Хакимова юлия
Совместная образовательная деятельность с детьми 1,5–2 года «Успешная адаптация детей раннего возраста к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Заведующий Детским садом №97 Детского сада № 97 комбинированного вида комбинированного вида
Протокол №1 от «29» августа 2021г ___И. А. Никифорова
«29» августа 2022г.
Совместная образовательная деятельность
с детьми 1,5 - 2 года в части, формируемой участниками образовательных отношений
Публикация «Совместная образовательная деятельность с детьми 1,5–2 года „Успешная адаптация детей раннего возраста к детскому саду“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Темочки
Тема: «Успешная адаптация детей раннего возраста к условиям Детского сада посредством использования разнообразных
игр-забав, игр антистресс»
Разработала воспитатель Хакимова Ю. А.
г. Каменск – Уральский
2022-2023г
Проект «Малыши»
Актуальность проекта
Поступление ребенка в детский сад – это событие, требующее особого внимания со стороны педагогов дошкольного учреждения и родителей. При поступлении в ДОУ все дети проходят через адаптационный период. Адаптация ребенка к детскому саду – это сложный для него процесс.
Адаптация детей в детском саду раннего возраста имеет три степени. Легкая адаптация в раннем возрасте характеризуется относительно недолгим пребыванием в отрицательном эмоциональном состоянии и настроении. Детям раннего возраста свойственно расстройства сна, они не имеют аппетита, не хотят играть со сверстниками. Меньше, чем за месяц такое состояние нормализуется. Преобладает радостное, стабильное состояние, активная коммуникация с взрослыми и другими воспитанниками раннего возраста. Адаптация к ДОУ детей раннего возраста средней степени тяжести выражается в более медленной нормализации эмоционального состояния. В первом месяце адаптации часто случаются болезни, в основном респираторные инфекции. Такие заболевания длятся от недели до десяти дней и заканчиваются без осложнений. Психическое состояние нестабильное, любая новизна способствует негативным эмоциональным реакциям. С помощью взрослого дети более заинтересовываются познавательной деятельностью и скорее свыкаются с новыми условиями.
Тяжелая степень адаптации : эмоциональное состояние стабилизируется очень медленно, может длиться несколько месяцев. В тяжелый период адаптации свойственны агрессивно-разрушительные реакции. Все это сказывается на здоровье и развитии. Обуславливается тяжелая степень адаптации раннего возраста несколькими причинами: отсутствием режима в семье, который совпадал бы с порядком в детском саду, неумение играть с игрушкой, своеобразные привычки, несформированность гигиенических навыков, неумение общаться с новыми людьми.
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ бывает легкой, быстрой и практически безболезненной, но может быть и тяжелой. Невозможно сразу точно определить какой она будет, это зависит от влияния многих различных факторов: от условий периода беременности до индивидуальных свойств центральной нервной системы.
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста. Процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей. При поступлении в дошкольное учреждение привычные условия жизни в семье (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер обучения) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. В период адаптации, когда расставание с обычной домашней средой тормозит все психические навыки малыша, педагогу важно поддержать его эмоциональный тонус. Ему необходимо проявить к малышу максимум терпения, чуткости, доброжелательности. Сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок». Поэтому актуальность данной проблемы определяется в сближении подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду, формировании эмоционального контакта, доверия. Все это возникает на основе совместных действий, то есть в игре. Основная задача игры в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду. И чтобы детям было легче войти в жизнь группы, мы много играем, так, как игра является ведущим видом деятельности в этом возрасте.
Основная задача игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго всегда готового прийти на помощь человека (такого, как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения. -Все виды театра — настольные, стендовые, кукольные. Встреча с театральными персонажами помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу.
-Игры с песком, которые стабилизируют эмоциональное состояние детей, дают простор для экспериментирования, предполагают возможность успешно играть одному, находясь в составе группы (в адаптационный период можно играть и на улице, и в группе — в уголке для игр с песком).
-Подвижные игры-забавы, основная цель которых — доставить детям радость и удовлетворение от совместного со сверстниками активного и одновременно увлекательного времяпрепровождения.
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети.
Поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений. Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи. Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры. В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность. Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении с взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям, тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
Продолжительность проекта: долгосрочный с 1 сентября по 30 мая
Участники проекта: дети ясельной группы, воспитатели, родители, педагог-психолог, музыкальный руководитель.
Цель данного проекта: создание условий для развития игровой деятельности детей, формирование игровых умений, развитых культурных форм игры, снижение эмоционального напряжения у детей в адаптационный период.
