Татьяна Сергеевна
Цветные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша как полифункциональное средство развивающего обучения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Цветные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша как полифункциональное средство развивающего обучения детей дошкольного возраста»
Полифункциональность развивающего обучения- это возможность реализации задач из разных образовательных областей при использовании одного учебного или игрового оборудования с целью всестороннего развития.
Публикация «Цветные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша как полифункциональное средство развивающего обучения дошкольников» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Логическое мышление
- Палочки Кюизенера
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
Значение всестороннего развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Важное значение для повышения качества воспитательно- образовательной работы в детских дошкольных учреждениях имеет формирование у ребят познавательной деятельности, как основы всестороннего развития ребенка.
Развивающее обучение это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности дошкольника и на их реализацию.
Работа с опорой на зону ближайшего развития ребенка помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям.
Зона ближайшего развития ребенка характеризует ту область действий и задач, которые еще не может ребенок выполнить самостоятельно, но может с ними справиться при помощи, поддержке и объяснении взрослого. То, что ребенок выполняет сегодня с помощью взрослого, завтра становится уже внутренним достоянием ребенка, его новой способностью, умением, знанием. Такое обучение стимулирует развитие ребенка.
Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у ребенка потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой схемы решения, новых способов действия.
На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и способов действия, но и выдвижение гипотезы, поиск идей и разработка оригинального плана решения задачи, отыскание способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимостей между известным и неизвестным.
Основная задача педагога в процессе развивающего учения — организация учебной деятельности, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции.
Развивающее обучение учитывает специфические закономерности развития, адаптируется к уровню и особенностям конкретного ребенка. Оно реализуется в зоне непосредственного развития ребенка.
Суть развивающего обучения состоит в том, что дошкольник не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действий, обучается конструировать и управлять своей познавательной деятельностью.
Таким образом, развивающее обучение осуществляется в неразрывной связи с разнообразной деятельностью.
Для повышения эффективности образовательной работы большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения : учебные занятия, дидактические игры, дидактические упражнения.
Образовательный процесс в нашем детском саду осуществляется по программе «Детство».
Реализуя ОО мы учитываем целевые ориентиры, заложенные в ФГОС ДО:
· ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
· ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
· ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
· ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
· у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
· ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
· ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты.
Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования.
Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета.
Конструирование требует исследования формы предмета (образца, его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала.
Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях.
Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине.
При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.
Знакомится он и произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой.
Если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.
Основная задача развивающего обучения заключается в формировании у детей умений воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствуют совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т. д.
Умения воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определенной развивающего обучения дает продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчинены задачам умственного воспитания.
В каждой продуктивной деятельности можно выделить определенное содержание, которым должны овладеть дети.
Любая содержательная деятельность включает как более простые познавательные процессы - сенсорные, так и более сложные - мыслительные. Успешное овладение той или иной деятельностью в значительной мере зависит от совершенствования и развития этих процессов.
Обследование - основной метод развития детей.
В процессе его дети овладевают умениями воспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, пространственные отношения, цвет, особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков.
Способы обследования разнообразны и зависят:
· от обследуемых свойств
· от целей обследования.
Обучение обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей.
Содержание развивающего обучения должно быть согласовано с содержанием детской деятельности.
Ведущей формой воспитания и обучения, являются занятия, основанные на прямом обучающем воздействии. Определенное место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных дидактических игр.
Важной формой развития детей в повседневной жизни являются дидактические игры и упражнения.
По своему содержанию эти игры и упражнения очень разнообразны на совершенствование восприятий и представлений о величине, форме, цвете и других свойствах предметов.
ФГОС ДО рекомендует использовать современные дидактические средства для решения задач всестороннего развития.
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Наиболее эффективными, современными пособиями являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран.
Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны.
Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию.
Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми, что нашло отражение в Рабочей программе нашей группы.
