Зульфия Равхатовна Мельник
Общие советы психолога «Почему ребенок стал кусаться»
▼ Скачать + Заказать документы
Общие советы психолога
Отучать ребенка кусаться нужно, как только были замечены первые попытки проявления подобного поведения. При этом взрослые должны оставаться максимально спокойными, терпеливыми и доброжелательными. Любое проявление агрессии, раздражительности и озлобленности все старания сведет на нет.
1. Не умиляйтесь и не поощряйте ребенка улыбкой или смехом, если он кого-то укусил.
2. Не кусайте ребенка даже во время игр.
3. Научите малыша добиваться желаемого другими альтернативными методами – словами, жестами.
Публикация «Общие советы психолога „Почему ребенок стал кусаться“» размещена в разделах
4. Учите кроху делиться со сверстниками игрушками, сладостями. Хвалите за то, что он предлагает угощения другим.
5. Разыграйте конфликтную ситуацию, в которую попал ранее малыш, на примере игрушек: «Две козочки столкнулись на мосту. Что они будут делать – бодаться, кусаться? А может лучше уступить дорогу?».
6. Если проблема заключается в недостатке родительского внимания, найдите возможность проводить с ребенком больше внимания : сходите в парк, посетите спектакль, детскую игровую площадку и пр.
7. Если ребенок кусается из-за того, что ему страшно или он не уверен в себе, подбодрите его, похвалите, разговаривайте со своим малышом.
8. Если причина «кусачести» в неспокойной обстановке детского сада, лучше перевести кроху в другое учреждение.
9. Подавайте своему крохе хороший пример: не ругайтесь в его присутствии, не сквернословьте. Помните, что дети очень быстро перенимают поведение взрослых и подражают им.
10. Если проблема не исчезает, следует обратиться за помощью к специалистам.
Реакция родителей на «кусачесть» ребенка должна основываться на причинах такого поведения. Главное спокойно и сдержанно реагировать на агрессию малыша и не оставлять решение проблемы «на потом», ведь «потом» может быть поздно. Берегите своих детей!
Существуют и более серьезные причины, по которым кусаются малыши старше 2-3 лет: низкая социальная адаптация, педагогическая запущенность, неразвитая способность контролировать эмоции, возможны неврологические проблемы (неразвитость речи, неуравновешенность, головные боли, страхи).
Очень важен контроль со стороны родителей.
Внешняя твердость взрослых тренирует у ребенка чувство различения (можно - нельзя, хорошо - плохо). На основе этих ограничений, социального неодобрения формируется чувство стыда и сомнения.
Если вы что-то запретили ребенку, доводите воспитательный процесс до его логического завершения в обязательном порядке. Слово «нет» должно быть железным. Запретить и сказать «ай-яй-яй», а потом махнуть рукой, потому что некогда или «ничего страшного» — это ваш проигрыш.
На развитие личности ребенка, формирование у него положительных качеств влияет правильно избранный родителями стиль семейного воспитания, общения с ребенком.
Дайте малышу больше свободного места: личного пространства должно быть много. У вашего чада должна быть возможность выразить себя, сбросить негативные эмоции.
Чередуйте активные занятия с ребенком со спокойными. А перед сном не перегружайте нервную систему малыша: за 2 часа до сна – только спокойные игры, за час до сна – купание с лавандой, потом теплое молоко, сказка и спать.
Всегда поощряйте хорошее поведение малыша.
Чтобы ребёнок перестал кусаться ему потребуется ваша помощь. Для принятия правильного решения, что делать, если ребенок кусается, необходимо, прежде всего, выявить причину. Выявив причину и определив, почему ребенок кусается, нужно немедленно приступать к принятию мер по ее устранению, для того, чтобы подобное агрессивное поведение не закрепилось и не вошло в привычку у ребенка.
Давайте разбираться: почему «кусачесть» может проявиться у ребенка, понимая, что укусы ребенка в детском саду, например, могут обернуться серьезными проблемами, вплоть до наложения швов на рану после укуса товарища по группе.
Начнем с причин. Почему «кусачесть» появляется у детей.
- Если первые впечатления маленького человека негативные (злоба, ругань, агрессия и др., то и ребенок отвечает тем же : кусается, дерется, отбирает…
- Если семья внешне благополучная, но реализует специфические методы воспитания много запретов, частые наказания (даже за мелкие шалости, то малыш воспринимает отношение к себе таким же, как в неблагополучной семье и отвечает тем же, но по-своему, «кусачестью».
- Если ребенок гиперактивный, а его родители умиляются, балуют его непомерно, разрешают ребенку покусывать себя, играючи, то такой ребенок примет такую модель отношений с людьми и еще долго не будет понимать, что укус – это больно.
Кстати, как оказалось, ребенок, по поводу которого обратилась мама к психологу, был из такой семьи.
Итак, причинами детской «кусачести», могут быть:
- тяжелая атмосфера в семье;
- реакция на боль или аллергические проявления;
- обида или злость на кого-то из домочадцев или детей в коллективе;
- изобилие запретов;
- неумение выражать свои чувства другим способом;
- дурной пример сверстников (меня кусают – я кусаю);
-излишняя активность, гиперактивность детей.
