Светлана Бородина
Совершенствование мастерства педагогов при осуществлении образовательной деятельности дошкольников
Концепция развития российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития творческой личности ребенка, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы в современном быстро меняющемся мире.
Перестройка социально – экономической жизни России повысила требования к личностному и профессиональному развитию педагога. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним, очень значимым и важным критерием – его качеством, которое зависит от профессиональной компетенции педагогов.
Публикация «Совершенствование мастерства педагогов при осуществлении образовательной деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого – педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании.
Отсюда следует, что качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций (Ю. П. Азарова, А. В. Петровский и др.)
Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования. Развитие детского сада не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений новшеств, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей (К. Ю. Белая, А. Г. Асмолов и др.). А воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.
Благодаря современным исследованиям ученых в сфере профессиональной педагогики, были открыты новые аспекты повышения профессиональной компетентности педагогов, в которых особое внимание отводится методическому сопровождению, которое, позволяет повысить эффективность педагогического общения и воспитательно-образовательного процесса в целом (И. А. Зимняя, К. А. Абульханова – Славская, В. А. Крутецкая и др.)
Таким образом, повышение качества дошкольного образования возможно при высоком профессионализме педагогических кадров. Реализация задач происходит по следующим направлениям:
- Систематическое изучение достижений педагогической науки,
- Обобщение и распространение педагогического опыта;
-Повышение уровня теоретической и психолого - педагогической подготовки воспитателей.
1. Организация работы по первому направлению
-изучение новых нормативных документов, инструктивно - методических материалов (новые СанПин)
-изучение новых образовательных программ, учебных планов, образовательных государственных стандартов.
2. Организация работы по повышению общего уровня профессионально - педагогической культуры.
Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию :
- Ежедневная работа с информацией. Возникает необходимость поиска и анализа новой информации для подготовки занятия, выступления, мероприятия, и т. д.
- Желание творчества. Педагог - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должна появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие не только себе, а прежде всего детям. (Дети знают, кто и как ведет занятие, передаются из поколения в поколение. К одному идут с удовольствием, от другого сбегают).
-Эффективным методом повышения квалификации является самообразование. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
- Основные направления, в которых педагогу необходимо заниматься самообразованием.
-профессиональное ( повышаем квалификацию через различные формы: курсы дистанционные, очные, участие в методических объединениях, педсоветах, семинарах)
-психолого-педагогическое ( ориентированное на воспитанников и родителей: рекомендации по воспитанию и обучению);
психологическое (Работать над своим имиджем, уметь самому и учить общению, владеть искусством влияния, лидерские качества и др.);
методическое (обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания);
правовое (конечно знать основные законы)
эстетическое (гуманитарное); Чувству прекрасного должен прививать на каждом занятии, поэтому должен владеть современной информацией в области кино, театра, музыки! Знаем ли мы, какая музыка интересует наших детей? Что им интересно сегодня?
историческое; (Должен знать историю своего района, края, страны)
политическое; (Быть в курсе политических событий и беседовать с детьми, просвещать их)
информационно-коммуникативные технологии; (Электронные презентации уже устарели, педагоги создают ролики, электронные тесты, виртуальные задания для занятий) Что умеем мы -O- Как далеко отстали -O-
охрана здоровья; (Научить детей заботиться о своем здоровье - наша забота. Мы должны быть не только воспитателями, но и врачами.)
интересы и хобби. (Педагог, который не имеет никакого интереса – не интересен для детей)
Необходимо выбрать тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат. Большое место в своей работе отводим самообразованию, посредством участия в различных вебинарах, семинарах, конференциях.
-Участие в конкурсах различных уровней
Одной из форм методической работы с активным включением педагогов в творческую деятельность в нашем детском саду являются конкурсы.
Что же такое конкурс? Это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, демонстрация и оценка творческих достижений педагогов. Предполагает возможность оценивать свои результаты путём сравнения своих способностей с другими.
Нужен ли нам конкурс? Как вы думаете для чего проводят конкурсы? (обсуждение) В целях повышения престижа профессии педагога дошкольного учреждения, поддержки талантливых.
Участвуя в них, педагоги проходят исследовательскую школу, удовлетворяют свои творческие интересы. Конкурсы приучают к самостоятельной работе, проявлению лидерских качеств, развивают инициативу.
Важно помнить, что конкурсы – это не самоцель. Они не должны придумываться или проводиться для «галочки». Необходимость конкурса должна «вызреть» в практике работы, должна быть подсказана современностью.
Конкурс – интересное и волнующее событие в жизни каждого конкурсанта, возможность по-иному взглянуть на себя и на свою работу, а также познакомиться с опытом работы других.
Мотивация конкурсов, проводимых в детском саду, постепенно менялась. Если, в начале воспитатели участвовали только для «галочки», затем стремились получить как можно больше грамот, то сейчас их больше интересует содержание конкурса и возможность получить удовлетворение от творчества. Активность педагогов также год от года растёт.
Конкурс как изучение и распространение передового опыта воспитателей
Многие воспитатели используют в своей работе нестандартные занятия, о которых знают только дети, ведь им посчастливилось на них присутствовать. А конкурс профессионального мастерства позволяет рассказать об этом другим воспитателям. И тогда другие педагоги, побывав на конкурсе, стремятся внедрить также какие то технологии инновационные, делают ООД радостной и увлекательной, стараются заинтересовать и объединить детей, расширить их кругозор, повысить их интеллектуально-творческий уровень. В результате таких конкурсов в методическом кабинете ДОУ появляется целая библиотека идей, готовых к применению в работе с детьми, постепенно формируется видеотека. В ходе подготовки к конкурсу, воспитатели обобщают свой опыт, с которым они могут выходить на муниципальный уровень, печататься в различных изданиях.
Конкурс как изменение предметно-развивающей среды в ДОУ
Важно постоянно изменять предметно-развивающее пространство в ДОУ, корректировать, вносить дополнения. Сейчас есть возможность обеспечить детей разнообразным, красивым, удобным оборудованием, пособиями. При этом педагоги детского сада многое делают своими руками. В каждый момент времени и в каждом месте существует возможность занимать и развивать ребенка (холлы, коридоры, территория детского сада). Кроме того, каждый год ребенок должен переходить из одной группы в другую, из одного помещения в другое. Он не может находиться из года в год в одной и той же предметно-развивающей среде. Создавая предметно-развивающее пространство, следует ориентироваться на потребности детей. Чтобы им было хорошо и уютно, чтобы малышам хотелось идти в детский сад, потому что там можно играть всем и во все, потому что там всего много и все очень красивое и доступное.
Конкурс как активизация педагогического общения родителей с детьми
В настоящее время по-прежнему актуальной остается проблема взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с родителями. Проведение разнообразных конкурсов позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.
Конкурс как создание пособий для всестороннего развития детей
Развивающие пособия – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Они являются отличным средством закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.
Участие в конкурсах влияет на становление педагога как профессионально компетентной, саморазвивающейся творческой личности. Это повышает его авторитет в глазах родителей детей.
3. Обобщение и распространение педагогического опыта (портфолио)
Перспективу вижу в дальнейшем использовании инновационных форм методической работы и создание «Школы успеха», целью которой станет совершенствование практического мастерства педагогов.