Наталья Елисеева
Методические рекомендации воспитателям детских дошкольных образовательных учреждений для организации опытов на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы
Опыты и эксперименты на прогулке.
ОСЕННИЙ ПЕРИОД
1. Опыт «Уличные тени».
Цель: показать на опыте, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.
Публикация «Методические рекомендации воспитателям детских дошкольных образовательных учреждений для организации опытов на прогулке» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Прогулки. Консультации
- Темочки
Дети рассматривают свои тени. Когда появляется тень? (Когда есть источник света). Что такое тень? Почему она образуется? (Это тё мное пятно: тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее).
Вывод: Тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень, чем прозрачнее предмет, тем светлее тень.
2. Опыт «Полёт семян одуванчика».
Цель: показать на опыте значение ветра для распространения пыльцы и семян растений.
Аккуратно сорвать головку белого одуванчика и подуть на неё, посмотреть, как разлетаются воздушные парашютики одуванчика, как далеко они летят; подуть сильнее и определить, какие семена пролетели дальше.
Вывод: При сильном ветре семена летят дальше, чем при слабом.
3. Опыт «Почему не тонут корабли?».
Цель: определить свойства предметов.
В лужу опустить металлические предметы, наблюдая за ними, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно заполняя её металлическими предметами. Дети убедятся, что банка останется на плаву.
Вывод: помимо всего перечисленного в банке (на корабле) есть воздух! Известно, что воздух намного легче воды. Внутри банки (корпуса корабля) есть некоторое пространство, заполненное воздухом. Именно он поддерживает банку (корабль) на поверхности воды и не даёт затонуть. И банка (корабль, даже с большим грузом, плывёт по воде.
4. Опыт «Уличные тени».
С каждым днём продолжительность дня уменьшается, раньше темнеет.
5. Опытно-экспериментальная деятельность.
Рассмотреть паучка через лупу, как он выпускает нить, подбегает к месту её прикрепления, откусывает и, подбирая свои ножки, пускается в путь – дорогу.
6. Опыт «Пар – это тоже вода».
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром стекло, на нём образуются капельки воды.
Вывод: Вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.
7. Опыт «Летающие семена».
Цель: познакомить с ролью ветра в жизни растения на примере семян, которые он разносит.
Дать детям по одному летающему и по одному нелетающему семени. Предложить поднять руки как можно выше, встать самим и одновременно отпустить оба семени из рук (например, фасолину и семя клёна). Чем с большей высоты опускаются семена, тем нагляднее разница в скорости падения.
Вывод: Растения имеют различные по форме, размерам приспособления для полёта семена.
8. Опыт «Движение воздуха».
Цель: показать, что, хотя воздух невидим, его можно почувствовать.
Предложить детям помахать рукой у лица. Какое ощущение? Подуть на руки. Что чувствуют? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.
Вывод: Воздух не «невидимка», его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.
9. Опыт «Летающие листья».
Цель: расширять кругозор сведениями о процессах, происходящих в природе (о листопаде). Показать способы падения листьев у разных деревьев.
Взять листья клёна, сосны. Отпустить одновременно с одной высоты.
Вывод: Листья падают по-разному: у сосны – стремительно и прямо вниз; у клёна – долго качаются или кружатся в воздухе, прежде чем опустятся на землю.
10. Опыт с воздухом.
Цель: обобщить знания о воздухе и его свойствах (невидимость, прозрачность, движение, перемещение).
Потихоньку выпускать воздух из надувного шарика. Если подставить руку под струю выходящего воздуха, его можно почувствовать. Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Надувая воздушный шарик, спросить детей, чем его надувают. (Воздухом.) А откуда он берётся?
Вывод: В человеке тоже есть воздух, которым мы при выдохе заполняем воздушный шар.
11. Опыт «Необходимость воздуха для дыхания человека».
Цель: обобщить знания о воздухе и его свойствах.
Закрыть нос и рот и попробовать не дышать некоторое время.
Вывод: Человеку и другим живым существам нужен для дыхания воздух. Если человека лишить возможности дышать, он умирает.
12. Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры».
Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.
В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать руками. Какая она: тёплая (её нагревает солнце, сухая (рассыпается в руках, цвет (светло-коричневая). Полить землю из лейки (как будто прошёл дождь, предложить детям опять потрогать её, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой. Дети нажимают кончиками пальцев на поверхность, она липкая, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.
Вывод: Изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.
13. Опыт «Полёт пёрышек».
Цель: показать, при помощи чего птицы летают.
Предлагается рассмотреть повадки птиц, их полёт. При помощи чего птицы летают? (Маховое – для полёта, пуховое – для согревания тела птиц). Детям даётся по одному пуховому и одному маховому перу. Какие перья лучше летают в воздухе, почему?
