Ляна
Конспект мастер-класса «Советы родителям по использованию мозжечковой стимуляции в развитии детей с нарушениями в развитии»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые родители!
Я учитель-логопед, Евдокимова Ляна Михайловна!
Сегодня мы с вами поговорим о том, как помочь детям с нарушениями в развитии.
Целью работы логопеда является оказание необходимой логопедической помощи детям в ДОУ.
Многие считают, что логопед занимается только исправлением звуков речи. Но это лишь один из аспектов логопедического воздействия.
Система работы строится, исходя из степени выраженности речевых нарушений, возрастных и индивидуальных особенностей детей по следующим направлениям:
Публикация «Конспект мастер-класса „Советы родителям по использованию мозжечковой стимуляции в развитии детей с нарушениями в развитии“» размещена в разделах
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
1. Постановка, автоматизация и дифференциация звуков в речи детей.
2. Развитие фонематического восприятия и навыков звукобуквенного анализа и синтеза т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова, схожие по звучанию, артикуляции ( например: уточка-удочка, кол-гол и т. д.).
3. Развитие связной речи и лексико-грамматического строя в соответствии с возрастными нормативами (умение строить предложения, составлять рассказы, правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже, употреблять предлоги, пересказывать небольшие тексты).
4. Подготовка к обучению грамоте.
5. Развитие мелкой моторики рук.
6. Развитие просодической стороны речи, включающее выработку выразительности речи, правильного дыхания, работу над темпом речи.
Вся перечисленная работа проводится в форме занятий с детьми, на подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Стараюсь найти подход к любому ребенку, установить с ним доверительные отношения, внушить уверенность в своих силах.
Часто родители понимают, что с ребенком что-то не так, но никаких действий не предпринимают. Они считают, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Но это не так. И в дальнейшем это приводит к проблемам.
Встречаются и ребята, испытывающие трудности в образовательной деятельности. В большинстве случаев это не связано с тем, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным. Причины этих и многих других проблем связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционированием.
В настоящее время все больше встречается детей с нарушениями речи различной степени выраженности (тяжести).
Классические приемы работы, к сожалению, не всегда дают хороший результат.
В современных условиях все больше появляется необходимость в использовании новых технологий для получения стойких и стабильных результатов работы. Одним из таких методов является «Мозжечковая стимуляция.
1. Симптомы мозжечковой недостаточности :
- ребенок плохо удерживает равновесие, когда стоит на одной ноге;
- ребенок демонстрирует плохую координацию движений и много лишних движений;
- у людей с мозжечковой недостаточностью отмечается низкий мышечный тонус, особенно в руках.
2. Особенности моторики: - угловатые, неплавные движения;
- дискоординация движения рук при выполнении действий двумя руками;
- «дрожание» глаз при взгляде в сторону;
- ребенок поздно начинает ходить, говорить, наблюдается замедленный темп речи.
3. Психоэмоциональные особенности:
- быстрая возбуждаемость и скорая повышенная утомляемость;
- невнимательность, несобранность, отвлекаемость.
4. Проблемы с сосредоточением, вниманием и плохой памятью.
5. Плохое поведение, частые перепады настроения, импульсивность.
Существует ряд показаний к проведению мозжечковой стимуляции.
1. Нарушение внимания;
2. Гиперактивность;
3. Поведенческие нарушения;
4. Нарушения координации движений, моторной неловкости, нарушения осанки;
5. Нарушении устной и письменной речи
6. Проблемах с овладением школьных навыков
7. Алалия
8. Логоневроз, заикание
9. ЗПР, ЗРР, ММД, СДВГ
10. Расстройства аутистического спектра.
Мозжечок как важная часть головного мозга, который контролирует координацию движений, равновесие и позы человека, мышечный тонус. Мозжечок обрабатывает информацию, передающуюся из мозга и периферической нервной системы для балансирования и контроля за движениями тела.
На своих занятиях я использую метод мозжечковой стимуляции.
Взаимодействие между двумя полушариями, развивающееся в ходе занятий, обеспечивает развитие пластичности мозга и возможность компенсировать функциональные или органические недостатки базовых структур мозга.
В чем заключается эта работа?
В основе доска Бильгоу - балансир.
Большинство упражнений на балансирующей доске пересекают среднюю линию тела, многократное повторение которых приводит к значительному улучшению межполушарного взаимодействия. А это является необходимой предпосылкой для формирования речи и других психических процессов.
Если ребенку не удается удерживать баланс, он меняет положение своего тела в пространстве, по-другому распределяет вес тела, двигает ногами до тех пор, пока ему удается найти равновесие. По мере усвоения увеличивается сложность упражнений. От простого к сложному.