Изучая научно-педагогическую и методическую литературу, мы узнали, что дидактическое пособие «Цветные палочки Кюизинера» названо в честь бельгийского учителя начальной школы Джорджа Кюизинера (1891-1976 г. г., который изобрел это пособие.
Существуют как объемный, так и плоскостной вариант палочек.
В набор входит 10 палочек разного цвета и длины.
Палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» подвести к пониманию различных абстрактных понятий.
С математической точки зрения палочки - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения соответствия и порядка следования чисел: 1, 2, 3 …
В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и размер палочек, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, естественно возникающих в мышлении ребенка.
Кроме этого, дети осваивают пространственные отношения (слева, направо, левее, вдоль, выше, чем и др., понятия «между», «каждый», «одна из.», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета» и т. д.
Палочки, как дидактическое средство, вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления.
С накоплением детьми опыта игровых действий с палочками возрастает роль взрослого в развитии у них числовых представлений. Дети осваивают умение соотносить цвет и число, и наоборот, число и цвет.
Дополнением к набору счетных палочек Кюизинера, для детей 2-3-х лет, разработан альбом «Волшебные дорожки».
Детям нравится бродить по «волшебным дорожкам» встречая сказочных героев! А самое главное почувствовать себя творцом, «дорисовать» картинки художника приемом наложения палочек Кюизинера.
Играя, дети научаются различать цвет, количество «один и много», сравнивать палочки, предметы по количеству и величине, ориентироваться на плоскости, сделать открытие, что значит «одинаковые», а что значит «разные».
Для детей 4-7 лет разработан альбом «Страна блоков и палочек», включающий в себя комплект дидактических игр, направленных на всестороннее развитие дошкольников.
Для детей 3- 9 лет разработан замечательный комплект «На златом крыльце сидели». Он состоит из 2 блоков : для детей 3-5 и 5-9 лет. Ребятам предлагается выкладывать различные фигуры из палочек Кюзинера по предложенному образцу. Каждое последующее задание усложняется.
Венгерский психолог и математик Золтан Дьенеш разработал универсальное пособие –логические блоки.
В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки».
В современной практике работы с детьми в детском саду находят место два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной.
За каждым из этих видов закрепилось свое название.
Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной - логическими фигурами.
Детей привлекают логические блоки, т. к. они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.
Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.
Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной.
В наборе нет фигур, одинаковых по всем свойствам.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами.
Набор «Давайте вместе поиграем» содержит 9 комплектов логических фигур, 2 комплекта карточек с символами свойств и 1 комплект логических кубиков.
Логические кубики, как и карточки - символы помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь будут полезны для овладения действиями.
Используя блоки Дьенеша и логические кубики можно с детьми придумать много сценариев различных игр.
Педагогический процесс обучения детей с дидактическими играми мы строим следующим образом:
· НОД
· совместная деятельность с детьми
· самостоятельная деятельность детей
Для работы с младшими дошкольниками мы выбрали образовательную технологию Е. Н. Пановой, представленную в методическом пособии «Дидактические игры и занятия в детском саду».
В данном пособии представлены дидактические игры с использованием палочек Кюизенера.
Структура образовательной технологии Е. Н. Пановой использования дидактических игр с палочками в педагогическом процессе соответствует педагогической технологии подачи учебного материала на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство».
Сначала дети знакомятся с палочками, манипулируя ими, выстраивая по образцу взрослого дорожки, поезда, заборчики, ворота и т. п.
Выполняя такие игровые упражнения как «построить красные дорожки» или «поезд с голубыми вагонами», «желтые заборчики» дети упражняются в назывании и различении цвета.
Применяем известные приемы: для матрешки в красном сарафане построим красную дорожку, а для матрешки в желтом сарафане – желтую.
Далее используем игровые упражнения, сочетая два признака, на цвет и величину, например: для большого медведя строим бордовую широкую дорожку, а для маленького мишутки голубую узкую.
