Бабкова Ольга Сергеевна
Советы для родителей детей с нарушениями речи. Выступление логопеда на родительском собрании
▼ Скачать + Заказать документы
Словарь ребенка к 5 годам достигает 2500-3000 слов. В активном словаре появляются обобщающие слова. Стол, диван, шкаф-это мебель.
В норме-отсутствие пропусков и замены слогов. Самокат, самолет, самосвал.
Дети знают и употребляют предлоги. Согласуют существительные с прилагательными и существительные с числительными. Возрастает и количество распространенных простых и сложных предложений. «Я не хочу спать, потому что….»
К 5 годам все звуки ребенок может произносить правильно. Развивается фонематический слух. Ребенок уже слышит искаженные звуки у других детей, некоторые недостатки речи у себя.
Публикация «Советы для родителей детей с нарушениями речи, Выступление логопеда на родительском собрании» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
К сожалению с каждым годом все меньше детей,чья речь соответствует возрастным нормам. Причин несколько:
-ослабленное здоровье
-неправильная пища (пюре, соски)
-гаджеты вместо книг и сказок на ночь.
Ученые отмечают, что у современных дошкольников уровень развитие памяти, внимания и речи снизился по сравнению с показателями 20-30-летней давности.
И в то же время современное общество предъявляет к ребенку все более высокие требования. Бабушки прекрасно помнят, как в школе учили буквы,звуки, складывали слоги и весь 1- класс учились писать крючочки.
Сделать ребенка успешным, подготовить его к школе, сформировать все необходимые навыки родители и педагоги ДОУ могут только в тесном сотрудничестве.
Развитие речи в детском саду происходит практически на всех занятиях. Кроме того для детей с нарушениями речи в следующем учебном году будут проводиться индивидуальные коррекционные занятия.
Как я уже говорила, дети к 5 годам могут слышать свои речевые недостатки, осознанно их исправлять. Этим мы будем заниматься на логопункте нашего ДОУ. Чтобы ребенок был зачислен на занятия, необходимо заполнить ряд документов, принести копию свидетельства о рождении и выучить небольшой стишок. Зачисляют на занятия после комиссии, которая традиционно проходит в апреле.
По результатам комиссии родителям выдают заключение о том, что ребенок нуждается в логопедической помощи. Если вы переехали в другой город, поменяли сад, вас с этим документом обязаны зачислить на занятия.
Как же происходят коррекционные занятия.
2 раза в неделю по 15 минут.
Артикуляционная гимнастики.
Затем-постановка звука и самый длительный процесс –автоматизация.
На каждом этапе необходима помощь родителей. От вас-тетрадь в клетку в твердой обложке. Каждую пятницу я отдаю тетради с заданиями домой. В понедельник вы мне их приносите.
Что делаем дома? На 1 этапе-Учим вместе с детьми артикуляционные упражнения. Лучше перед зеркалом. (Показ упражнений для ШСЛР)
На 2 этапе-контролируем выполнение заданий по тетради. (слоги, слова)
На 3 этапе-кроме заданий контролируем правильный звук в речи.
Часто у детей, которые неправильно произносят тот или иной звук нарушены и остальные функции речевой коммуникабельности. Дети не могут построить предложения,пересказать текст, путаются в употреблении предлогов и согласовании слов.
Уже в этом учебном году некоторые дети посещали мой кружок, который называется «Умный язычок». На занятиях мы уточняем словарный запас, расширяем знания об окружающем мире. Выполняем артикуляционные упражнения, учимся пересказывать сказки. Целью работы кружка является
-уточнение правильной артикуляции звуков
- -развитие познавательной речевой активности;
- развитие умений говорения и слушания;
- развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащение активного, пассивного словаря;
- формирование описательной развернутой речи воспитанников;
-В следующем учебном году мы продолжим эту работу. Кроме того основной задачей кружка станет развитие фонематического слуха, первые шаги к освоению грамоте.
Если у ребенка фонематический слух не развит, произношение звуков исправить невозможно. Малыш просто не слышит, что он произносит неправильный звук. Возникают трудности при обучении чтению. Ребенок просто путает звуки С-Ш, Д-Т,Л-Р.
Еще раз хочу отметить, что развитие речи вашего ребенка зависит не только от педагогов Но и от вас самих. К сожалению у современных родителей очень мало свободного времени для общения с ребенком Поэтому я хочу предложить развивающие игры, на которые не нужно затрачивать много времени и специального оборудования.
«Давай искать на кухне слова»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т. д.
«Угощаю»
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не съедите. Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие слова.
«Доскажи словечко»
Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее:
Ворона каркает, а воробей.. .
Сова летает, а заяц.. .
У коровы теленок, а у лошади.. .
Сахар сладкий, а лимон …
Луна видна ночью, а солнце …
Огонь горячий, а лед …
Река широкая, а ручей …
Камень тяжелый, а пух …
«Каждый знает, что зеленым бывает…»
Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.
Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
Красное — платье, яблоко, знамя, …
«Приготовим сок»
Из яблок сок (яблочный). Из груш, из слив, моркови, лимона, апельсина? И наоборот: апельсиновый сок из чего?
«Один и много». Взрослый называет один предмет – а ребенок много.
Перечислять можно разные предметы, в зависимости от того, где Вы сейчас находитесь: на кухне или в детской комнате.
Например:
Чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол - столы;
Мяч – мячи, карандаш – карандаши, кубик – кубики;
«Чего не стало?» Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов (4 – 7). Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало. Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах.
«Я внимательный». Будем называть предметы (дома или на улице, которые видим, а еще обязательно укажем – какие они. Например: Вот стол. Он деревянный. Вот кошка – она пушистая. Вот окно – оно большое. Вот забор – он красный. Вот солнце – оно желтое.
Слушаем звуки. Прислушайтесь к звукам на кухне: вода капает в кране, крупа пересыпается, ложка звенит в пустом стакане. Постучите по разным предметам на кухне, прислушайтесь – одни звучат громко, другие – тихо, третьи – глухо и т. д. Поиграйте в игру «Угадай, что стучит» с малышом.
«Назови слово на А»
«Перепутаница». Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться.
Слова: босака (собака,
ловосы (волосы,
лекосо (колесо,
посаги (сапоги) и пр.
Если ребенок уже научился выговаривать звук
«Что неправильно»
Маса ест касу…У мисы больсая масынка…
Показать тетради для логопеда