть качается, (покачиваются из стороны в сторону)
И своей верхушкой
В небо упирается. (поднимают соединённые руки над головой)
Наши руки – ветки, (раскрыв ладони, разводят пальцы в сторону)
Крону образуют, (смыкают пальцы)
Вместе им не страшно, (качают головой)
Если ветры дуют. (качают поднятыми руками)
Воспитатель: Что же у нас вами получилось?
Дети: Лес.
Воспитатель: Что такое лес?
Дети: Это участок земли, где растёт много деревьев, кустов.
Воспитатель показывает слайды или картинки со смешанным и хвойным лесом.
Воспитатель: Где растут у нас растения?
Дети: В земле.
Воспитатель: Как человек превращает землю в рыхлую? С помощью чего?
Дети: С помощью специальной техники, трактора, например (слайд или картинка с трактором и урожаем).
Воспитатель: А кто ещё помогает земле быть рыхлой?
Дети: Черви и насекомые.
Воспитатель показывает слайды или картинки с червями и насекомыми.
Воспитатель: Какого цвета земля? Подвиньте к себе стаканчики и потрогайте, какая она на ощупь.
Дети: Чёрного, зернистые комочки.
Воспитатель: С помощью чего можно внимательно рассмотреть землю?
Дети: С помощью лупы.
Воспитатель: Возьмите лупу и посмотрите. Что вы увидели?
Ответы детей.
Воспитатель: Возьмите комок земли и бросьте его в воду. Что вы увидели? Что это значит.
Дети: В земле есть воздух.
Воспитатель: Кому нужен воздух, который находится в земле?
Дети: Растениям и животным, которые живут под землёй.
Воспитатель: В какой земле легче расти растениям? В сухой или влажной?
Дети: Во влажной.
Воспитатель: Давайте перейдём к другим столам, разделимся на 2 команды и поиграем в игру: «Сложи пословицу правильно». Перед вами слова, которые перемешались. Их нужно правильно сложить и прочитать, какая пословица о земле получилась у каждой команды, а также объяснить их значение.
1 команда. Пословица: Земля кормит людей, как мать детей.
2 команда. Пословица: Землю уважай, она даёт урожай.
Воспитатель: Давайте схематически зарисуем, что мы узнали о земле.
Дети зарисовывают.
Воспитатель: А какой ещё есть цвет на глобусе?
Дети: Жёлтый.
Воспитатель: Что означает жёлтый цвет? А где больше всего песка на планете? (слайды или картинки с песком).
Дети: Жёлтый цвет обозначает возвышенности, то есть пустыни. Больше всего песка - в пустыне.
Воспитатель: Давайте рассмотрим песок. Какой он? Возьмите лупу. Потрогайте рукой.
Дети: Песок состоит из зёрнышек-песчинок. Сыпучий, приятный на ощупь.
Воспитатель: Да, чтобы получилась большая горка нужно много песка.
Воспитатель: Каким станет песок, если его намочить? Налейте немного воды в песок. Что произошло? Чем отличается сухой песок от мокрого?
Дети: Песок стал тяжёлым. Из сухого песка ничего не слепить и не построить, только из мокрого.
Воспитатель: Как передвигаются люди по пустыне, с помощью кого? Почему?
Дети: С помощью верблюда, так как верблюд может долгое время обходится без воды.
Воспитатель: Как ещё называют верблюда?
Дети: Кораблём пустыни.
Воспитатель: А как называется, когда по пустыне идёт много верблюдов друг за другом?
Дети: Караван.
Воспитатель: Давайте зарисуем, что мы узнали о песке.
Дети зарисовывают.
А теперь, ребята, давайте присядем, и попробуем все вместе разгадать кроссворд, который посвящен нашей теме.
Дети разгадывают кроссворд. Выходят к доске, и записывают самостоятельно ответы.
Воспитатель: Какое ключевое слово у вас получилось?
Дети: Почва.
Звучит сигнал из космоса.
Воспитатель: Ребята, вы слышите, с нами опять хотят связаться космонавты. Послушаем, что они нам хотят сказать (слайд или картинка с космонавтом или космонавтами).
Голос космонавта: «Вы совершили чудо! Вам удалось вернуть цвета на нашу планету! Посмотрите, какой красивой стала наша планета! Огромное спасибо вам за это, вы здорово постарались!
Воспитатель: Ну, что ребята, как вы думаете, у нас получилось нашу планету сделать красивой?
Дети: Да!
Воспитатель: Космонавты передали вам посылку – это конфеты, они из желе, такие же, какие космонавты едят в космосе. Давайте скажем спасибо им за это, и попрощаемся с нашими гостями!
Дети: Спасибо, всем до свидания! До новых встреч!
Воспитатель: Но это ещё не всё! Все мы жители зелёного земного шара, граждане планеты названой нашими предками Земля и нам нужно беречь её, оказывая взаимопомощь (воспитатель раздёт каждому ребёнку шарик голубого цвета, символизирующего Землю). Давайте споём замечательную песню, которая так и называется "Не уроните шарик" (звучит песня в исполнении группы "Барбарики").
Литература:
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию «Детские экологические проекты», Детство – Пресс, СПб, 2014.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию «Дневник занимательных экспериментов для детей 6-7 лет», Детство – Пресс, СПб, 2014.
3. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Парциальная программа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста» – СПб. : «Детство-пресс», 2015.
4. Дыбина О. В., Рахмашина Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом», занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, Творческий Центр, М., 2001.
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», «Детство- Пресс», СПб, 2007.
6. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». ТЦ «Сфера», М., 2008.
7. Шорыгина Т. А, «Зелёные сказки» Экология для малышей», Прометей, Книголюб, М., 2002.
8. Рянжин С. В. «Экологический букварь», Пит-Тал, СПб, 1996.