Лариса Николаевна Александрова
Совместная деятельность с детьми подготовительной группы по ознакомлению с предметным миром. Кружок «Умники и умницы»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок «Умники и умницы»
Цели кружковой работы :
1. Помочь раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многообразный рукотворный мир, мир продуктов творческой деятельности человека.
2. Вызвать восхищение людьми труда.
3. Развить перспективный взгляд ребенка на окружающие предметы.
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Подготовительная группа
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Умники и умницы. Интеллектуальная игра
- Темочки
4. Включиться в творческую преобразующую деятельность, направленную на усовершенствование предметов.
Методический источник:
Дыбина О. В. Что было до. : Игры-путешествия в прошлое предметов / О. В. Дыбина. – М. : ТЦ «Сфера», 2011. – 157 с.
Детская энциклопедия: «Изобретатели», «История».
Дидактический материал:
дидактические игры из серии «Прошлое предмета»;
настольно-печатные игры из серии «Эволюция» (1 и 2 части);
фотографии, иллюстрации, предметные картинки, сюжетныекартинки;
макеты;
таблицы;
предметы-заместители;
игрушки;
художественная литература;
видеоматериалы;
настольный театр;
атрибуты к сюжетно-ролевым играм;
театрализованные костюмы.
Совместная деятельность с детьми подготовительной группы по ознакомлению с предметным миром
Сентябрь
Тема: Путешествие в прошлое обогревательных приборов
Задачи:
побудить детей к пониманию назначения обогревательных приборов;
закрепить умение выделять некоторые особенности предмета, определять материал;
научить устанавливать причинно-следственные связи между функцией, назначением и материалом.
Формы работы: игра-путешествие, эксперименты, загадки, чтение художественной литературы, беседа, дидактические игры, продуктивная деятельность (рисование)
Материал: макеты обогревательных приборов; стеклянный, пластмассовый, деревянный, капроновый стаканы; металлические игрушки, кубики со слогами, «Чудесный мешочек»; н/п игра «Эволюция»; цветные карандаши
Тема: Путешествие в прошлое кораблей
Задачи:
научить понимать назначение и функции корабля;
закрепить умение определять некоторые особенности предметов и материалы;
научить понимать, что человек создает корабли для облегчения жизнедеятельности.
Формы работы: экскурсия в мини-музей; загадки; беседа; дидактические игры; задания; м/ф «В порту»; чтение художественной литературы; продуктивная деятельность (аппликация).
Материал: Картинки-рисунки каждой ступени развития корабля; разрезные картинки; ребусы; макет корабля; игрушки; фотографии; н/п игра «Эволюция»; цветная бумага.
Октябрь
Тема: Путешествие в прошлое счетных устройств
Задачи:
познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком;
развить ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира;
активизировать познавательную деятельность.
Формы работы: игра-путешествие; беседа; экскурсия в мини-музей; дидактические игры; задания; чтение художественной литературы; научно-популярный фильм.
Материал: Макеты счетных устройств; робот; деревянные счеты, камешки, шишки; картинки с изображением частей компьютера; детали от компьютера; портреты изобретателей.
Тема: Путешествие в прошлое весов
Задачи:
закрепить знания детей о прошлом счетных устройств;
развить ретроспективный взгляд на предметы (весы);
активизировать познавательную деятельность детей.
Формы работы: с/р игра «Магазин»; сюрпризный момент; игра-путешествие; эксперименты; беседа; продуктивная деятельность (рисование).
Материал: Предметные картинки с изображением разных весов; гирьки для весов; игрушки; кукла Незнайка; цветные карандаши.
Ноябрь
Тема: Путешествие в прошлое ручки
Задачи:
познакомить детей с историей ручки, с процессом ее преобразования человеком;
активизировать мыслительную деятельность.
Формы работы: загадки; экскурсия в мини-музей; дидактические игры; чтение художественной литературы; беседа; опыты; с/р игра «Школа»; м/ф «Пиши-читай».
Материал: Разные виды ручек; предметные картинки; фотографии; н/п игра «Эволюция».
Тема: Путешествие в прошлое швейной машинки
Задачи:
научить детей понимать назначение предметов, облегчающих труд в быту (швейная машина);
определять особенности этих предметов;
устанавливать причинно-следственные связи между строением и назначением предмета, свойствами материала и характером использования.
Формы работы: экскурсия в мини-музей; беседа; загадки; чтение художественной литературы; дидактические игры ручной труд (рукоделие).
Материал: игрушки; ткани; детская швейная машинка; фотографии; иглы; пуговицы.
Декабрь
Тема: Путешествие в прошлое куклы
Задачи:
побудить детей понимать назначение куклы;
закрепить умение определять материал;
помочь детям осознать, что люди заботятся о них, создавая игрушки.
Формы работы: задания; сюрпризный момент; экскурсия в мини-музей; загадки; дидактические игры; ручной труд (моделирование); м/ф «Старая игрушка».
Материал: набор кукол, разрезная кукла из бумаги для каждого ребенка, цветные
карандаши, изображение куклы по точкам, ребусы, фотографии.
Тема: Путешествие в прошлое книги
Задачи:
познакомить детей с историей создания книги, ее развитием;
активизировать познавательную деятельность;
вызвать интерес к миру книги.
