Людмила Пузина
Советы воспитателям по организации развивающего обучения
▼ Скачать + Заказать документы
1. Как можно чаще интегрируйте содержание из разных научных областей, т. к. при таком подходе материал усваивается детьми лучше.
2. На занятиях делите детей на микрогруппы по 4-5 человек. Используйте несколько способов деления детей на подгруппы:
• по половому признаку (на физкультурных занятиях);
• по коммуникативному принципу (кто с кем дружит);
• по общему развитию (он самый продуктивный);
• по темпу выполнения (быстрым детям давайте задания труднее и тем самым выводите их на более высокий уровень развития).
Публикация «Советы воспитателям по организации развивающего обучения» размещена в разделах
Кроме развития интеллектуально-мыслительной деятельности при такой организации занятий происходит и коммуникативное развитие.
1. На развивающих занятиях очень важно не делать за детей то, что они смогут сделать сами, и не сообщать того, до чего они сумеют додуматься при оптимально созданных для этого условиях. Необходимо давать детям возможность предполагать, домысливать. К показу способов деятельности воспитатель приступает только тогда, когда дети не смогли до них додуматься сами после нескольких проб.
2. Со средней группы развивайте способности к познанию мира через исследовательскую деятельность: в дифференцированных микрогруппах, с использованием схем разного содержания.
У одних схема состоит из 7 заданий, у других – из 4, одни развиваются за счет обмена мнениями друг с другом, другие – за счет того, что воспитатель ведет ребенка к результату буквально по шагам. Воздействуя на детей вопросами, примерами, наводя на мысль, ориентируя в действиях, но не давая готового правильного ответа, педагог приучает воспитанников к продуктивной интеллектуально-творческой деятельности.
3. Развитая речь – основной показатель психического развития дошкольника. Не закладывая в занятие мыслительных операций и содержания для размышлений и рассуждений, невозможно рассчитывать на направленное формирование речи. Поэтому просите детей уточнить сказанное, делая вид, что это очень важно для всех, но пока непонятно, просите объяснить по-другому. Помните, что повторение чужих мыслей и заучивание наизусть способствуют только тренировке механической памяти, не более того.
6. Важнейшей составляющей мышления дошкольников является способность к воображению. Особенно активно воображение развивается в пятилетием возрасте. Чтобы использовать возможности данного возраста, давайте детям как можно больше заданий, которые начинались бы со слов «представьте», «придумайте».
При помощи наглядности решается много различных педагогических задач. Однако наглядность чаще не помогает, а, напротив, мешает воображать. Устранять наглядность, развивая воображение, целесообразнее всего при переходе детского мышления от наглядно-действенного к наглядно-образному. Это происходит тогда, когда дети начинают активно фантазировать и сообщать об этом сверстникам и взрослым.
7. На занятиях хвалите детей только в том случае, если они действительно интеллектуально потрудились. Старайтесь не принимать повторных ответов. Безусловно, вариантов ответов на всех детей все равно может не хватить, и те, кто думает одинаково, иногда вынуждены повторяться или молчать. Чтобы этого не происходило, большая часть деятельности воспитанников организуйте в малых группах, в которых вырабатывается коллективное мнение, а значит, есть возможность для участия всех.
8. На занятиях предоставляйте право на ошибку и неточность при обсуждении темы и при выполнении заданий. Даже если ребенок неправ, но старается участвовать в деятельности, он обязательно получает похвалу. Тем детям, у которых деятельностные затраты превосходят результат, воспитатель оказывает помощь для освоения поэтапных действий, но ни в коем случае не выполняет работу за них.
9. На каждом занятии создавайте ситуации выбора видов деятельности или своего фрагмента работы и учите детей выбирать.