Выполняя упражнения на балансировочной доске, ребенок одновременно проговаривает слова или словосочетания на заданный класс слоговой структуры, автоматизирует поставленный звук, определяет место звука в слове, придумывает на заданный звук слова, повторяет скороговорки, учит стихотворения, составляет описательный рассказ и т. д. Все упражнения выполняются с применением дополнительного оборудования (сенсорных мешочков, нейромячами).
Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.
Примеры упражнений.
1. Упражнения с мешочками.
1) ловить мешочки с разной крупой от ведущего (одной рукой, двумя).
2) кидать и ловить мешочки одновременно двумя руками.
3) подкидывать вверх двумя руками, одной.
4) передавать друг другу в форме квадрата, восьмерки.
2. С мячом.
1) отбивать левой рукой, правой, двумя руками;
2) использовать мишень, на полу;
3) отбивать мяч от пола;
4) подкидывать мяч, хлопнуть пока он летит;
Упражнения для развития фонематических процессов.
1. Стоя на доске повторить слоги с оппозиционными согласными,
2. Определить первый (последний) звук в слове, место звука в слове, количество звуков в слове и т. д.
Упражнения и игры для обогащения словарного запаса.
1. Отгадывание загадки.
Педагог бросает мяч - ребенок ловит и возвращает мяч с отгадкой.
2. «Животные и детеныши» - закрепление названий, отработка навыка словообразования.
Логопед бросает мяч или мешочек, называя животного. Ребенок, стоя на доске, ловит мяч, и возвращает его логопеду, называя детеныша.
Усложнение: бросание мяча с ударом об пол, из-за головы.
3. «Скажи наоборот» - расширение словаря антонимов
Логопед бросает мяч или мешочек, называя слово. Ребенок, стоя на доске и удерживая равновесие, ловит мяч, и возвращает его логопеду, называя слово, противоположное по значению.
4. «Ассоциации» - расширения словаря, развитие ассоциативного мышления
Логопед бросает мяч или мешочек, называя признак предмета. Например, «красный». Ребенок, стоя на доске, ловит мяч, и возвращает его логопеду, называя предмет, обладающий данным признаком. Например, мяч.
Комплекс упражнений позволяет достичь положительной динамики в работе с детьми.
Еще один метод используемый с детьми старшего дошкольного возраста – нейроскакалка - тренажер развивающий межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создает новые нейронные связи в головном мозге. Нейроскакалка развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает прыжки, а другая – вращательные движения. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов.
Кинезиологические упражнения, суть игры – участник должен воспроизвести положение рук или позу двумя руками. Повторить 3-5 раз не торопясь, а потом каждый раз ускоряться. Трудность заключается не в том, что движения требуют определенных физических способностей, а в их непривычности, непохожести на те, что люди осуществляют в быту. С первого раза некоторые движения не выполняет даже взрослый. Трудная, но при этом посильная задача и рождает поиск, а поисковая активность в свою очередь вызывает активность мозга. Кроме того, игра развивает внимание, пространственных представлений, улучшает реакцию.
Несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы, который развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию.
Таким образом, использование таких методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений.
Кроме того, для мозжечковой стимуляции можно использовать следующие упражнения:
• прыжки на батуте, фитнес мячах;
• катание на качалках;
• вращение на дисках в правую и левую стороны (в положении стоя и сидя);
• удержание равновесия на балансировочных подушках;
• удержание равновесия при ходьбе по лавочке и сенсорной тропе;
• прокатывание «бревнышком» (ребенку предлагается лечь на спину, вытянуть руки над головой и, переворачиваясь со спины на живот, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную);
• прокатывание «солдатиком» (ребенку предлагается лечь на спину, вытянуть руки вдоль тела и, переворачиваясь со спины на живот, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную);
• прокатывание «колобком» (ребенку предлагается лечь на спину, подтянуть колени к животу, и, переворачиваясь со спины на колени, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную) и другие.
«А стоит ли заниматься с ребенком, у которого подобные нарушения отсутствуют или еще неясно, присутствуют ли, так как он слишком мал?» - спросите вы. Думаю, что нужно, ведь на самом деле ребенок воспринимает такие занятия как игру, а какой ребенок не любит играть? Так что с одной стороны, можно не ломать голову, чем занять ребенка, а с другой это приносить ему пользу, так как эти игры помогут сформировать и развить общую и мелкую моторику.
В заключении мне хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.
Надеюсь на плодотворное сотрудничество с Вами. Успехов Вам и вашим детям!