Ирина Золоторева
Совместная образовательная деятельность «Права сказочных героев» для подготовительной группы с ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная образовательная деятельность
«Права сказочных героев» для подготовительной группы с И КТ
Цель: обобщение знания детей об их гражданских правах в рамках «Конвенции о правах детей»
Задачи:
Публикация «Совместная образовательная деятельность „Права сказочных героев“ для подготовительной группы с ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
• способствовать правовому воспитанию дошкольников на примерах сказочных персонажей
• развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
• воспитывать правовое мировоззрение, чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Предварительная работа: чтение сказок : “Золотой ключик или приключение Буратино», “Снегурочка”; “Заюшкина избушка” ,«Сказка о царе Салтане«
Ход занятия:
Организационный момент
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева- друг и справа-друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель.
Мы с вами живём в большой стране. Как она называется?
Мы являемся гражданами своей страны. Все граждане имеют права. Вы тоже, каждый из вас - гражданин России. А значит, имеет свои права.
- Но для начала скажите, как вы понимаете слово право?
Знают взрослые и дети,
Что у всех на белом свете
Есть законные права.
У каждого из вас своя жизнь. Кто заботится о вашей жизни? (государство, родители, воспитатели, врачи, полицейские).
Никто и никогда должен навредить ребенку.
Презентация
1 слайд - Конвенция о правах ребенка
- Посмотрите дети, у меня в руках книга, очень важная.
-Ребята, это книга вам уже знакома? (Да)
-Как она называется? («Конвенция о правах ребенка»).
-А что такое конвенция? (договор, соглашение)
- О чём нам может рассказать эта книга? (Из этой книги можно узнать о наших правах)
Перечислите мне их, начиная предложение со слов «Я имею право…»
(дети перечисляют)
1. Право на имя
2. Право на воспитание в семье
3 Право на жилье
4 Право на образование
5. Право на жизнь. Защита ребенка и страны
6. Право на равенство
7. Право на медицинское обслуживание
8 Право на информацию
9 Право на работу
10 Право на отдых
Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо усвоили свои права. А сможете ли вы помочь тем, кто не знает своих прав? В беду попали наши любимые сказочные персонажи, их очень обижают! Вы готовы им помочь? Тогда внимание на экран.
На экране видео фрагмент из мультфильма к сказке А. Толстого “Золотой ключик или приключение Буратино”.
Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.
“Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье. ”
Беседа с детьми:
- Ребята, что это за сказка? («Золотой ключик или приключения Буратино»)
- Что мы может сказать о правах героя, какое право он получил?
(Право на имя).
- Правильно, ребята, это право на имя.
-Ребята, что это за документ? (свидетельство о рождении, он выдается после рождения каждому ребенку.
-Ребята, а что записано в этом документе? (фамилия, имя, отчество ребенка и его родителей).
-А знаете, что, когда дети рождаются, то они очень маленькие и похожи друг на друга. Как вы думаете, может быть, необязательно давать детям имена, а просто называть их числами? (Размышления детей)
- А сколько имен может иметь человек? (одно имя).
-А если несколько людей назвали одним именем, как мы можем назвать? - Тезка
- А как вы понимаете пословицу «У милого дитяти несколько имен» (имя можно изменять, называя людей ласково).
-Давайте сейчас и мы назовем друг друга ласково.
- Как твоё имя?
- Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, сестрёнку, братишку?
- Как зовут ваших друзей?
- Сколько много разных имён. Согласитесь, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются по имени.
-Но у нас есть не только имя, но и отчество, оно присваивается ребёнку по имени отца.
- Как зовут твоего папу?
- Какое у тебя отчество?
- Назовите имена и отчества ваших мама и пап, воспитательницы.
- Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия.
Знаете ли вы свою фамилию? Назовите её.
Игра «Объясни имя».
-У каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных героев. Я буду называть имя сказочного героя, а вы объясните, почему их так зовут:
Незнайка (он ничего не знает);
Доктор Пилюлькин (доктор, который лечит таблетками-пилюлями)
Красная Шапочка (девочка, которая всегда носит шапочку красного цвета);
Дюймовочка (девочка очень маленького роста);
Самоделкин (мальчик, который сам умеет что-то сделать);
Заяц-хваста (заяц, который всё время хвастается).