Задачи реализации проекта:
1. Составить план работы по данной теме;
2. Изучить литературу по данной теме.
3. Подготовить картотеку игр.
4. Развитие у детей интереса к различным видам игр.
5. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное).
6. Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать.
7. Снятие эмоционального напряжения.
8. Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы в группе.
9. Привлекать родителей к выполнению совместной творческой деятельности со своими детьми
Методы и приё мы: наглядный, творческий, практический.
Формы работы: групповая.
* С детьми : игровые ситуации, театрализованные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые, подвижные игры, зарядка-побудка, физ. минутки, игры-забавы.
* С родителями: беседы, консультации, папки передвижки, буклеты, индивидуальные беседы.
Этапы работы по организации проекта.
Организация педагогической работы проводится в три этапа:
1 этап – подготовительный:
Работа с родителями, согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
2 этап – основной:
Организация игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок» включающей игры и упражнения.
Использование различных адаптационных методик и приемов.
3 этап – заключительный: родительское собрание.
Формы работы с родителями.
1. Анкетирование родителей
2. Консультации для родителей
3. Беседы.
4. Наглядная информация: буклеты, памятки.
5. Привлечение родителей к пополнению среды
6. Участие в игровой деятельности совместной с детьми, родителями и педагогом.
Организация педагогического процесса с детьми в рамках проекта реализуется каждый день, но знакомство с новыми адаптационными играми 1 раз в неделю.
Реализация проекта:
1 этап – подготовительный.
- Изучение методической литературы.
- Подготовка целей и задач.
- Подбор приемов и методов, форм тематического плана
- Анализ ППРС
- Разработка плана по реализации проекта
2 этап-практический (основной)
-Знакомство с родителями о том, что в группе реализуется проект «Адаптационные игры с детьми в период адаптации»
3-й этап – итоговый
- Презентация отчета для педагогов.
- Анализ и подведение итогов реализации проекта.
- Отзывы родителей о проекте.
Тематический план
Месяц Тема занятия Цель Методическое сопровождение
Сентябрь Игра приветствие «Доброе утро» Помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Картотека адаптационных игр (карточка№40)
Игра догонялка «Догоню-догоню» Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений Картотека адаптационных игр (карточка№82)
Потешки «Сорока белобока» Помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Картотека адаптационных игр (карточка№80)
Потешки «Ладушки-ладушки» Помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Картотека адаптационных игр (карточка№81)
Октябрь Пальчиковая игра «Ладушки-хлопушки» Помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Картотека адаптационных игр (карточка№47)
Потешка «Зайчик» Помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Картотека адаптационных игр (карточка№46)
Пальчиковая игра «Коза рогатая»
Помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Картотека адаптационных игр (карточка№79)
Потешка «Мишка косолапый» Помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Картотека адаптационных игр (карточка№60)
Ноябрь Игра забава «Выдувание мыльных пузырей» Научить дуть и выдувать мыльные пузыри Адаптационные игры для детей раннего возраста Е. Е. Кривенко (стр. 14-15)
Игра забава «Хоровод» Помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Картотека адаптационных игр (карточка№4)
Подвижная игра «Допрыгни до воздушного шарика» Упражнять детей в прыжках, способствовать снижению уровня тревожности Адаптационные игры для детей раннего возраста Е. Е. Кривенко (стр. 19)
Логоритмика «Где же наши ручки?» Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом Адаптационные игры для детей раннего возраста Е. Е. Кривенко (стр. 21)
Декабрь
Игра забава «Найди игрушку» Развивать у детей логическое мышление, мелкую моторику Адаптационные игры для детей раннего возраста Е. Е. Кривенко (стр. 11)
Пальчиковая игра «Кто в кулачке?» Развивать движения кистей и пальцев рук Картотека адаптационных игр (карточка№15)
Подвижная игра «Ножки» Развивать умение детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед и на месте Адаптационные игры для детей раннего возраста Е. Е. Кривенко (стр. 19)
Игра забава «Боулинг» Развитие координации движений, внимания, точности. Адаптационные игры для детей раннего возраста Е. Е. Кривенко (стр. 11)
Январь Игра забава «Выбивание пыли» Снятие психоэмоционального напряжения Адаптационные игры для детей раннего возраста Е. Е. Кривенко (стр. 11)
