Елена Машарова
Советы музыкального руководителя «Учимся петь»
▼ Скачать + Заказать документы
С помощью голоса-«инструмента» можно многое выразить, о многом рассказать. «Но это возможно только при условии владения этим «инструментом», который является очень сложным, многокомпонентным, почти полностью «закрытым» (К. Тарасова).
Особого внимания требует постановка певческого голоса ребенка-дошкольника. Это одна из самых важных и наименее разработанных в музыкально-педагогической теории и практике проблем музыкального воспитания дошкольников. Ее важность определяется сензитивностью (чувствительностью, ощутимостью) дошкольного возраста в отношении становления певческих навыков, здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка музыкальности в целом.
Публикация «Советы музыкального руководителя „Учимся петь“» размещена в разделах
О необходимости и продуктивности раннего обучения правильной вокализации говорил еще А. Е. Варламов, замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы. Он считал: если учить ребенка петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях, его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом. Эта мысль неоднократно подчеркивалась в работах исследователей и педагогов- практиков.
Детский голос – это особенный инструмент. Очень важно не только проводить меры по его охране (не давать кричать, не разговаривать громко, не переохлаждаться, говорить спокойно, без напряжения и др., но и при чтении стихов, голосовых упражнениях, пении не перенапрягать связки.
Очень часто мы слышим, когда ребенок рассказывает стихотворение к празднику или поет на занятиях, слишком натянутый, не естественный голос. С одной стороны хорошо – ребенок старается говорить громко и отчетливо, с другой стороны – не своим голосом.
И часто такая ситуация приводит к привычке: «Раз надо громче – значит, буду говорить – петь, напрягаясь, как умею».
Я долго пыталась понять, почему при всех стараниях, показах, примерах, упражнениях дети не умеют петь свободно. Даже если через некоторое время появлялась чистота интонирования, звук голоса у многих детей был «как бы размазан», слишком открыт.
Попробуйте сами, что-нибудь спеть или сказать при широкой улыбке и почувствуете тот открытый, «детский» звук.
Различные попевки, голосовые упражнения, песенки не помогают убрать такой звук. У многих детей он «уходит» со временем, т. к. накапливая опыт, исполняя мелодии, песни различного характера, дети сами интуитивно «выбирают» свободный звук. Здесь играет большую роль сам педагог. Ведь очень важно, каким голосом он исполняет для детей песню. Как споет – так будут повторять. Дети, как известно, очень склонны к подражанию вообще и к подражанию голосу, характеру его звучания в особенности, поэтому педагог должен работать над своим собственным певческим голосом, чтобы его показ песни детям был по возможности профессиональным.
Но у многих детей открытый, напряженный звук остается.
Я вспомнила, как много лет назад, я ходила на курсы по вокалу, и как было непривычно и смешно выполнять некоторые упражнения. Для детей старшего дошкольного возраста я стала использовать некоторые из этих упражнений. Вот некоторые из них.
«Поем в большой микрофон» (или «Поем в трубу»)
Дети сидят или стоят. Берут перед собой двумя руками воображаемую трубу, ну или большой микрофон. (как будто держите средний мяч в руках) Голову при этом не опускать. Смотреть вперед, а не в «микрофон». Задание простое (на первый взгляд) : спойте гласные звуки, «округлив» звук, слегка вытягивая при этом губы. Если хорошо постараться почувствуете головной резонатор. А через некоторое время и грудной.
Не у всех с первого раза получается. Но при дальнейших повторах дети понимают разницу и поют «круглым» звуком сразу. Если снова появляется открытый, напряженный звук, напоминая о «микрофоне» (или «трубе») дети сами исправляют свое звучание.
«Балуемся, потом поем»
Это упражнение почти такое же, как первое. Разница состоит в том, что вначале все дети поют зажатым, напряженным голосом, делая все гласные открытыми.