-А сейчас давайте усложним задание. Я буду называть качества, а вы назовёте имя сказочного героя :
Девочка белая как снег (Белоснежка);
Девочка с синими глазами (Синеглазка);
Очень тихий человек (Тихоня);
Девочка с золотыми волосами (Златовласка);
Мальчик, который много знает (Знайка);
Человек, который всё время ворчит (Ворчун);
Девочка из снега (Снегурочка);
.
Воспитатель: У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребята, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?
•Не дразниться.
•Не придумывать клички.
•Обращаться друг к другу вежливо, ласково.
•К взрослым обращаться по имени, отчеству.
Воспитатель:Вспомните, дразнил ли кто-нибудь вас, и что вы при этом чувствовали? (ответы детей)
Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.
Вывод: ребенок имеет право на собственное имя
Воспитатель:Все молодцы, а мы переходим к следующей сказке
Нужна ли ваша помощь в этой сказке или нет?
зачитывается отрывок из сказки.. Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься.
Беседа с детьми:
- Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей)
слайд – на экране иллюстрация к русской народной сказке “Снегурочка”.
Какое настроение у героев сказки? А почему? (Ответы детей)
- У Снегурочки появилась семья.
-О каком праве девочки можно сказать в этой сказке? (Ответы детей)
-Следующее право - это право жить и воспитываться в семье.
- Как вы думаете, зачем люди создают семью?
Верно! Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей. В хорошей дружной семье все помогают друг другу и любят друг друга.
- Скажите, а ваши родители заботятся о вас? А как? (Ответы детей)
Вывод: ребенок имеет право на семью
Воспитатель: Ребята, но нам надо торопиться, потому что кое- кому в лесу очень нужна наша помощь!
Отрывок из мультфильма “Заюшкина избушка”.
Беседа с детьми:
-Лиса имела право занимать выгонять зайчика?
-Заяц пробовал обращаться за помощью?
-Кто ему помогал?
- Что можно сказать о петушке? Какой он?-Сильный, смелый, храбрый, добрый, отзывчивый.
Что можно сказать о лисе?- Хитрая, злая, невоспитанная, обманщица, жадная, коварная
- Какое право нарушила Лиса?
Дети: право на неприкосновенность жилища.
Воспитатель; посмотрите на экран и выберите иллюстрацию к сказке, где так же нарушено право на неприкосновенность жилья
(Детям предложены картинки к трем сказкам «Колобок», «Курочка Ряба» и «Три поросенка»)
Воспитатель: страшное событие произошло в Тридевятом царстве в тридесятом государстве. Внимание на экран.
Показ видеофрагмента сказки о царе Салтане
Беседа с детьми:
-Вы узнали сказку?
-Какое право нарушено в этой сказке?
-Первое и самое главное право – это право на жизнь.
- Как вы думаете, что значит “Право на жизнь”?
-Кто должен защищать детей?
- Как мы будем вести себя с другими, чтобы не нарушить это право? (Быть добрыми, отзывчивыми, не обижать других).
Воспитатель : а научиться доброму отношению к другому человеку нам поможет упражнение “Сохрани жизнь”.
Упражнение “Сохрани жизнь ”.
– Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Он такой крохотный, что свободно помещается у нас в ладошках. Он ещё очень слаб, и любое наше грубое действие может стать угрозой для его жизни. Почувствуйте, сколько доброты и нежности в ваших руках. Вы сейчас охраняете право этого зверька на жизнь. Чувствуете, как его дыхание становится более ровным, спокойным? И вы тоже дышите в такт с ним. Согрейте его своим тёплым дыханием. Детеныш окреп и сможет идти дальше, отпустите его. Вы сохранили его жизнь. Запомните, какими добрыми были ваши руки. Если вы так же будете обращаться со сверстниками, вы не нарушите их право на жизнь. А теперь приложите руку к груди, и послушайте, как бьётся ваше сердце. Какое это счастье жить и радоваться жизни!
Воспитатель: Ребята вы молодцы. А сейчас я предлагаю вам подойти к столу и выбрать иллюстрации к сказкам, где так же нарушались те или иные права.
Далее дети работают индивидуально