Ирина Григорьева
Совместная деятельность логопеда и педагогов с детьми «Право людей-инвалидов на особое к ним отношение»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитание толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями; знакомство с правами и обязанностями ребёнка.
Задачи:
воспитательные - воспитывать гуманистическое отношение к людям с ограниченными возможностями;
коррекционные - закреплять навыки правильного произношения, грамматического структурирования высказывания, умение составлять связный рассказ по теме; развивать слуховое внимание детей;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
здоровьесберегающие - формировать знания детей о правилах поведения с опасными предметами, в незнакомых местах; воспитывать бережное отношение к своему и чужому здоровью;
образовательные - систематизировать знания и умения детей по ОБЖ.
Оборудование: бейджи, костюмы спасателей, знаки-обозначения людей-инвалидов, телефон, компьютер, ватные тампоны, диктофон с записью звуков, платки, предметы одежды, обуви, табло “Цветик-правоцветик”, лепесток.
1. Утренний сбор. Приветствие “Взрослая жизнь”
Воспитатель:
Дети занимаются своими играми, воспитатель обращается к детям с вопросом:
- Ребята, знаете ли вы свое отчество? Прочтите и выберите себе бейджик.
- Давайте поздороваемся как взрослые люди, обращаясь друг к другу по имени и отчеству:
- Здравствуйте, Андрей Андреевич!
- Доброе утро, Елена Романовна!
Обращение детей друг к другу.
- Это волшебное приветствие превратило вас во взрослых людей. Андрей стал степенным Андреем Андреевичем, Леночка превратилась во взрослую Елену Романовну и т. д.
2. Беседа о занятиях взрослых людей.
- Какая сейчас часть суток? (Утро)
- Чем занимаются взрослые люди утром перед уходом на работу?
(Мамы готовят завтрак, папы смотрят новости по телевизору, читают газету т. д.)
- Чем займёмся в это взрослое утро мы? (Варианты детей)
3. Поиск и обозначение опасностей
- Во взрослой жизни люди сталкиваются с множеством проблем, опасностей. А в нашей группе могут быть опасности для жизни?
Дети перечисляют: розетка, где прячется электрический ток; острые предметы (ножницы); могут быть спички, таблетки; колючий цветок, тяжёлая игрушка на верхней полке, окна в группе и т. д.
- Сейчас мы с вами взрослые люди, а 2 подгруппа – дети. Когда они придут в группу, эти опасности они могут не заметить. Что мы можем сделать?
Варианты детей и воспитателя, все совместно приходят к выводу – создать Службу спасения. Дети надевают жилетки, значки. Воспитатель – участник игры.
- Нужно обозначить опасные места специальными знаками.
Дети садятся за стол в центре Книг и рисуют значки, выбор за каждым, работа индивидуально, парами. По окончании рисования совместно с воспитателем находят опасные места и кладут знаки рядом.
4. Создание проблемной ситуации
Воспитатель незаметно кладёт знак опасности около незнакомой игрушки.
Проблемная ситуация: почему? Какую опасность несёт незнакомый предмет?
- Можно трогать незнакомые вещи, игрушки? Что нужно сделать? (Сказать взрослому, вызвать “Службу спасения”)
- Ребята, какую работу мы с вами сделали? Правильно ли мы это сделали, Денис Михайлович? Кто может нам помочь, проверить? (Варианты детей)
- Давайте пригласим к нам эксперта "Службы спасения". (Звонок по телефону, разговор ребёнка, приглашение)
Входит эксперт (логопед) с эмблемой "Службы спасения".
5. Составление сложноподчиненных предложений. Доказательная речь детей. “Экспертиза” значков
Логопед :
- Здравствуйте! Чем я могу вам помочь?
- Добрый день! Помогите нам, пожалуйста! Проверьте, правильно ли мы обозначили опасные места?
- Алина Александровна, почему вы положили этот значок здесь?
- Александр Владиславович, почему вы положили этот знак около?
- Думаю, все знаки вы положили правильно. А что может случиться, если знаков не будет или люди не обратят на них внимание?