Формы работы: художественное слово; экскурсия в мини-музей; экскурсия в детскую библиотеку им. Л. Кассиля; научно-популярный фильм; беседа; с/р игра «Библиотека»; ручной труд (ремонт книг).
Материал: Изображения старинных книг, образец свитка, современные книги, фотографии, береста, ножницы и бумага.
Январь
Тема: Путешествие в прошлое молотка
Задачи:
– побудить детей ориентироваться в разных видах молотка и понимать необходимость разнообразия предметов.
Формы работы: сюрпризный момент; беседа; загадки; слушание аудиозаписи; экскурсия в мини-музей; дидактические игры; продуктивная деятельность (лепка).
Материал: набор игрушечных инструментов, предметные картинки, фотографии, разные молотки, пластилин.
Тема: Путешествие в прошлое транспорта
Задачи:
развить ретроспективный взгляд на предметы;
помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем наземного, водного, воздушного транспорта.
Формы работы: экскурсия в мини-музей; дидактические игры; задания; беседа; загадки; чтение художественной литературы; м/ф «Почта»; конструирование.
Материал: Игрушки, предметные картинки, фотографии, н/п игра «Эволюция», конструкторы, ребусы.
Февраль
Тема: Путешествие в прошлое микроскопа
Задачи:
познакомить детей с разновидностью увеличительного стекла - микроскопом;
научить понимать его назначение и особенности;
подвести к пониманию того, что человек - творец, созидатель.
Формы работы: беседа, экскурсия в мини-музей, эксперименты, дидактические игры, м/ф «Природоведение для самых маленьких».
Материал: лупа, бинокль, очки, подзорная труба, микроскоп, картинки с изображением перископа и телескопа, фотографии.
Тема: Путешествие в прошлое дома
Задачи:
пополнить знания детей о конструкциях домов;
продолжить знакомить с различными строительными материалами;
воспитывать уважение к человеку труда.
Формы работы: задания, беседа, чтение художественной литературы, дидактические игры, настольный театр «Три поросенка», конструирование.
Материал: карточки-схемы с точками, картинки с изображением домов, фотографии, игрушки, конструкторы, н/п игра «Эволюция».
Март
Тема: Путешествие в прошлое денег
Задачи:
дать детям представление о денежной единице;
научить понимать назначение денег;
вызвать интерес к прошлому предмета;
развить воображение.
Формы работы: Экскурсия в мини-музей, Сюрпризный момент, Беседа, Дидактические игры, М/ф «Пятачок», Чтение художественной литературы, С/р игра «Магазин», Продуктивная деятельность (рисование).
Материал: Картинки с изображением денег, монеты, камушки, ракушки, карандаши.
Тема: Путешествие в прошлое электрической лампочки
Задачи:
познакомить детей с историей лампочки;
вызвать интерес к прошлому этого предмета.
Формы работы: игра-путешествие, чтение художественной литературы, задания, дидактические игры, загадки, продуктивная деятельность (рисование, м/ф «Фиксики и электричество», беседа в мини-музее.
Материал: компас, карта, макет осветительных приборов, фланелеграф, н/п игра «Эволюция», цветные карандаши, фотографии.
Апрель
Тема: Путешествие в прошлое магнитофона
Задачи:
научить детей понимать назначение и функции магнитофона;
расширить знания о разнообразии музыкальной техники;
вызвать интерес к ее прошлому.
Формы работы: игра-путешествие, загадки, дидактические игры, беседа, слушание аудиозаписи, м/ф «Самый маленький гном», экскурсия в мини-музей.
Материал: разрезные картинки, проигрыватель, магнитофон, кассеты, пластинки, диски, катушки с лентами, картинки с изображением граммофона, патефона, игрушки Незнайка и Самоделкин.
Тема: Путешествие в музей предметов
Задачи:
углубить знания детей о прошлом предметов;
научить детей придумывать загадки о предметах;
развивать логическое мышление.
Формы работы: экскурсия в мини-музей, задания, дидактические игры, с/р игра «Экскурсовод», загадки, м/ф «Фиксики».
Материал: различные предметы, предметные картинки, фотографии, игрушки, н/п игра «Эволюция».
Май
Тема: Путешествие с Айболитом
Задачи:
закрепить представления детей о транспорте;
развить интерес к познанию окружающего мира, к тому, как человек может создавать предметы и преобразовывать их;
закрепить знания о предметах, необходимых для работы доктора.
Формы работы: игра-путешествие, дидактические игры, задания, загадки, с/р игра «Больница», чтение художественной литературы, конструирование.
Материал: кукла Айболит, дорожная сумка доктора, фланелеграф, предметные картинки, части деталей разных видов машин и предметов, фотографии, игрушки.
Тема: Повторение пройденного материала
Задачи:
помочь раскрыть перед детьми удивительный, многообразный рукотворный мир, мир продуктов творческой деятельности человека;
вызвать восхищение людьми труда;
развить ретроспективный взгляд на предметы.
Формы работы: викторина «Умницы и умники»
Материал: предметные картинки, фотографии, игрушки, макеты, ребусы, таблицы, н/п игра «Эволюция».