Валентина Морозова
Советы психолога по воспитанию подростков
▼ Скачать + Заказать документы
«Как воспитывать подростка?»
В подростковом возрасте в поведении детей отмечается стремление вырваться из-под опеки взрослых, освободиться от их контроля, в результате чего происходит игнорирование родительских требований и правил. Авторитетом для повзрослевшего чада теперь становятся кумиры или сверстники. Как это исправить?
Для начала стоит проанализировать методы, которыми мы надеемся удержать свое влияние на подростка. Это действительно то, что надо?
Ложные тактики
Публикация «Советы психолога по воспитанию подростков» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Психология подростка
- Психология школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Подавление. Считаем, что авторитет можно заслужить/удержать только твердостью и даже жесткостью, поэтому требуем полного повиновения, не принимаем критику и не интересуемся мнением ребенка. Главное — не показывать слабость.
• Доброта. Хотим быть «своими» : добренькими, понимающими, всепрощающими, стремимся находиться «на одной волне» — практически друзья.
• Высокомерие. Показываем свою важность и значимость на каждом шагу: читаем бесконечные нотации, рассказываем, какими прилежными и послушными мы были в этом возрасте, твердим о своих успехах и пеняем ребенку на то, что он недостаточно старателен.
• Манипуляции с чувством вины. Много работаем, на ребенка сил не остается, поэтому изо дня в день рассказываем ему, чего лишились с его появлением, и как много сил положено на то, чтобы его вырастить.
Эти методы формируют родительский авторитет на страхе, чувстве вины, либо вообще его не формируют (доброта и высокомерие, и конструктивных отношений с подростком здесь не будет.
Как понять, что вы для ребенка не авторитет?
1. Ребенок вас не слышит. Часто ли бывает так, что вы по 20 раз повторяете одно и то же, а чадо слышит обращение только, когда вы повышаете голос? Он забывает о ваших просьбах и игнорирует замечания? Он все делает назло?
2. Ничем с вами не делится. Вы слабо представляете, как и чем живет подросток, чем интересуется, с кем дружит, кем планирует стать в будущем. На расспросы отвечает односложно, на предложение провести вместе время старается не отвечать или ссылается на занятость.
3. Ведет себя с вами бесцеремонно. С легкостью вас перебивает, может взять вещи без спроса, залезть в ваш телефон. Не выполняет договоренности.
4. Капризничает, не получая желаемого. Может демонстративно не разговаривать или кричать, плакать, если вы сделали что-то вопреки его желанию. Он уверен, что родители обязаны выполнять его прихоти.
5. Не желает взрослеть. Ребенок часто не понимает, что права, которые он так жаждет получить, влекут за собой обязанности. Он не желают следить и ухаживать за своими вещами, помогать по дому. Просит сделать для него/за него то, что может он сделать самостоятельно, при отказе бесится и истерит.
Даже отдельные часто повторяющиеся признаки говорят о проблеме с авторитетом, а при их совокупности стоит уделить ситуации пристальное внимание, чтобы окончательно не стать пустым местом для ребенка.
Возвращаем авторитет
Чем старше ребенок, тем сложнее вернуть свое влияние на него. Сложно, но можно! Запасайтесь терпением и твердо стойте на своем! Будьте последовательны — не меняйте решение в зависимости от настроения или от капризов подростка.
Анализируем ситуацию. Составьте таблицу и укажите в ней, как вы ведете себя с подростком в том или ином случае, как он реагирует, какую тактику используете, как поступаете при нарушении правил. Анализ покажет, какие моменты нуждаются в коррекции.
Обсуждаем изменения. Расскажите семье, что вы намерены изменить в вашей и их жизни. Проговорите, что хотите видеть в результате, и вместе решите, что каждый из членов семьи может сделать.
Разрабатываем правила. Для этого потребуется некоторое время. Вместе подумайте над тем, что должно выполняться в доме и какое наказание предусмотрено за нарушение правил.
Планируем семейный досуг. Очень важный пункт. Если подростку будет интересно проводить время с семьей, то и правила он будет выполнять охотнее.
Определяем время для итогов дня. Пусть у вас в обязательном порядке будут проходить пятиминутки для обсуждения событий дня. Каждый член семьи расскажет, что интересного он узнал/увидел/услышал в этот день.
Говорим о потребностях. Обязательно интересуйтесь мнением и желаниями ребенка — человеку важно осознавать, что его слышат, понимают, идут навстречу. Но не потакайте капризам! Решение по всем вопросам должен принимать взрослый, даже если с ним не согласны дети, так как ответственность за семью несет именно он.
Чтобы привыкнуть к новым правилам, потребуется время и терпение. Помните, что взамен вы получите намного больше.
Как договориться с подростком?
Добиться доверия в отношениях.
Есть ряд правил, которых стоит придерживаться:
• Выполнять данные обещания или не давать их вовсе.
• Говорить подростку правду.
• Включить ребенка в обсуждение важных для семьи проблем (традиция семейного совета).
• Слушать то, что говорит подросток, интересоваться его друзьями, увлечениями.
Предоставить определенную свободу.
• Установить рамки дозволенного. Бунтующий подросток намеренно расшатывает терпение родителей, чтобы понять, где оно заканчивается, поэтому обязательно нуждается в ограничениях.
• Предоставить возможность выбора там, где это возможно. Например, между тем, делать домашние задание или нет, выбор не стоит. А вот в какой последовательности его выполнять, с кем и в какое время – это подросток может решить сам, как и чем дополнительно заниматься.
Сохранять теплоту отношений.
• Извиняться, если есть такая необходимость.
• Избегать необоснованных упреков, оскорблений.
• Хвалить, поддерживать.
• Создавать положительный эмоциональный фон.
Использовать технику «Я-высказывания».
В данной технике следует сначала сделать акцент на том, что не устраивает в поведении подростка, затем рассказать о своих чувствах, последствиях проступка, а потом указать, какое поведение было бы желаемым. Например, подросток не позвонил и не предупредил, что задерживается у друзей. Можно с порога накинуться на него и на повышенных тонах выразить все, что накипело. А можно сказать так: «Когда ты не позвонил, я очень расстроилась, я переживала, что с тобой могло что-то случиться, пожалуйста, предупреждай меня, если задерживаешься». При этом важно придерживаться привычной громкости голоса и лаконичности — тогда техника наиболее эффективна.
Использовать технику самораскрытия.
Мы говорили выше об отличиях одного поколения от другого. Но между ними и много общего. Есть проблемы, над которыми время не властно. Это первая любовь, дружба и предательство, поиск себя, неуверенность в собственных силах и т. д. Через них проходит практически каждый. Если родитель поделится своим опытом, то это не будет показателем слабости. Наоборот, пусть подросток почувствует, что рядом с ним живой человек, который тоже переживает, тоже чувствует. Это приблизит ребенка и взрослого друг к другу.
Следует помнить, что трудных подростков не бывает. Бывают дети, которые оказываются в ситуациях, с которыми не могут справиться. Бывают дети, воспитание которых заставляет их вести себя подобным образом. В семье, где живут трудные подростки, как правило, трудными, в первую очередь, являются сами родители или хотя бы один из них. Поэтому, стремясь изменить подростка, важно помнить и о работе над собой.