Лариса Николаевна Александрова
Совместная деятельность с детьми подготовительной группы по ознакомлению с предметным миром. Кружок «Умники и умницы»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок «Умники и умницы»
Цели кружковой работы :
1. Помочь раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многообразный рукотворный мир, мир продуктов творческой деятельности человека.
2. Вызвать восхищение людьми труда.
3. Развить перспективный взгляд ребенка на окружающие предметы.
Публикация «Совместная деятельность с детьми подготовительной группы по ознакомлению с предметным миром, Кружок „Умники и умницы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Подготовительная группа
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Умники и умницы. Интеллектуальная игра
- Темочки
4. Включиться в творческую преобразующую деятельность, направленную на усовершенствование предметов.
Методический источник:
Дыбина О. В. Что было до. : Игры-путешествия в прошлое предметов / О. В. Дыбина. – М. : ТЦ «Сфера», 2011. – 157 с.
Детская энциклопедия: «Изобретатели», «История».
Дидактический материал:
дидактические игры из серии «Прошлое предмета»;
настольно-печатные игры из серии «Эволюция» (1 и 2 части);
фотографии, иллюстрации, предметные картинки, сюжетныекартинки;
макеты;
таблицы;
предметы-заместители;
игрушки;
художественная литература;
видеоматериалы;
настольный театр;
атрибуты к сюжетно-ролевым играм;
театрализованные костюмы.
Совместная деятельность с детьми подготовительной группы по ознакомлению с предметным миром
Сентябрь
Тема: Путешествие в прошлое обогревательных приборов
Задачи:
побудить детей к пониманию назначения обогревательных приборов;
закрепить умение выделять некоторые особенности предмета, определять материал;
научить устанавливать причинно-следственные связи между функцией, назначением и материалом.
Формы работы: игра-путешествие, эксперименты, загадки, чтение художественной литературы, беседа, дидактические игры, продуктивная деятельность (рисование)
Материал: макеты обогревательных приборов; стеклянный, пластмассовый, деревянный, капроновый стаканы; металлические игрушки, кубики со слогами, «Чудесный мешочек»; н/п игра «Эволюция»; цветные карандаши
Тема: Путешествие в прошлое кораблей
Задачи:
научить понимать назначение и функции корабля;
закрепить умение определять некоторые особенности предметов и материалы;
научить понимать, что человек создает корабли для облегчения жизнедеятельности.
Формы работы: экскурсия в мини-музей; загадки; беседа; дидактические игры; задания; м/ф «В порту»; чтение художественной литературы; продуктивная деятельность (аппликация).
Материал: Картинки-рисунки каждой ступени развития корабля; разрезные картинки; ребусы; макет корабля; игрушки; фотографии; н/п игра «Эволюция»; цветная бумага.
Октябрь
Тема: Путешествие в прошлое счетных устройств
Задачи:
познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком;
развить ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира;
активизировать познавательную деятельность.
Формы работы: игра-путешествие; беседа; экскурсия в мини-музей; дидактические игры; задания; чтение художественной литературы; научно-популярный фильм.
Материал: Макеты счетных устройств; робот; деревянные счеты, камешки, шишки; картинки с изображением частей компьютера; детали от компьютера; портреты изобретателей.
Тема: Путешествие в прошлое весов
Задачи:
закрепить знания детей о прошлом счетных устройств;
развить ретроспективный взгляд на предметы (весы);
активизировать познавательную деятельность детей.
Формы работы: с/р игра «Магазин»; сюрпризный момент; игра-путешествие; эксперименты; беседа; продуктивная деятельность (рисование).
Материал: Предметные картинки с изображением разных весов; гирьки для весов; игрушки; кукла Незнайка; цветные карандаши.
Ноябрь
Тема: Путешествие в прошлое ручки
Задачи:
познакомить детей с историей ручки, с процессом ее преобразования человеком;
активизировать мыслительную деятельность.
Формы работы: загадки; экскурсия в мини-музей; дидактические игры; чтение художественной литературы; беседа; опыты; с/р игра «Школа»; м/ф «Пиши-читай».
Материал: Разные виды ручек; предметные картинки; фотографии; н/п игра «Эволюция».
Тема: Путешествие в прошлое швейной машинки
Задачи:
научить детей понимать назначение предметов, облегчающих труд в быту (швейная машина);
определять особенности этих предметов;
устанавливать причинно-следственные связи между строением и назначением предмета, свойствами материала и характером использования.
Формы работы: экскурсия в мини-музей; беседа; загадки; чтение художественной литературы; дидактические игры ручной труд (рукоделие).
Материал: игрушки; ткани; детская швейная машинка; фотографии; иглы; пуговицы.
Декабрь
Тема: Путешествие в прошлое куклы
Задачи:
побудить детей понимать назначение куклы;
закрепить умение определять материал;
помочь детям осознать, что люди заботятся о них, создавая игрушки.
Формы работы: задания; сюрпризный момент; экскурсия в мини-музей; загадки; дидактические игры; ручной труд (моделирование); м/ф «Старая игрушка».
Материал: набор кукол, разрезная кукла из бумаги для каждого ребенка, цветные
карандаши, изображение куклы по точкам, ребусы, фотографии.