( Варианты детей: люди могут ослепнуть, оглохнуть, поранить, потерять руку, ногу – стать инвалидами).
- Кто такие люди-инвалиды? (Варианты детей)
- Это люди с ограниченными возможностями. Они не могут делать всё то, что делают здоровые люди.
- Каких людей-инвалидов вы знаете? (Слепые, глухие, люди без руки или ноги)
- Я предлагаю вам поиграть в игру “Кто быстрее наденет”, чтобы лучше понять, как трудно бывает в жизни людям-инвалидам.
6. Игра “Кто быстрее наденет”
Дети играют парами. Один ребёнок надевает вещь двумя руками, а другой-одной, затем меняются. Обращается внимание на то, что инвалид нуждается в помощи здорового человека. Просьба о помощи, предложение своей помощи (прямая речь).
Совместный вывод : здоровый человек всегда обязан помогать людям-инвалидам!
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, вы хорошо помогали друг другу, когда было трудно.
7. Физминутка. Игра-эксперимент в мини-футбол. Дети встают в круг и передают спокойно мяч ногами.
Варианты: на двух ногах, на одной.
- Почему мы не смогли играть в футбол на одной ноге?
- Чего лишён человек, у которого нет ноги или двух? (Движения, возможности играть, бегать, самостоятельно ходить)
8. Игра-эксперимент “Угадай звуки” (музыкальный звук, переливание воды, шелест бумаги, голос друзей)
Логопед :
- Закройте ватным тампоном одно ухо (затем оба уха) и послушайте, что я скажу.
После этого логопед просит рассказать о своих ощущениях, объяснить, когда было слышно лучше, хуже и почему.
Воспитатель:
- Ребята, а кто такой поводырь?
- Это человек, который помогает слепому человеку.
- Кто ещё может быть поводырём у слепых людей?
- Специально обученные собаки.
9. Сюжетно-ролевая игра “Поводырь”
- Предлагаю поиграть в игру “Поводырь”.
Дети разбиваются на пары, одному завязывают глаза платком - это “слепой”. Воспитатель расставляет по ковру несколько стульев. Дети-поводыри проводят “слепых” между стульями, предупреждают об опасности. Потом меняются ролями.
- Ребята, как вы себя чувствовали, когда были “слепыми”?
- Было страшно, боялись упасть…
- Когда было легче идти?
- Когда поводырь подсказывал куда идти, когда подставлял свою руку.
- Вы сейчас сами почувствовали, как трудно людям с ограниченными возможностями – людям-инвалидам по слуху, по зрению, с нарушениями движений. Они всегда нуждаются в помощи.
Вывод: Эти люди имеют такое право – право на особое отношение, на помощь и защиту.
10. Составление связных рассказов
Логопед :
- Ребята, посмотрите, в уголке изодеятельности появились новые символы, обозначающие разные ограничения здоровья. Возьмите по 1 карточке и расскажите, как обязаны здоровые люди помогать этим людям-инвалидам.
Рассказы детей:
- “Этот знак обозначает слепого человека. Мы можем помочь ему перейти улицу, подсказать, как пройти до нужного места”.
- “Этот знак обозначает глухого человека, его я видел на заднем стекле машины. Можно помочь ему, если написать на листке то, что ему нужно, показать знаками, нарисовать на земле палочкой. Глухого человека можно предупредить, что сзади едет машина. Нужно похлопать его по плечу или сильно топнуть ногой”.
- “Этот знак обозначает инвалидов движения. Им можно помочь дойти, сесть, что-нибудь принести, поддержать, чтобы не упал. Я видела по телевизору, в “Минуте славы”, как 2 мальчика без ног танцевали брейк, это было удивительно! Мне их было жалко, таким людям мы должны все помогать. Они имеют такое право”.
После рассказов дети выкладывают из знаков-символов лепесток. Звучит волшебная музыка.
Воспитатель предлагает подойти к Цветику-правоцветику и прочитать, что получилось на новом лепестке.
11. Итог занятия
- Какое право мы добавили?
- Право людей-инвалидов на особое к ним отношение.
- Какое новое правило в нашей жизни?
- Мы обязаны помогать всем людям-инвалидам в жизни.