Валентина Гавва
Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Как звери готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста Тема «Как звери готовятся к зиме»
Цели:
Продолжать знакомить с особенностями диких животных (волк, лиса, медведь, заяц) : где живут; их поведениу осенью; чем питаются; как готовятся к зиме.
Задачи:
Образовательные:
- Дать элементарные представления о взаимосвязи животных со средой обитания.
- Обогащать словарь: щедрая, хлебосольная, линяет, впадает в спячку, шерсть, запасы.
Развивающие:
Публикация «Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста „Как звери готовятся к зиме“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
- Развивать логическое мышление, воображение, правильно дифференцировать еду животных.
Воспитательные :
Воспитывать любознательность и любовь к животным, вызывать желание им помочь.
Методы и приемы:
Наглядные (показ, демонстрация);
Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ, обобщение);
Игровые (физкультминутки, дидактические игры.)
Практические (эксперимент).
Педагогические технологии: проблемное изучение
. Материалы: мультимедийные технологии: экран, проектор, компьютер; презентация к занятию, аудиозаписи «Звуки леса».
Предварительная работа:
Чтение стихотворений, рассказов, сказок о животных.
Рассматривание иллюстраций о птицах и животных.
Наблюдения на прогулке за погодой.
Ход совместной деятельности воспитателя с детьми
Введение в ситуацию.
Звучит аудиозапись «Звуки леса»
2 слайд (Старичок Лесовичек). Воспитатель :
- Сегодня в гости к нам пришел Старичок. А пришел он затем, чтобы узнать о поведении диких животных осенью и как они готовятся к зиме.
- Разыгрался ветер на лесной поляне,
Закружил осинку в красном сарафане.
И листок с березы золотистой пчёлкой
Вьётся и кружится над колючей ёлкой.
Облетели листья клёна,
Клён от холода дрожит.
На дорожке у балкона золотой ковёр лежит.
Е. Трутнева
Актуализация имеющихся знаний.
Старичок Лесовичок :
- О каком времени года говорится в стихотворении? (Осень).
- Дети, какие приметы осени вы знаете? (Дни становятся короче, а ночи длиннее, листья желтеют и опадают, трава сохнет, перелётные птицы улетают в тёплые края, насекомые прячутся и засыпают, постепенно прекращается сокодвижение в деревьях, животные готовятся к зиме).
- Каким трудом занимаются осенью люди? (Утепляют жилище, заготавливают дрова, вспахивают почву, собирают урожай)
- Осень называют богатой, щедрой, хлебосольной. А почему? (Потому что собирают урожай овощей, фруктов, на полях убираю хлеб, в лесу собирают грибы).
- А давайте мы с вами отправимся в путешествие в осенний лес! Нам поможет волшебная кленовая веточка.
(Включаю тихую музыку «Времена года»)
Раз, два, три веточка клёна помоги
Оказаться нам в лесу,
Где раскрасила листву
В цвет багряный, золотой
Осень желтою косой.
- Вот мы и очутились в осеннем лесу. (Слайд 3 №)
(Дети рассматривают лес)
Старичок Лесовичок :
- Вы, наверное, слышали, что дикие животные осенью готовятся к зиме? (Да)
- Животным необходима тишина. Звери пугливы. Поэтому давайте превратимся на время в невидимок и понаблюдаем за обитателями леса.
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Слайд № 4
- Итак, мы отправляемся по лесной тропинке в путешествие! А пока мы будем идти, давайте вспомним, каких животных можно встретить в лесу. (Ответы детей).
Динамическое упражнение (Звучит аудиозапись «Звуки леса»)
По лосиному красиво Ходьба с высоким подъемом колена,скрес-
Ходит лось в лесу густом. тив руки над головой, пальцы раздвинуты.
По мышиному пугливо Бег на носочках.
Семенит мышонок в дом.
И по-заячьи зайчишка Прыжки на двух ногах вправо-влево.
Все спешит запутать след.
По - медвежьи ходит мишка, Ходьба на внешнем своде стопы.
Косолап он с детских лет.
По завалам, по оврагам
Шел медведь хозяйским шагом:
- Отвечайте, звери, мне –
Вы готовы ли к зиме?
(В. Степанов)
Затруднение в ситуации.