Пальчиковая игра «Капуста» Развивать движения кистей и пальцев рук Адаптационные игры для детей раннего возраста Е. Е. Кривенко (стр. 28)
Игра с песком «Следы» Развитие мелкой моторики Адаптационные игры для детей раннего возраста Е. Е. Кривенко (стр. 31)
Дидактические сенсорные игры «Игра с синельной проволокой» Развитие мелкой моторики Адаптационные игры для детей раннего возраста Е. Е. Кривенко (стр. 29)
Февраль Игры с песком «Песочные прятки» Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, произвольности мышления Адаптационные игры для детей раннего возраста Е. Е. Кривенко (стр. 33)
Дидактические сенсорные игры «Рисование пальцем по манке» Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, мелкой моторики. Адаптационные игры для детей раннего возраста Е. Е. Кривенко (стр. 34)
Игры с водой «Ловись рыбка» Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, мелкой моторики Адаптационные игры для детей раннего возраста Е. Е. Кривенко (стр. 43)
Игра с массажным мячиком Су Джок «Колючий ежик» Развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности Картотека адаптационных игр (карточка№66)
Март Дидактические сенсорные игры «Наливаем, выливаем, сравниваем» Развитие тактильного восприятия, возбуждение интереса к исследовательской деятельности Картотека адаптационных игр (карточка№71)
Игра на дыхание «Легкое перышко» упражнение «Дышим животиком»
Развитие диафрагмального типа дыхания, стабилизация психоэмоционального состояния Картотека адаптационных игр (карточка№68)
Игры с красками «Цветная вода» Формирование интереса и положительного отношения к рисованию Адаптационные игры для детей раннего возраста Е. Е. Кривенко (стр. 37)
«Киса, Киса! Брысь!» Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение умению переключаться с одно игрового действия на другое. Картотека адаптационных игр (карточка№88)
Апрель Игры с водой «Ручной дождик» Детское экспериментирование Адаптационные игры для детей раннего возраста Е. Е. Кривенко (стр. 43)
Шумящие игры «Шуршащая коробка» Сенсорное развитие Адаптационные игры для детей раннего возраста Е. Е. Кривенко (стр. 47)
Игры с водой «Поплывет или утонет?» Детское экспериментирование Адаптационные игры для детей раннего возраста Е. Е. Кривенко (стр. 45)
Шумящие игры «Найди такой же» Сенсорное развитие Адаптационные игры для детей раннего возраста Е. Е. Кривенко (стр. 49)
Май Релаксационные игры «Веселые платочки» Достижение состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления мышц тела Картотека адаптационных игр (карточка№59)
• Игры с прищепками «С распечатанными шаблонами.» Научить самостоятельно прицеплять прищепки Адаптационные игры для детей раннего возраста Е. Е. Кривенко (стр. 56-57)
Релаксационные игры «Поймай бабочку» Регуляция процессов возбуждения и торможения, снижение уровня тревожности, развитие пластики движений. Адаптационные игры для детей раннего возраста Е. Е. Кривенко (стр. 51)
Игры с прищепками «С распечатанными шаблонами.» Научить самостоятельно прицеплять прищепки Адаптационные игры для детей раннего возраста Е. Е. Кривенко (стр. 56-57)
Взаимодействие с родителями
Месяц Тема
Сентябрь Буклет «Игрушки в жизни ребенка»
Октябрь Папки передвижки «Адаптация ребенка в детском саду», «Особенности адаптации в ясельной группе»
Ноябрь «Роль игры в жизни ребенка». Памятки
Декабрь Буклет «Как играть с ребенком».
Январь Родительское собрание «В гостях у Мишки»
Февраль Папка-передвижка для родителей на тему: «Игра в жизни ребенка».
Март Укреплять взаимодействие детского сада и семьи Фотогазета для родителей «Учимся играя»
Апрель
Май Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудования для развития игровой деятельности). (Пространственная развивающая среда в группе, на участке)
После изучения темы жду результата повышения педагогического мастерства, повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста посредством внедрения игр в период адаптации. Выполняя функцию средства обучения, игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Использование игр, как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
Изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме, подготовить картотеку игр, изготовление игр.
Воспитывать познавательный интерес при игре и работе с новыми дидактическими пособиями.
Привлекать родителей к выполнению совместной творческой деятельности со своими детьми.
Разработан и оформлен план работы по самообразованию, собрана картотека игр, будет проводиться работа с детьми в форме игровой деятельности; использоваться дидактические игры в жизни детей. Будут изготовлены папки – передвижки, буклеты, анкеты для родителей на тему: «Игра в жизни ребенка», «Особенности адаптации в ясельной группе», «Адаптация ребенка в детском саду» и т. д. В конце проекта будет оформлена фото выставка «Мы играем».