ВАЖНО. Если своевременно не бороться с данной вредной привычкой, впоследствии она может перерасти в болезнь. Можно сказать, что при поступлении в школу, кусающийся ребенок уже считается психически больным.
Что делать, если ребенок кусается : советы психолога.
- Начинать упорно работать с привычкой кусаться как можно раньше (а лучше – не допускать такой привычки). При этом должна быть строгость, но не раздражительность или озлобленность.
Родителям нужно прекратить умиляться и улыбаться, увидев, что малыш пускает в ход зубки. Можно приложить ладонь к его рту, как бы закрывая его, и объяснить, что кусаться нельзя.
- Научить ребенка отвечать на обиду другими способами, в первую очередь речевым. Хорошим методом являются ролевые игры. Научившись отвечать словами, ребенок вскоре откажется от привычки кусаться и драться.
В ролевых играх воспитатель (или родители, другие взрослые) разыгрывает с ребенком сценки, в которых он должен ответить отказом. Например – «тебя обидели», «у тебя отобрали игрушку», «ты испугался».
- Если ребенок кусается по причине того, что он перенервничал, его следует отвести в спальню, дать успокоиться и поговорить с ним. Но нельзя силой «запирать» ребенка в комнате и изолировать от окружающих – он должен чувствовать, что ему хотят помочь.
- Если малыш кусается, потому что ему страшно или он не уверен в себе, его нужно подбодрить, показать, что ничего страшного не произойдёт и для этого совсем не нужно кусаться.
- Ко всему этому родителям лучше быть готовым и по каждому случаю беседовать со своим ребенком.
Резюме. Родителям стоит присмотреться к самим себе, помня, что ребенок копирует действия взрослых, «учится тому, что видит у себя в дому, родители – пример ему». Грамотный подход к воспитанию приведет к тому, что ребенок раньше станет самостоятельным - ответственным и быстрее начнет понимать, что делать можно, а чего нельзя.
Успехов Вам в воспитании ребенка!
Если ребенок кусается в детскомсаду : советы психолога будут полезны как родителям, так и воспитателям.
Но, прежде чем давать рекомендации, необходимо разобраться в причинах
нежелательного поведения малыша.
Почему он кусает других детей?
Малыш, таким образом, отвечает на нанесенную ему обиду отняли игрушку, толкнули, в силу раннего возраста он еще неспособен разобраться в ситуации, и не может самостоятельно ее урегулировать,удерживая под контролем сильные чувства;
ребенку нравится кусаться, так как, во-первых, это его действие вызывает
у окружающих яркую эмоциональную реакцию (так приятно обратить на
себя больше внимания, а во-вторых малыш не понимает, что делает
другому больно (опять же в силу возрастных особенностей);возможно, что домашнюю обстановку где растет ребенок, трудно назвать благоприятной для его душевного равновесия зависимое поведение родственников, развод родителей, частые семейные конфликты, тогда проявление агрессии это просьба о помощи;не исключаются такие причины, как перенесенная болезнь, трудности в преодолении возрастного кризиса, тяжелая адаптация к детскому учреждению, нехватка активных игр и движения, особенности выражения малышом собственных эмоций (он может кусаться, не только когда злится,но и от радости).
Не стоит бить тревогу и бежать к психологу, если малыш кусается редко,
один или два прецедента не говорят о проблеме. Но, в случае неоднократных
жалоб воспитателей, что ребенок кусается в детском саду : советы психолога
будут ценной помощью родителям и, конечно же, самому ребенку.
Как же поступать?
Будет полезным понаблюдать за крохой в садике, как и когда у него
возникает побуждение укусить. На основе наблюдений делать выводы, и
принимать меры.
Ребенок раздражается от избытка впечатлений или от усталости, или
наоборот, ему скучно и некуда девать избыток энергии. Персонал детского
сада в силах успокоить малыша, либо занять его чем-то интересным.
Ребенок оказался в конфликтной ситуации, справиться с которой он не в
силах, поэтому прибегает к помощи «главного оружия» — зубов. Задача
взрослых здесь, вовремя прийти на помощь, упокоить как обидчика, так и
обиженного. Укусившему малышу предложить пожалеть пострадавшего,
помочь загладить свою вину. Обязательно нужно разговаривать с ребенком,
говорить ему, что кусаться нельзя, показывать другие способы разрешения
конфликта.
Малыш тяжело привыкает к новой обстановке в детском саду, где много
детей и ему достается непривычно мало внимания. Задача родителей и
воспитателей сообща проявить больше чуткости, облегчив ребенку период
адаптации.
Ребенку нравится кусаться. Такое бывает. Если родители малыша вовремя не
дали ему понять, что кусаясь, он причиняет другим людям боль, то подобный
способ выражения сильных чувств мог закрепиться. Здесь, родителям нужно
обратить внимание на неверный подход к воспитанию крохи.
В переполненной группе детского сада воспитатели не смогут непрерывно
наблюдать за отдельными детишками. Возможно, благоприятным решением
в таком случае будет перевод малыша в другой сад, где мало детей и
практикуется индивидуальный подход.