Вывод: Перья - это сложнейшие, но при этом очень легкие роговые образования кожи. Они преобразовались в процессе эволюции из чешуи древних пресмыкающихся. Перья делают поверхность тела птицы гладкой, и, когда она находится в полете, воздух без большого сопротивления обтекает ее туловище. Благодаря перьям создаются подъемная сила и тяга. Кроме того, с их помощью птица регулирует направление полета (рулевые перья хвоста). Сохраняющие тепло, эластично пружинящие и при этом очень крепкие, они образуют равномерный слой, который защищает птиц от всевозможных вредных воздействий окружающей среды — перегрева, холода, сырости и ветра, и препятствуют потере тепла.
14. Опыт «Здравствуй, ветер!»
Цель: показать детям движение воздуха, его свойство быть невидимым.
Воспитатель просит детей подойти к луже. Это «море». Дети – это «ветры». Они дуют на воду. Что получается? Чем сильнее дуть, тем больше волны. Дети опускают в воду парусные кораблики (конструктор, дуют, кораблики плывут. Что происходит с кораблями, если ветер очень сильный? (Ответы детей). Проверка предположений. Дуют сильно.
Вывод: Воздух невидим, его движение можно ощутить.
15. Опыт «Воздух невидим».
Цель: доказать детям, что воздух не имеет определённой формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха; развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования.
Воздух не имеет определённой формы, распространяется во всех направлениях. Можно взять ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и предложить детям, закрыв глаза, последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся вокруг.
Вывод: Воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.
16. Опыт «Первый снег».
Цель: установление связи между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды.
Предлагается полюбоваться первым снегом, поймать летящие снежинки – они холодные. Снять рукавички и набрать немного снега в руку. Что произойдёт?
Вывод: Снег от тепла ладошки, превращается в воду. Снег – это замёрзшая вода.
17. Опыт «Лёд».
Цель: установление связи между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды.
В две банки налить одинаковое количество воды. Одна банка утром выносится на улицу, и вода в ней замерзает или покрывается сверху льдом, другая – остаётся в группе, и вода в ней тёплая, комнатной температуры. Вместе с детьми измерить температуру воздуха на улице, в группе.
Задание: определить причину замерзания воды; вспомнить с детьми, в каком ещё состоянии бывает вода: Лёд – твёрдая, вода – жидкая, пар – газообразная.
18. Опыт «Прозрачность льда».
Цель: наблюдение за льдом, выявление его свойств.
Воспитатель предлагает пройти детям по краю лужи, послушать, как хрустит лёд. (Там, где воды много, лёд твёрдый, прочный, не ломается под ногами.) Закрепляет представление, что лёд прозрачный. Для этого в прозрачную ёмкость кладёт мелкие предметы, заливает водой и выставляет на ночь за окно. Утром рассматривают: через лёд видны замёрзшие предметы.
Вывод: Предметы видны через лёд потому, что он прозрачен.
19. Опыт «Зависимость состояния воды от температуры».
(Снег и лёд – вода, изменившая своё состояние под воздействием температуры.)
Цель: показать детям превращение воды в лёд и обратный процесс; закрепить представление о том, что превращение воды в лёд зависит от температуры воздуха.
С помощью формочек сделать с детьми ледяные украшения. Повесить на участке, несколько принести в группу и понаблюдать обратный процесс.
Вывод: Вода под воздействием температуры может переходить из одного состояния в другое.
20. Опыт «Вода и снег».
Цель: опытным путём закрепить у детей знания о том, что вода может иметь различные состояния.
Внести в группу снег и лёд и выяснить, где вода быстрее растает, В одно ведёрко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье – лёд.
Вывод: Рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лёд растает последним.
ЗИМНИЙ ПЕРИОД
21. Опыт «Зависимость состояния воды от температуры».
Повтор опыта № 19.
Цель: обобщать представления о типичных зимних явлениях в неживой природе (установление связей между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды); продолжать развивать поисковую деятельность детей.
22. Опыт «Защитные свойства снега».
Цель: познакомить детей со свойствами снега.
Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба; зарыть неглубоко в снег; закрыть глубоко в снег.
Понаблюдать за состоянием воды в баночках. Сделать выводы, почему снег защищает корни растений от замерзания.
Вывод: Чем глубже будет находиться баночка, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.
23. Опыт «Таяние и замерзание воды».
Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости.
Двум детям (один из них в рукавицах) предложить взять кубик льда, и наблюдать, как лёд растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растает лёд – кто держал его в рукавичках или голых руках. Найти причину таяния льда и разной скорости таяния.
Вывод: Лёд тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лёд тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло рук и холод льда.
24. Опыт «Защитные свойства снега».