Тема: Путешествие в прошлое книги
Задачи:
познакомить детей с историей создания книги, ее развитием;
активизировать познавательную деятельность;
вызвать интерес к миру книги.
Формы работы: художественное слово; экскурсия в мини-музей; экскурсия в детскую библиотеку им. Л. Кассиля; научно-популярный фильм; беседа; с/р игра «Библиотека»; ручной труд (ремонт книг).
Материал: Изображения старинных книг, образец свитка, современные книги, фотографии, береста, ножницы и бумага.
Январь
Тема: Путешествие в прошлое молотка
Задачи:
– побудить детей ориентироваться в разных видах молотка и понимать необходимость разнообразия предметов.
Формы работы: сюрпризный момент; беседа; загадки; слушание аудиозаписи; экскурсия в мини-музей; дидактические игры; продуктивная деятельность (лепка).
Материал: набор игрушечных инструментов, предметные картинки, фотографии, разные молотки, пластилин.
Тема: Путешествие в прошлое транспорта
Задачи:
развить ретроспективный взгляд на предметы;
помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем наземного, водного, воздушного транспорта.
Формы работы: экскурсия в мини-музей; дидактические игры; задания; беседа; загадки; чтение художественной литературы; м/ф «Почта»; конструирование.
Материал: Игрушки, предметные картинки, фотографии, н/п игра «Эволюция», конструкторы, ребусы.
Февраль
Тема: Путешествие в прошлое микроскопа
Задачи:
познакомить детей с разновидностью увеличительного стекла - микроскопом;
научить понимать его назначение и особенности;
подвести к пониманию того, что человек - творец, созидатель.
Формы работы: беседа, экскурсия в мини-музей, эксперименты, дидактические игры, м/ф «Природоведение для самых маленьких».
Материал: лупа, бинокль, очки, подзорная труба, микроскоп, картинки с изображением перископа и телескопа, фотографии.
Тема: Путешествие в прошлое дома
Задачи:
пополнить знания детей о конструкциях домов;
продолжить знакомить с различными строительными материалами;
воспитывать уважение к человеку труда.
Формы работы: задания, беседа, чтение художественной литературы, дидактические игры, настольный театр «Три поросенка», конструирование.
Материал: карточки-схемы с точками, картинки с изображением домов, фотографии, игрушки, конструкторы, н/п игра «Эволюция».
Март
Тема: Путешествие в прошлое денег
Задачи:
дать детям представление о денежной единице;
научить понимать назначение денег;
вызвать интерес к прошлому предмета;
развить воображение.
Формы работы: Экскурсия в мини-музей, Сюрпризный момент, Беседа, Дидактические игры, М/ф «Пятачок», Чтение художественной литературы, С/р игра «Магазин», Продуктивная деятельность (рисование).
Материал: Картинки с изображением денег, монеты, камушки, ракушки, карандаши.
Тема: Путешествие в прошлое электрической лампочки
Задачи:
познакомить детей с историей лампочки;
вызвать интерес к прошлому этого предмета.
Формы работы: игра-путешествие, чтение художественной литературы, задания, дидактические игры, загадки, продуктивная деятельность (рисование, м/ф «Фиксики и электричество», беседа в мини-музее.
Материал: компас, карта, макет осветительных приборов, фланелеграф, н/п игра «Эволюция», цветные карандаши, фотографии.
Апрель
Тема: Путешествие в прошлое магнитофона
Задачи:
научить детей понимать назначение и функции магнитофона;
расширить знания о разнообразии музыкальной техники;
вызвать интерес к ее прошлому.
Формы работы: игра-путешествие, загадки, дидактические игры, беседа, слушание аудиозаписи, м/ф «Самый маленький гном», экскурсия в мини-музей.
Материал: разрезные картинки, проигрыватель, магнитофон, кассеты, пластинки, диски, катушки с лентами, картинки с изображением граммофона, патефона, игрушки Незнайка и Самоделкин.
Тема: Путешествие в музей предметов
Задачи:
углубить знания детей о прошлом предметов;
научить детей придумывать загадки о предметах;
развивать логическое мышление.
Формы работы: экскурсия в мини-музей, задания, дидактические игры, с/р игра «Экскурсовод», загадки, м/ф «Фиксики».
Материал: различные предметы, предметные картинки, фотографии, игрушки, н/п игра «Эволюция».
Май
Тема: Путешествие с Айболитом
Задачи:
закрепить представления детей о транспорте;
развить интерес к познанию окружающего мира, к тому, как человек может создавать предметы и преобразовывать их;
закрепить знания о предметах, необходимых для работы доктора.
Формы работы: игра-путешествие, дидактические игры, задания, загадки, с/р игра «Больница», чтение художественной литературы, конструирование.
Материал: кукла Айболит, дорожная сумка доктора, фланелеграф, предметные картинки, части деталей разных видов машин и предметов, фотографии, игрушки.
Тема: Повторение пройденного материала
Задачи:
помочь раскрыть перед детьми удивительный, многообразный рукотворный мир, мир продуктов творческой деятельности человека;
вызвать восхищение людьми труда;
развить ретроспективный взгляд на предметы.
Формы работы: викторина «Умницы и умники»
Материал: предметные картинки, фотографии, игрушки, макеты, ребусы, таблицы, н/п игра «Эволюция».