Слайд № 5
Старичок Лесовичок :
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
Воспитатель :
- Чем медведь всё лето и осень питается? (Ягодами, грибами, муравьями, жуками, рыбой). В голодное время может питаться и травой, и мхом, и древесной корой. Он наедается и нагуливает жир на всю холодную и голодную зиму. Где зимует медведь? (В берлоге).
- А вы знаете, что медведь не делает запасов на зиму, как вы думаете, почему? (Он всю зиму спит). Верно. Нашел медведь упавшее дерево, натаскал к нему хвороста, молодых елочек, мха и получился медвежий дом – берлога. А зимой укроет берлогу снежное одеяло и станет в ней тепло медведю.
Физкультминутка:
Наш мишутка потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся,
Лапы в стороны развёл
Видно мёду не нашёл.
(дети выполняют движения согласно тексту.)
Мишка в улей влез и вот
(изображают походку медведя)
Каплет с лапы сладкий мёд
(стукает пальцами по ладошке)
Воспитатель :
- Пойдемте скорее дальше, пока мы не разбудили медведя.
Слайд № 6
Старичок Лесовичок
- А вот ещё один лесной житель.
Кто в лесу зубами – щёлк,
Это бродит серый …. (волк)
- Как же волк готовится к зиме? (Линяет).
Воспитатель :
- Он тоже к зиме готовится. Шерсть его за лето отрастает и становится густой и теплой. А вы знаете почему? (Волк спит прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы).
- Волки зимой живут семьями. Кто знает, как называется волчья семья? (Волчья стая). Кто входит в волчью семью? (Волк, волчица, волчата) Днём они спят, а ночью охотятся.
Воспитатель :
- Пойдемте скорее дальше, пока они нас не заметили.
Слайд № 7
Старичок Лесовичок :
- Кто это там, отгадайте:
Комочек пуха,
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку. (заяц)
Посмотрите, какой он стал красивый. Какого цвета у него шубка? (Белая)
Воспитатель :
- А зачем зайцу зимой шубку менять? (Чтобы лиса его не заметила на белом снегу) Правильно, на белом снегу его очень трудно заметить.
- Скажите, как заяц спасаетсяот хищников? (Быстро убегает, запутывает следы).
- Что помогает зайцу так быстро бегать? (Длинные и сильные задние лапы).
- Чем же я питаются зимой зайцы? (Корой деревьев).
- Он находит опавшие ветки и обгладываю с них кору, а иногда забирается к кому-нибудь в сад и лакомлюсь корой с яблонь.
- Где заячий дом? (ответы детей)
- Днем он спит в снежной яме или сугробе - там теплее, а ночью выходит - еду добывать.
Слайд № 8
Старичок Лесовичок :
Хвост пушистый.
Мех золотистый.
В лесу краса
Кто же это? (лиса)
Воспитатель :
- Как же лиса готовится к зиме? (Лиса осенью линяет).
- Какая шерсть вырастает у лисы? (Теплая).
- А меняет ли лиса цвет шерсти? (Нет)
- Правильно. Она и зимой рыжая, потому что ей не от кого прятаться и маскироваться, она сама – хищник.
- Как вы думаете, ребята, чем питается рыжая плутовка-лиса зимой? (Мышей под снегом ищет) - Любит она мышей из-под снега доставать. Слух у лисицы хороший, услышит она, как под снегом мыши возятся и пищат, и начинает лапами разгребать снег.
Включение способа действия в систему знаний и умений ребенка.
Слайд № 9
Старичок Лесовичок :
- Ребята, я для вас приготовил несколько очень интересных заданий.
Первое задание: Угадайте кто, чем питается?
Слайд № 10
Второе задание: Угадайте «чей хвост?».
Слайд № 11
Старичок Лесовичок :
Все верно, вы справились с такими сложными заданиями. И я хочу вам сказать один небольшой секрет: животных в лесу очень много, они нуждаются во мне. Мне пора возвращаться домой в свой сказочный лес, а вам в детский сад. До свидания!
Итог:
Воспитатель :
- Ребята, вам понравилось путешествие? (Да) Кого мы встретили сегодня в лесу? (Ответы детей). А как их всех можно назвать, одним словом? (Дикие животные).
А почему их называют дикими? (Потому что они живут в лесу и сами себе добывают пищу).
- А как дикие животные готовятся к зиме? (медведь ложится спать, заяц меняет шубку, волк и лиса покрываются густой теплой шерстью).