Цель: продолжать знакомить со свойствами снега (снег согревает землю от промерзания, причём рыхлый слой снега лучше сохраняет тепло, т. к. там много воздуха).
Повтор опыта № 22.
Вывод: Снег лучше сохраняет тепло, когда он рыхлый. Снег около деревьев не надо уплотнять.
25. Опыт «Зависимость состояния воды от температуры».
Закрепление знаний о свойствах снега.
26. Опыт «Почему снег мягкий?»
Цель: Совершенствовать знание детей о снеге.
Материал: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело? Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Вывод: Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое. Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны.
27. Опытническая деятельность.
После снегопада интересно измерить глубину сугробов в разных местах. Объяснить детям, что условной мерой длины люди установили метр. Показать детям и промерить глубину выпавшего снега. Записать её в дневнике наблюдений.
28. Опыт «Зависимость состояния воды от температуры воздуха».
Цель: продолжать знакомить со свойствами снега.
Повтор опыта № 19.
29. Опыт «Свойства снега».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега; расширять кругозор детей; развивать мыслительные операции (анализ, познавательные и психические процессы, умение связно излагать свои мысли; воспитывать любознательность.
Повтор опыта № 22.
30. Опыт «Слепи снежок».
Цель: подвести к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха (пластичность зависит от влажности, а влажность зависит от температуры воздуха).
В морозный день предложить детям слепить снежки. Принести снег в помещение и вновь предложить слепить снежки. Выяснить, почему снег стал липкий.
31. Опыт «Где лучики?»
Цель: Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
Материал: Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.
Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения. Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.
Вывод: Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.
32. Опыт «Уличные тени».
Повтор опыта № 4.
33. Опыт «Лёд – твёрдая вода».
Цель: продолжать знакомить со свойствами воды.
Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребёнок наблюдал за своей сосулькой.
Дети должны следить за состоянием сосулек в тёплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают через разные промежутки времени.
Вывод: Лёд, снег – это тоже вода.
34. Опыт «со следами».
Пройти, пробежать, на полной ступне, на носках, в разной обуви и т. д. Сделать выводы, что разные люди оставляют разные следы. А как же птицы и животные? Рассмотреть следы птиц возле кормушек. Найти след вороны и определить, где она взлетела. По бокам следа видны две тонкие бороздки, которые сделаны крыльями при взлёте. Всё это развивает наблюдательность и внимание ребёнка.
35. Опыт «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?»
Цель: Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).
Материалы: Подносы для снеговых фигурок.
На прогулке спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? (Там, где холодно – на Севере; им хорошо, когда холодно). Предложить детям вылепить маленькие фигурки Деда Мороза и Снегурочки, и внести их в группу. Деда Мороза закутать меховой тканью, а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько минут Снегурочка станет таять, а Дед Мороз будет таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения: шуба защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз не растаял. Дети выясняют, что Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем самым, спасаются от тепла.
Вывод: Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.
36. Опыт «Таяние и замерзание воды».
На солнечной стороне отмечаем появление сосулек (установить связь, почему первые сосульки появляются на солнечной стороне дома). Чем выше поднимается солнце, тем теплее становится. С сосулек закапала капель, снеговик начал «худеть». Снег становится серым, оседает, наверху появляется ледяная корочка. Если её поднять, снег под ней рыхлый, белый.
37. Опыт «Почему снег греет?»
Цель: Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.
Материал: Лопатки, две бутылки с тёплой водой.
Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло). Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.
Вывод: В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.
38. Опыт «Ледяной дом».
Цель: Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.
Материал. Лопатки, свеча, вода, ведёрки.
Опираясь на знание детей о жителях Севера, предложить им построить небольшой ледяной дом на участке детского сада. Для этого, каждый ребёнок должен сделать несколько «кирпичей» из снежного «теста» (снег и вода). Кирпичи укладываются в ряд, а каждый ряд должен быть на 3-4 кирпичика меньше. Так получается полусфера. Когда постройка будет готова, зажечь внутри неё свечу; кирпичики немного подтают и прочно скрепятся между собой. Постройку можно использовать для сюжетно-ролевых игр.
Вывод: Из снега можно построить даже дом, используя воду и лопатки. Детям очень нравится опыт с замерзанием различных жидкостей.
39. Опыт «Снег и лёд – вода, изменившая своё состояние под воздействием температуры».
Цель: развивать наблюдательность детей, их умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Внести сосульку в тёплое помещение и понаблюдать, как она будет таять.
40. Опыт «Замерзание жидкостей».
Цель: Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.
Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.
Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.
Вывод: Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.
41. Опыт «Откуда берётся иней?»
Цель: Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.
Материал. Термос с горячей водой, тарелка.
На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.
Вывод: При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.
ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД
42. Опыт «Вода и снег».
Цель: опытным путём закрепить различные состояния воды.
Внести в группу снег и лёд. Где быстрее растает? В одно ведёрко поместить рыхлый снег, во второе утрамбованный, в третье – лёд.
Вывод: Рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лёд растает последним.
43. Опыт «Прозрачность льда».
Цель: при наблюдении выявлять свойства льда.
Материал: прозрачная ёмкость, пуговицы, мелкие предметы.
Предложить детям пройти по краю лужи, послушать, как хрустит лёд. Там, где воды много, лёд твёрдый, прочный, не ломается под ногами.
Закрепить представление о том, что лёд прозрачный. Для этого в прозрачную ёмкость положить мелкие предметы, залить водой и положить на ночь за окно. Утром рассмотреть. Через лёд видны замёрзшие предметы.
Вывод: Предметы видны через лёд потому, что он прозрачен.
44. Опыт «Таяние и замерзание воды».
Повтор опыта № 35.
45. Опыт «Зависимость роста травы и деревьев от освещённости места обитания».
Цель: показать зависимость роста растений от освещённости растения.
Воспитатель на прогулке задаёт детям вопрос : «Где раньше пробуждаются растения?» Дети должны заметить, что на деревьях и кустарниках, расположенных в хорошо прогреваемых и защищённых от ветра местах, листья и цветы распускаются раньше, чем на аналогичных растениях, находящихся в тени. Такая же закономерность отмечается и для трав.
Вывод: В местах, прогреваемых солнцем, травы (кусты и деревья) появляются раньше, чем в тени, и растут здесь быстрее.
46. Опыт «Солнце высушивает предметы».
Цель: выявить способность солнца нагревать предметы.
Материал: кукольная одежда, мяч, лейка.
Повесить на солнечном участке мокрое кукольное бельё, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить песок в песочнице и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет. Потрогать здание детского сада на солнечной и теневой сторонах.
Вывод: Солнце прогревает предметы.
47. Опыт «Водопроницаемость песка».
Цель: развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования.
Материал: глина, песок, вода.
Аккуратно налить воду в лунку с песком. Потрогать песок. Каким он стал? (Влажным, мокрым.) А куда исчезла вода? (Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.) Попробовать посадить палочку в песок. В какой песок она легче входит, в мокрый или сухой? Затем налить воду на глину. Как впитывается вода? (Медленнее, чем в песок. Часть воды остаётся наверху, на глине.) Посадить палочку в глину. Легче воткнуть палочку во влажную глину, чем в сухую. Напомнить детям, что, когда человек сажает дерево, он это делает в политую землю.
Вывод: Песок быстрее пропускает воду, чем глина.
48. Опыт «Кузнечик».
Посадить одного зелёного кузнечика на зелёную бумагу, а другого – на белую.
Вывод: Форма тела и окраска являются защитными приспособлениями насекомого.
49. Опыт «Выяснение причины выхода червя во время дождя на поверхность земли».
Цель: установить, почему во время дождя черви вылезают на поверхность.
В коробку с землёй, камешками, палочками и дождевыми червями налить воды. Вода вытесняет воздух из пустот в камешках и земле. Черви вылезают наружу из-за нехватки кислорода в почве. Когда идёт сильный дождь, часто на поверхности земли можно видеть дождевых червей.
Вывод: Они вылезают наружу в поисках кислорода.
50. Опыт «Как легче бегать – против ветра или по ветру?»
Цель: уточнить и расширить знания о природном явлении ветер, причинах его возникновения влияние на жизнь растительных организмов и человека.
Рассказ о значении ветра в жизни человека, о приспособлениях, которые помогают человеку использовать ветер для своих целей.
51. Исследовательская деятельность «Следы насекомых».
Предложить детям аккуратно поймать майского жука и большого муравья (положить после опыта их на место, насыпать на лист картона тонкий слой песка. Пойманным насекомым дать побегать по песку. Сравнить, какие следы оставляют на песке жук и муравей.
52. Опыт «Песчаный конус».
Цель: показать свойство песка (он может двигаться).
Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой, так чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, т о в другом возникают сплывы; движение песка похоже на течение.
Вывод: Песок может двигаться.
53. Опыт по выявлению движения солнца по небосводу.
Измерить длину тени дерева в одно и тоже время в течение недели. Убедиться, что тень с каждым днём становится короче.
Вывод: Солнце с каждым днём поднимается всё выше и выше.
54. Опыт с металлическими предметами.
Проверить, где они на улице больше нагреваются – в тени или на свету – и в какое время суток. Перед заходом в группу потрогать металлические предметы руками в тени и на солнце.
Вывод: На солнце металлические предметы теплее, чем в тени.