София Рамазанова
Совместная деятельность музыкально руководителя и учителя логопеда в работе с детьми старшей группы в рамках ФГТ
▼ Скачать + Заказать документы
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Помимо коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Публикация «Совместная деятельность музыкально руководителя и учителя логопеда в работе с детьми старшей группы в рамках ФГТ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Целью совместных коррекционных занятий учителя-логопеда и музыкального руководителя является повышение уровня эффективности логокоррекционной работы с дошкольниками, посещающими старшую возрастную группу.
Задачи
На пути реализации поставленной цели педагоги совместно решают поставленные задачи:
Развитие слухо-речевой памяти
Развитие речевого дыхания
Развитие артикуляционной мускулатуры
Формирование просодической компонента речи
Формирование лексико-грамматического строя языка
Развитие связной речи
Совместные коррекционные занятия, с одной стороны устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется
по двум направлениям:
коррекционно-развивающее;
информационно-консультативное.
Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать :
структуру речевого нарушения;
осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях;
всесторонне развивать личность дошкольника.
И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.
Принципы построения совместных занятий :
Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии;
Занятия проводятся систематически т. к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы;
Принцип всестороннего воздействия;
Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений;
Принцип наглядности;
Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.
Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы : оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.
Оздоровительные
Образовательно-воспитательные
Коррекционные
Укреплять костно-мышечный аппарат.
Развивать дыхание.
Развивать координацию движений и моторные функции.
Формировать правильную осанку.
Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
Формировать способность восприятия музыкальных образов.
Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
Развивать речевое дыхание.
Развивать артикуляционный аппарат.
Формировать просодические компоненты речи.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй и связную речь.
При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:
Учитель-логопед :
постановка диафрагмального дыхания;
укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
обучение умению связно выражать свои мысли;
обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
развитие психологической базы речи;
совершенствование мелкой моторики.
Музыкальный руководитель :
Развитие и формирование:
слухового внимания и слуховой памяти;
оптико-пространственных представлений;
зрительной ориентировки на собеседника;
координации движений;
умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
Воспитание:
темпа и ритма дыхания и речи;
орального праксиса;
просодики;
фонематического слуха.
План взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем на учебный год (см. приложение 1) включает:
- совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара;
- участие учителя-логопеда в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий;
- выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики нарушений речи;
- использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений, поговорок, считалок, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и др.
Во время проведения совместных коррекционных занятий учителем-логопедом и музыкальным руководителем наблюдается единство требований, предъявляемых педагогами. Использование не только наглядности, но и добавление музыкального сопровождения повышает интерес детей к занятию, создает положительный эмоциональный фон, что способствует снижению утомляемости детей, уменьшению отвлекаемости, и соответственно, повышению качества непосредственной образовательной деятельности.
Эффективность коррекционной работы с детьми, посещающими занятия логопункта, определяется четкой организацией и степенью слаженности работы учителя – логопеда и музыкального руководителя, преемственностью в работе с другими специалистами ДОУ.