Дети с удовольствием выкладывают цветные коврики, лесенки, не подозревая, что начинают знакомиться с составом числа, порядковым счетом.
Дидактические игры с палочками Кюизинера применяем в совместной и самостоятельной деятельности, которые предшествуют занятиям по математике, развитию речи, предметному миру, конструированию.
Для закрепления знаний детей используем в своей работе различные наглядные средства : предметные и сюжетные картинки, игрушки, настольный театр; художественно-речевые – это загадки, потешки, сказки, занимательные вопросы.
Прежде чем начать работу с детьми, устанавливаем, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок.
Ориентируясь на примерный уровень развития ребенка, предлагаем ему одно-два упражнения (игры).
Если он не справляется с заданием, предлагается более простое (предыдущее) по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу.
Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперед.
Диагностируя каждого ребенка, мы получаем ясную картину уровня мыслительных умений детей.
Это дает возможность организовывать занятия, игры и т. п. с учетом уровня развития каждого ребенка.
Если ребенок легко и безошибочно справляются с заданием определенной ступени - ему предлагаются игры и упражнения следующей группы сложности. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.
Для работы с блоками Дьенеша мы используем игровую технологию «Игровая школа мышления» О. А. Степановой, «Логика и математика для дошкольников» Е. А. Носовой, набор дидактических игр «Давайте вместе поиграем» Н. О Лелявиной.
В процессе самостоятельного знакомства с блоками, разнообразных манипуляций с ними, дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков мы предлагаем следующие задания:
· найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине);
· найди не такие фигуры, как эта по форме (по размеру, по толщине, по цвету).
· найди синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие, желтые, тонкие, толстые, маленькие, круглые, прямоугольные);
· назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине).
После самостоятельного знакомства с блоками переходим к играм и упражнениям.
В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.
Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д., несколько позже - по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).
При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством, другой - чтобы не было рядом блоком, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами, третий - чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).
Обобщение и сравнение осуществляется в ходе решения простейших логических задач. Например: «Найди такой же», «Отдели столько же», «Найди одинаковые», «Найди пропущенный предмет» и др.
Дети в совместной деятельности выделяют связи и отношения увеличения или уменьшения предметов по количеству; при разрешении элементарной проблемной ситуации отвечают на вопросы: «Что станет, если уберем? Поменяем местами? Добавим?»
Дети осваивают простые замещения, схематизацию. Так, составляя план кукольной комнаты, заменяют стол квадратом или кругом (в зависимости от реальной формы предметов, диван - прямоугольником; по стрелке определяют направление действий, движений.
В нашей группе создан уголок, где выкладываются занимательные игры, схемы, лабиринты и др. что привлекает внимание детей и вызывает желание действовать.
Так же там представлены альбомы «Страна блоков и палочек», «Волшебные дорожки», «На златом крыльце. (1 часть)».
Для проведения игр и упражнений дополнительно готовим вспомогательный материал: игрушки, сказочных персонажей, обручи, веревочки, схемы и пр.
Упражнения детей с использованием дидактического материала обеспечивают усвоение ими основных практических действий, умение применять их в сходных и иных условиях. Игры и упражнения повторяются, варьируются, усложняются, обеспечивается смена дидактического материала.
Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера включаем в занятия.
Работа по всестороннему развитию детей с использованием полифункциональных средств (цветные палочки Кюзинера, логические блоки Дьенеша, подтолкнула нас к разработке перспективного плана развивающих занятий с детьми на следующий учебный год.
К плану мы приложили конспекты авторских сценариев различных образовательных ситуаций, занятий; игровых упражнений с палочками и блоками.
Походя ко концу учебного года, мы отмечает, что благодаря системной работы дети стали более любознательными, проявляют активный интерес к цветным палочкам Кюизенера и логическим фигурам, самостоятельно составляют рисунки по схемам-картинкам, с удовольствием выполняют задания в предложенных играх, заданиях.
Дети ориентируются в названиях, легко устанавливают простейшие межпредметные связи и пр.