Наталья Морозова
Совместная деятельность «История возникновения г. Ишима»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
История возникновения г. Ишима.
Цель: знакомство с родным городом.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения родного города, его достопримечательностями, вызвать желание больше узнать о своем городе
2. Развитие культуры речевого общения.
3. Воспитывать бережное отношение к городу (культуре, природе, достопримечательностям, чувство гордости за своих земляков, чувство сопричастности за все, что происходит в городе.
Задачи для педагога:
1. Формировать представления у детей о своей стране, начиная с малой родины.
Темочки:
2. Развивать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре.
3. Воспитывать азы гражданственности, патриотизма.
Предварительная работа:
1. Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций о городе, о достопримечательностях города.
2. Посещение дома ремесел; краеведческого музея.
3. Беседы на тему: «День города», «Никольская ярмарка», «Мой выходной день», «Достопримечательности города».
4. Взаимодействие с родителями: подбор материала для изготовления альбома : «Ишим – любимый город».
5. Экскурсии с родителями по городу, посещение городских праздников.
6. Оформление тематической выставки по теме.
7. Моделирование макетов на тему «Наш город в прошлом».
Индивидуальная работа с детьми:
1. Учить детей использовать в речи сложно - подчиненные предложения.
2. Учить использовать в речи эпитеты, сравнения.
3. Совершенствование диалогической речи.
Словарная работа:
- активный словарь: племена, скотоводы-кочевники, герб;
- пассивный словарь: звонница.
Мотивация: знакомство мальчика Николки с возникновением нашего города.
Ход совместной деятельности:
Дети заходят в группу. Там находится мальчик – Николка (ребенок).
Воспитатель: Дети, сегодня мы в вами продолжаем знакомиться с интересными и историческими местами нашего города. С нами будет наш талисман – Николка. Николка очень любознательный мальчик, он хочет узнать о истории города, о событиях, которые очень давно в нем происходили. Ребята, что мы можем рассказать Николке нового о нашем городе.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам и Николке поиграть в игру «Продолжи» (см. Приложение 1).
Воспитатель: Что можно рассказать о нашем городе? Какой он?
Дети: Красивый, большой, сказочный, тихий.
Воспитатель: Где находится наш город?
Воспитатель: Давайте посмотрим по карте (слайд № 1): вот наша страна. Она называется (ответ детей). Россия очень большая. А вот город Ишим. Ишим – это наша Родина. А что такое Родина?
Дети: Родина – это где мы живем, где работают наши мамы и папы.
Воспитатель: А я думаю, что Родина – это где я родилась, выросла. Это место на свете, которое я очень люблю. Послушайте, пожалуйста, поговорку: «Человек без родины, что птица без песни». Ведь птицы всегда поют, они не могут не петь, не могут жить без песни, и человек не может жить, не любя то место, где живут его самые близкие люди. Он не может жить без Родины.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, почему наш город так называется?
Дети: Наверное, потому что у нас река - Ишим.
Воспитатель: Да, наш город так назван по названию реки, на которой он находится.
Воспитатель: А кто знает, почему так называется наша река?
Дети: Может быть, так звали какого – нибудь человека?
Воспитатель: Слово «Ишимак» в переводе с татарского языка, означает «разрушитель». Дети, как вы думаете (слайд № 2, почему наш Ишим так называют?
Воспитатель: В прошлые времена река соответствовала своему названию. Весной река была очень страшна. Ее воды выходили из берегов на луга до Синицинского бора. В другое время года Ишим течет тихо и спокойно Посмотрите на слайд (слайд № 3). Что вы можете сказать о реке? Какая она?
Воспитатель: Ребята, Николка хочет, чтобы вы послушали стихотворение, которое называется «Ишим – моя малая Родина». А пока Николка читает стихотворение, вы посмотрите на этот слайд (слайд № 4). Именно с этого места люди начали строить наш город.
(звучит музыка, ребенок читает стихотворение)
Ишим, моя малая Родина,
Здесь я появился на свет.
Здесь столько тропинок пройдено!
Роднее тебя просто нет!
Никольская улица главная.
Там церковь видна православная,
Детсад куда я ходил.
Не сможешь забыть наши парки,
Где с другом встречали рассвет.
Музеи, вокзалы и арки…
Ишимских красот лучше нет.
Воспитатель: Это стихотворение написал мальчик, который живет в нашем городе. Сейчас он уже взрослый, как ваши папы и мамы, но очень хорошо помнит свое детство, своего друга, свой детский сад.
Воспитатель: А кто хочет рассказать нашему Николке, как называются улицы, на которых вы живете? (игра с мячом «Назови свою улицу»).
