Людмила Сеничева
Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Игра-путешествие «В удивительную страну поэзии»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Игра-путешествие «В удивительную страну поэзии»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: формировать первичные представления детей о своеобразии стихотворных произведений Юнны Мориц, Ренаты Мухи и Вадима Левина.
Задачи:
Публикация «Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, Игра-путешествие „В удивительную страну поэзии“» размещена в разделах
• воспитывать чувство любви к поэзии, расширять кругозор детей;
• совершенствовать умение воссоздавать в своем воображении образные картины, умение выразительно читать стихи, делать выводы, обобщения;
• развивать творческую фантазию, способность радоваться и удивляться необычным стихотворным образам;
• создавать эмоционально-положительный настрой у детей и хорошее настроение.
Оборудование и материалы: компьютер, экран, фрагмент мимиопрезентации, выставка книг поэтов, иллюстрации к стихотворениям, игра «Собери пазлы», мягкие игрушки-персонажи, декорации, книжки-самоделки, аудиозаписи.
Предварительная работа.
Беседа о жизни и творчестве Юнны Мориц, Ренаты Мухи и Вадима Левина. Чтение стихотворений поэтов, рассматривание иллюстраций, компьютерная презентация «Любимые детские поэты», разучивание понравившихся стихотворений.
Ход игры-путешествия
Мотивационно-ориентировочный этап
Дети приходят в зал и видят красивый зимний пейзаж, удивляются и восхищаются, разочаровываются, что они пришли неодетые для прогулки. А зимой нужно тепло одеваться. Вместе с воспитателем они вспоминают стихотворение «Ученый» Ренаты Мухи:
Один наш ученый, от всех по секрету,
Считал, что зима холоднее, чем лето.
Но как-то, гуляя зимой по аллее,
Он понял, что все-таки лето теплее.
Воспитатель: давайте мы с вами тоже оденемся, чтобы не замерзнуть, как наш ученый. (Далее проводятся здоровьесберегающие упражнения «Умная шляпа», «Одеваемся», сопрвождающиеся потешками на одевание:
Мы пойдем сейчас гулять,
Но не будем замерзать.
Чтобы нам теплее стало,
Мы оденемся сначала.
Только глазоньки да нос!
На прогулку, на мороз!
В это время вдалеке слышится уханье совы. Воспитатель спрашивает детей, кто бы это мог быть. Дети предполагают, кто кричит в лесу и плачет (сова, филин и т. д.). Воспитатель снимает с дерева игрушку – сову. Дети узнают в ней персонажа из стихотворения «Сова» и читают стихотворение вслух:
Всю ночь, с темноты до рассвета,
На ветке сидела сова.
И песню сложила про это.
А утром забыла слова.
А сегодня сова сочинила стихотворение и тоже его забыла. Она очень огорчена и опечалена.
Проблема: давайте поможем сове найти ее стихотворение. Но ведь стихотворение не обычный предмет, поэтому его найти будет очень сложно, нам нужно очень постараться. А поможет нам в поисках в лесу волшебный фонарик, он укажет нам дорогу. Воспитатель предлагает детям высказать свои идеи о том, как найти стихотворение. Ведь его героями могут быть и звери, и люди, и насекомые, и даже обычные неодушевленные предметы, поэтому пойдем по следам. Итак, в путь, друзья. Дети вместе с воспитателем отправляются на поиски, они выходят к домику гнома.
Практический этап.
Воспитатель: ребята, посмотрите, мы пришли к какому-то домику. Как вы думаете, кто в нем живет? (Дети строят свои предположения.) Да, ведь это же дом гнома. Вы помните, мы читали историю про него. Все вместе вспоминают начало стихотворения:
Стоит в лесу тесовый дом,
Дом гнома!
А в нем живет веселый гном,
Гном – дома!
Воспитатель: обычно веселый гном сегодня грустный. Ему друзья подарили игру «Сложи картинку», а он никак не может ее собрать. Давайте поможем гному.
Дети собирают картинки под музыкальное сопровождение. У них получаются иллюстрации к стихам Юнны Мориц.
Воспитатель: что же у вас получилось? Дети отвечают: картинки, иллюстрации.
Воспитатель: назовите стихотворения, которые иллюстрируют ваши картинки. Дети по очереди называют.
Воспитатель: кто написал все эти стихотворения? («Юнна Мориц», - отвечают дети.) А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы викторины.
Викторина.
1. Как зовут девочку, у которой жила малиновая кошка? (Марфа.)
2. Почему кошка стала малиновой? (Наелась малины.)
3. Куда идет ежик резиновый? (На именины к щенку.)
4. Что было с собой у ежика? (Зонтик от дождика, шляпа и пара калош.)
5. Кем оказался чертик, когда с него сняли одежки? (Обожаемым ребенком.)
6. Что в отличье от цветов, делает букет котов? (Он мяукает в усы.)
7. Тумбер-Бумбер – это (Звук, друг, человек и т. д.)
8. Что устроил папа? (Каникулы маме.)
9. Что не хочет делать папа? (Не хочет воспитывать нас.)
