Ирина Подлесная
Совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для учителей-логопедов и педагогов - психологов.
Совместная деятельность учителя-логопеда и педагога - психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ФФН.
О взаимодействии психолога и учителя – логопеда говорят и пишут многие, эта тема совсем не нова. Но на мой взгляд она не потеряла своей актуальности, а зазвучала по новому в связи с введением ФГОС.
Публикация «Совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей» размещена в разделах
В совместной работе педагога – психолога и учителя – логопеда в системе сопровождения детей с нарушениями речи нами учитываются следующие принципы:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество организации с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Итак, что же такое ФФН в логопедии – это, прежде всего, несформированность процессов распознавания и произношения фонем частей речи, что необходимо для верного понимания смысла сказанного. То есть речь идет о недоразвитии фонематического слуха, а не физиологического. Вместе с тем у ребенка присутствуют и дефекты произношения.
Кроме того, у ребенка с ФФН отмечаются другие особенности умственной деятельности:
- сложности с концентрацией внимания;
- недостаточный объем памяти, особенно на лексику;
- сложности с абстрактным мышлением;
- замедленная мыслительная деятельность.
Отклонения в речевом развитии часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, бедным содержанием коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности.
У детей с ФФН со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдается повышенная возбудимость, замкнутость раздражительность, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения. Но гораздо более серьезными могут оказаться психологические комплексы, вызванные трудностями в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Поэтому подобные проблемы необходимо корректировать как можно раньше (лучше всего – до школы).
Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с ФФН имеет конкретные цели:
- определение характера и степени анотомо-физиологического повреждения и его влияние на весь ход физиологического и психического развития ребенка;
- постановка и уточнение диагноза;
- выработка рекомендаций к обучению и воспитанию;
- составление индивидуальной коррекционно-образовательной программы ребенка.
Этапы обследования детей с нарушениями речи:
Предварительный этап – сбор и анализ всестороннего анамнеза.
Первый этап – наблюдение за поведением и деятельностью ребенка.
Второй этап - углубленное изучение психических процессов с помощью специальных методик.
Третий этап – экспресс-анализ результатов.
Четвертый этап – полный анализ полученных результатов, постановка психолого-педагогического диагноза.
Пятый этап – составление заключения с формированием психолого-педагогического диагноза, рекомендаций по комплексному сопровождению ребенка в образовательном учреждении.
Остановлюсь немного на итоговом психолого-педагогическом заключении для ребенка с ФФН. Оно формируется при совместном обсуждении полученных результатов всеми участниками консилиума.
Психолого-педагогическое заключение полно отражает характер выявленных нарушений у ребенка, помогает выделять ключевые факты среди полученных, дифференцировать существенное и второстепенное.
Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности психолога и логопеда нужна общая логика построения коррекционно-образовательного процесса.
Совместное сотрудничество учителя-логопеда и педагога-психолога проходит по таким направлениям: диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа, аналитическая работа
Задачи участников психолого-логопедического сопровождения детей с ФФН.
Задачи учителя-логопеда:
• обследовать воспитанников и выявить среди них детей, которые нуждаются в профилактической и коррекционно-речевой помощи;
• организовать систематическую коррекционно-речевую работу с детьми
• в соответствии с их индивидуальными программами;
• проанализировать результаты помощи детям и определить степень их речевой готовности к школьному обучению;
• информировать педагогов и специалистов ДОО, родителей о содержании логопедической работы с детьми, оказать им помощь в организации полноценной речевой среды;
• скоординировать усилия педагогов и родителей, проконтролировать качество проведения ими речевой работы с детьми.
Задачи педагога-психолога:
• создать среду психологической поддержки детям с нарушениями речи;
• развить память, внимание, мышление, пространственную ориентировку;
• совершенствовать мелкую моторику;
• развить зрительно-моторную координацию;
• развить произвольность и навыки самоконтроля, волевые качества;
• активизировать отработанную лексику;
• снять тревожность у детей при негативном настрое на логопедические занятия;
• обеспечить психологическую готовность к школьному обучению;
• повысить психологическую компетентность родителей и педагогов.
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при работе с детьми с ФФН позволяет учесть речевые и индивидуальные особенности детей; сформулировать объективное заключение и наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы.
Таким образом, стойкость результатов достигается только при наличии совместного коррекционно-образовательного процесса.