Воспитатель: Ребята. Мы уже сказали, что город получил свое название от реки Ишим, я хочу рассказать вам о том, как образовался наш город. Это было давным-давно, когда ваших дедушек и бабушек не было на свете. На месте нашего города рос лес и простирались поля, на которых жили дикие племена кочевников – скотоводов. Скажите, кто такие кочевники? Кто такие скотоводы?
Воспитатель: Верно. На этом слайде (слайд № 5) мы видим, что кочевники – это люди, которые не строили дома для жилья, а переходили с одного места на другое. Много раз они переезжали пока не нашли такое место, которое им понравилось. И это то место, где сейчас стоит наш город. Люди селились там, где можно было найти воду и еду.
Воспитатель: Где они могли найти себе еду, воду?
Дети: Воду брали в реке.
Воспитатель: В лесу росли ягоды, грибы, в реке плавало много рыбы.
Воспитатель: Хотите превратиться в рыбок?
Игра: «Рыбки плавали в реке…»
Воспитатель: Отгадайте загадку: чем отличаются люди друг от друга?
Дети: Люди носят разную одежду. У них разные волосы и лица.
Воспитатель: У каждого человека свое лицо, не похожее на лицо другого человека. И города тоже отличаются друг от друга знаками. Этот знак называется герб.
Воспитатель: У Ишима тоже есть свой герб. Если посмотреть на герб нашего города, (слайд № 6) то, что мы на нем увидим?
Дети: На гербе изображен карась.
Воспитатель: Что обозначает синий цвет, на котором нарисован карась?
Дети: Синий цвет обозначает воду.
Воспитатель: А как вы думаете, почему именно карась изображен на гербе нашего города?
Дети: Потому что в реках водилось много карасей.
Воспитатель: Ребята, скажите, как называется знак, который отличает города друг от друга?
Дети: Герб.
Дидактическая игра «Составь герб нашего города».
Воспитатель: Ребята, чем вам нравится наш город Ишим?
Воспитатель: А какое место в городе у вас самое любимое?
Николка: Мне нравится железнодорожный вокзал нашего города, Вот это здание железнодорожного вокзала (слайд № 7). Его построили очень давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими маленькими как вы и я.
Воспитатель: Обратите внимание (слайд № 8, вот еще одно здание, которое построили очень давно. Это - Богоявленский собор. Посмотрите, какой он высокий. На самом верху расположена звонница.
Воспитатель: Как вы думаете, что может находиться в звоннице?
Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, этот звон колоколов.
(Звучит запись звона колоколов)
На что похож звон колоколов?
Воспитатель: Богоявленский собор расположен на берегу реки Ишим. Посмотрите, его золотые кресты и голубые маковки видны издалека. Сколько труда и любви вложили в его строительство люди, наши земляки.
Воспитатель: Ребята, а Николка говорит, что ему пора возвращаться домой. В следующий раз он к нам придет, и мы ему продолжим рассказывать об истории нашего города.
Давайте посмотрим на картинку, с изображением реки (слайд № 9) и вспомним, почему наш город называется - Ишим?
Воспитатель: Посмотрите на эту картинку, (слайд № 9) и скажите, как назывались племена, которые первыми поселились на берегу нашей реки?
Воспитатель:, (слайд № 9) Что изображено на гербе нашего города? почему?
Воспитатель: Ребята, давайте для Николки нарисуем то, что больше всего вам нравится в нашем городе.
Приложение 1
[i]Игровое упражнение «Продолжи».[/i]
Цели, задачи: формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывание, закреплять знания о достопримечательностях Ишима.
Примеры фраз для продолжения:
Наш город называется…
Жителей нашего города называют…
В Ишимском музее много…
Ишим – это…
Синицинский бор – это…
Городской парк – это…
Никольская ярмарка – это…
Николка – это…
Конек-Горбунок – это…
П. П. Ершова называют…
[i]Игра «Так бывает»[/i]
Цели, задачи: Учить рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать мышление, воображение.
Ход игры:
Педагог называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение. Например, холодный Ишим (город зимой, сиреневый Ишим (город весной, когда цветет сирень, белый Ишим (весной, когда цветут сады, веселый Ишим (город Ишим в праздники – День города, Никольская ярмарка, Масленица и др., молодой Ишим (новостройки, молодые жители, мокрый Ишим (город во время дождя, город ранней весной).и т. д.
Игра «Найди отличия»
Цели, задачи: Учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление и речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к его настоящему и прошлому.
Ход игры:
I. Воспитатель предлагает сравнить жителей старого и современного города: как выглядели и одевались, как и где работали мужчины, где работали женщины, во что играли дети
II. Воспитатель предлагает сравнить старинные и современные дома и улицы.