10. Что произойдет с мамой, когда она все это увидит? (Упадет на диван, как ракета и захочет воспитывать нас.)
11. Кто сделал завтрак веселым? (Оса.)
12. Что скачет над столом? (Дедушкин халат.)
13. А куда спряталась вся семья? (Под стол.)
14. Как вы считаете, стихи Юнны Мориц, какие? (Веселые, хулиганские, озорные, смешные и т. д.)
15. А какие стихи стали песенками? («Ёжик резиновый» и «Большой секрет для маленькой компании»)
16. Какие стихи превратились в мультфильмы? («Большой секрет для маленькой компании», «Трудолюбивая старушка»)
Воспитатель: ребята, какие вы молодцы, помогли гномику, вспомнили много стихотворений Юнны Мориц. Он благодарит вас и очень просит помочь его друзьям, которые живут в домике на другой стороне леса. Сильный снегопад замел все дорожки и тропинки и завалил выход из их домика. Давайте им поможем. (Все отправляются дальше под музыкальное сопровождение песни «Большой секрет для маленькой компании») А вот и домик друзей нашего гномика. Какой огромный сугроб. Придется нам хорошо потрудиться. А чтобы было не скучно, мы с вами будем убирать снежки вместе с игрой в рифмы. Кстати, а вы знаете, кому рифмы очень нужны? Вставайте полукругом, я буду каждому из вас бросать снежный комок и называть слово, вы должны придумать рифму и после этого бросить его в корзину.
Игра «Придумай рифму»
Кошка -, свинка -, улитка -, море -, фонтаны -, морозы -, волки -, мысли -, пончик - …и. д.
Воспитатель: молодцы, а вот и наши герои, теперь они могут выйти из домика. Выбирайте себе понравившегося и выходите. Ребята, а вам они никого не напоминают? ( Герои стихотворений Ренаты Мухи: осьминог, уж, таракан, крокодил, корова). Давайте вспомним и прочитаем про них стихи. (Дети читают стихи.)
Воспитатель: вам понравились стихи? Почему? (Необычные герои, смешные, веселые и т. д.) Мне тоже очень нравятся стихи Ренаты Мухи, она как переводчик с кошачьего, собачьего, тараканьего рассказывает нам смешные истории про животных. А иногда героями стихотворений являются и неодушевленные предметы, еда, продукты питания. Очень часто они напоминают небылицы и перевертыши. Мы много трудились и сейчас немножко отдохнем.
Подвижная игра «Кошки-мышки»
Водящие выбираются при помощи считалки, которая является стихотворением Вадима Левина «Считалка для мышки» :
Раз, два, три, четыре.
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много, значит, вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра, значит, вкусным был вчера.
Описание игры: кот спит, возле домика, мыши спрятались в сторонке, остальные дети, сделав круг, изображают домик. Игроки произносят слова, сопровождая их движениями:
Спал кот у ворот – загораживал проход.
Прибежала мышка и сказала:
- Ишь, как развалился на пути, даже в дом нельзя пройти!
Щекотнула мышка у кота под мышкой.
Кот проснулся – кверху хвост, потянулся – сделал мост…
Мышка шмыг под мостом – и в дом…
Воспитатель: мы сейчас с вами поиграли. А сделать игру интересной нам помогли стихи «Считалка для мышки» и «Хитрая мышка». Кто из вас помнит имя автора? (Вадим Левин) Правильно, вы, наверное, заметили, что героями стихотворений Вадима Левина очень часто являются животные. А какие именно? (Кошки и мышки.) Вспомните стихотворение, в котором повторяется всего два слова. («Кошки - мышки») Ой, ребята, а мы совсем забыли, что пошли искать стихотворение совы. Нам ведь уже пора возвращаться, а мы еще ничего не нашли. Давайте поспешим и отправимся дальше. (Дети вместе с воспитателем отправляются дальше и попадают на выставку книг поэтов, стихи которых они сегодня вспоминали.)
Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель: а сейчас внимание на экран. Ребята, смотрите ведь это же книги, которые мы с вами читали, в них живут стихи, хорошо знакомые нам. Может быть, там спряталось стихотворение совы, ведь она тоже является героиней Ренаты Мухи. Давайте назовем эти книги: «Ужаленный уж», «Вежливый слон», «Крыша ехала домой». Но, а теперь поможем героям вернуться в свои книжки. И ответим на вопросы викторины:
• Кто написал свое стихотворение в 4 года? (Юнна Мориц)
• Кто может его прочитать?
• А кто начал писать стихи, когда уже сам работал учителем? (Рената Муха)
• Кто был лучшим другом Ренаты Мухи и соавтором стихотворений? (Вадим Левин)
Воспитатель: а мы подарим сове книжки со стихами, которые вы сделаете сами. Вам предстоит дома поработать художниками. Дома вместе с родителями вы прочитаете стихотворение в книге и нарисуете к нему иллюстрации и оформите обложку, а завтра устроим в группе выставку книг и пригласим на нее сову. Она обязательно найдет свое стихотворение.